От редакции: Недавний резкий антиамериканский демарш Саудовской Аравии и последовавшие вслед за этим отчаянные усилия Вашингтона по скорому латанию дыр в своем ближневосточном тылу (выражение «заплатка» было употреблено агентством Associated Press и растиражировано многими мировыми СМИ) показали, что в ближневосточном регионе происходят кардинальные изменения, отчасти вызванные «арабской весной», а отчасти – последовательным курсом администрации Барака Обамы на разрядку с Ираном.
Наш автор Станислав Хатунцев, отмечая, что у Эр-Рияда не так уж много ходов в торге с США, предположил, что, если Саудовская Аравия не откажется от шантажа Соединенных Штатов, ей придется искать для себя весьма сложную комбинацию новых союзников и торговых партнеров. В частности, должны интенсифицироваться контакты и даже совместные действия с Израилем и Египтом, экспорт углеводородов должен быть серьезно диверсифицирован, а вооружения закупаться, возможно, в России и Китае.
В интервью нашему порталу известнейший американский социолог Джек Голдстоун был куда более консервативен в своих прогнозах, хотя еще в 2011 году предрекал революционное преобразование Ближнего востока и Северной Африки вследствие «арабской весны». Сегодня Голдстоун считает, что в самое ближайшее время, не далее как в 2014 году, регион придет в состояние, в котором он находился в 2010-м, то есть до всех революционных событий на Ближнем Востоке.
Но что обо всех этих событиях думают в Исламской Республике? Как ситуация выглядит оттуда? Являются ли прошедшие 4 ноября в Иране антиамериканские демонстрации (на очередную годовщину захвата американских заложников в Тегеране в 1979 году) свидетельством того, что сближение с США невозможно? Или это лишь отголоски прошлого, тем более, что сделка по ядерной программе Ирана все более обретает отчетливые очертания? Чтобы выяснить это, мы взяли интервью у видного иранского аналитика, профессора факультет права и политологии Мазандаранского Университета (UMZ), автора нескольких широко известных международному экспертному сообществу исследований Резы Эхтиари Амири.
* * *
– Уже некоторое время мир с удивлением и беспокойством следит за конфликтом Саудовской Аравии и США, который совсем недавно взялся улаживать госсекретарь Керри. Может ли, на Ваш взгляд, этот конфликт и жесткая позиция Саудовской Аравии повлиять на политику Обамы в отношении Ирана и Сирии? Можно ли считать позицию Обамы по Сирии и Ирану (не использование силы и разрядку напряженности соответственно) окончательной и стратегической?
– Я не думаю, что этот конфликт может серьезно повлиять на разрядку напряженности между США и Ираном, потому что Иран играет крайне важную роль во внешней политике США. История показывает, что когда США были намерены проводить политику разрядки напряженности по отношению к Ирану, другие страны никак не могли на это повлиять. Так было, например, во время президентства Хатами. Кроме того, мы не должны забывать, что ирано-американские отношения выгодны для США из-за геополитического положения Ирана в регионе.
Конфликт между Саудовской Аравией и США также не повлияет и на мирное разрешение кризиса в Сирии, потому что США ищут средства для ослабления Башара Асада, а не для развязывания новой войны в регионе.
Я считаю позицию Обамы по Сирии и Ирану мудрой и логичной в данный период времени, и, если обстоятельства не изменятся, ее можно считать окончательной и стратегической. Это во многом стало возможным благодаря новому взгляду руководства Ирана и президента Асада на вопрос международного контроля за оружием массового уничтожения, а также ситуации, в которой находится сейчас администрации Обамы.
В данный момент США, с одной стороны, имеют много сложностей внутри страны, а с другой стороны, общественное мнение США не готово к тому, чтобы государство начало еще одну войну на Ближнем Востоке, потому что предыдущие войны – в Афганистане и Ираке – вызвали многочисленные экономические и политические проблемы. При этом США не имеет полной поддержки со стороны своих западных союзников на применение силы на Ближнем Востоке.
– Но почему Саудовская Аравия реагирует так жестко? И могут ли в будущем измениться отношения Ирана и его соседей по региону к лучшему?
– Саудовскую Аравию беспокоят намерения и амбиции Ирана, которые были высказаны при бывшем президенте Махмуде Ахмадинежаде. Внешняя политика Ахмадинежада действительно напугала соседние арабские страны, и он нажил себе врагов в Персидском Заливе. Его заявления и речи, основанные на революционных идеалах, были, мягко говоря, не поняты. Я думаю, если Обама сможет убедить Саудовскую Аравию в том, что ее безопасности и интересам ничего не угрожает, мы увидим перемены в настроении Саудовской Аравии, и она в той или иной степени согласится с политикой США в регионе.
