От редакции: Ближний Восток уже очень давно не был спокойным регионом. Однако монархии залива ― прежде Саудовская Аравия, ― наряду с Израилем всегда являлись крепкими форпостами порядка и определенности. Их незыблемость обеспечивалась стратегическим партнерством с США и, чего греха таить, значительным саудовским и израильским лобби в Америке. Саудовская Аравия, кроме того, обладает такими запасами легкой нефти, что эти запасы, казалось, сами по себе уже являются очевидной гарантией ее места среди ближайших друзей Соединенных Штатов и их союзников в Западной Европе.
Нельзя сказать, что все всегда было гладко в отношениях между Вашингтоном и нефтяными монархами. Вспомним хотя бы нефтяное эмбарго 1973 года! Однако кризис того времени привел к новому долгосрочному равновесию (пусть вооруженному и напряженному) основных сил в регионе, да и во всем мире. Можно с уверенностью сказать, что саудиты стали признанными глобальными игроками, и их взаимозависимость со Штатами представлялась неразрывной.
Но вот все изменилось. Медленное и осторожное движение Вашингтона в сторону «иранской разрядки» и отказ от военной операции против Сирии вызвал резкую негативную реакцию Саудовской Аравии. Это произошло на фоне заметного охлаждения отношений между США и ЕС. Какие шаги может предпринять Америка для выхода из ситуации, в которой она начала терять опору на своих традиционных союзников, подробно описал в своей редакционной колонке Кирилл Бенедиктов.
Но на что рассчитывает Саудовская Аравия? Действительно ли она рвет (хотя бы частично) свои отношения с США? Если да, то какие ходы сделают власти этой страны в дальнейшем? Наконец, могут ли угрозы и критика со стороны богатого нефтью королевства остановить «иранскую разрядку»? Разбирается наш постоянный автор Станислав Хатунцев.
* * *
Эр-Рияд в последнее время является, пожалуй, главным ньюсмейкером на Ближнем Востоке: именно оттуда приходят самые, казалось бы, неожиданные, самые скандальные заявления.
Ранее ас-Саудия ни разу не была представлена в такой ключевой структуре Объединенных Наций, как Совет Безопасности, и очень долго добивалась места непостоянного члена этого международного органа. В конце концов 17 октября она, баллотируясь от группы азиатско-тихоокеанских стран-выборщиков, его таки получила на положенный по соответствующему регламенту двухгодичный срок (2014-2015 годы). Правда, из-за своей, мягко говоря, спорной позиции по отношению к кризису в Сирии королевство набрало наименьшее число голосов из всех кандидатов ― 176 из 191, тогда как Литва получила 187 голосов, Чили с Нигерией по 186, а Чад 184. Тем не менее, вместо того, чтобы порадоваться долгожданной победе, Эр-Рияд тут же объявил об отказе ею воспользоваться. При этом принц Бандар бин Султан, шеф разведки королевства заявил, что данное послание Эр-Рияда адресуется не Объединенным Нациям, а Соединенным Штатам.
Развитие темы саудовского протеста последовало незамедлительно. По данным агентства Reuters, восточный принц «интеллигентной» профессии сказал европейским дипломатам, что Вашингтон оказался неэффективен в