Как мы знаем, в мире политики нет ни вечных врагов, ни вечных друзей. Разумеется, Иран и соседние монархии на юге могут иметь нормальные взаимоотношения – мы наблюдали это во время президентства Хатами.
Тем не менее, я твердо верю в то, что первый шаг должен сделать Иран – завоевать доверие. Иран – революционная страна с шиитской идеологией, которая противоречит суннитской идеологии арабов. В последнее время, каждый раз, когда эта идеология слишком сильно подчеркивалась, и выпячивались революционные лозунги и принципы, появлялось напряжение в отношениях между Ираном и монархиями Персидского залива. Подобное происходило в первое десятилетие после революции, а также во время президентства Ахмадинежада. Если Иран будет искренне вести политику по завоеванию доверия, мы можем ожидать возникновения нормальных взаимоотношений между соседними странами.
– То есть отношения между Саудовской Аравией и США наладятся даже при продолжении курса Вашингтона на разрядку с Тегераном?
– Что ж… Между двумя союзниками могут быть противоречия в интересах и даже случиться похолодание в отношениях, как мы это наблюдали ранее даже в американо-израильском партнерстве. Однако, вследствие общих тревог и общих интересов, подобное напряжение обычно продолжается не очень долго. При новых обстоятельствах это изменится.
Инициатива Саудовской Аравии была вызвана двумя главными причинами. Во-первых, недавним изменением политической линии Вашингтона в отношении Сирии и американо-российским соглашением о мирном урегулировании сирийского кризиса. Другими словами, Саудовская Аравия была разочарована тем, что удар по Сирии не был нанесен. Поворот на 180% градусов, который в последний момент сделала администрация Обамы, привел Саудовскую Аравию в ярость. Саудовская Аравия хотела, чтобы Сирия, как главный союзник Ирана, была уничтожена военной атакой США.
Во-вторых, политика разрядки между США и Ираном вызвала у Саудовской Аравии опасения, что любое потепление американо-иранских отношений может случиться за счет Саудовской Аравии. Эр-Рияд также хочет более агрессивных действий в препятствовании развитию ядерных технологий Ирана. Словом, Саудовская Аравия оказалась одна на обоих полях сражения.
Эта страна всегда, даже во времена правления Шаха, мечтала иметь у себя в соседях слабый иранский режим. Но ее лидеры осознают, что без мощи США и сотрудничества с ними они не смогут изолировать и контролировать Иран как региональную угрозу и стратегического соперника. Таким образом, рано или поздно, Саудовская Аравия вернется к своему главному союзнику, США.
– А какова, по Вашему мнению, позиция Израиля? Как Вы думаете, внутри Израиля есть группы, которые положительно относятся к политике ближневосточной разрядки?
– Я уверен, что Израиль, разумеется, недоволен тем, что происходит между Ираном и США. Недавняя встреча Нетаньяху с Обамой в Вашингтоне 30 сентября, его речь на Генеральной Ассамблее ООН и его встреча с членами конгресса США с призывом усилить санкции против Тегерана говорят о беспокойстве Израиля.
Разрядка напряженности между США и Ираном может улучшить статус Ирана в регионе и в мире. Это неприемлемо для Израиля, который считает Иран непосредственной и серьезной угрозой своему существованию. Тем не менее, существуют некоторые политические группы и деятели в Израиле, которые думают по-другому. По их мнению, Нетаньяху должен успокоиться и не преувеличивать опасность Ирана. Они опасаются, что жесткая политическая линия Нетаньяху может навредить интересам Израиля, а его подход может отрицательно сказаться на способности Израиля влиять на позиции мировых держав в их переговорах с Ираном. Тем не менее, некоторые из них, например, Майкл Орен, посол Израиля в США, хотя и поддерживают дипломатию, но продолжают верить, что «для того, чтобы дипломатия была эффективной, ее нужно подкреплять убедительной угрозой».
– Ирано-американская разрядка, таким образом, – не сугубо двухстороннее дело?
– Разумеется. Улучшение отношений между Ираном и США изменит баланс сил в регионе.
Во-первых, безопасность и само существование исламского режима Ирана останется в надежных руках, как минимум, в течение нескольких ближайших лет. Во-вторых, врагам Ирана в регионе, например, Израилю или некоторым монархиям Персидского Залива, будет запрещено предпринимать односторонние действия против Ирана без разрешения США. Более того, если произойдет улучшение отношений, оно приведет к ослаблению санкций, наложенных на Иран. Это может помочь Тегерану улучшить экономическое положение в стране и со временем повысить свой статус в регионе и в мире.
Беседовала Юлия Нетесова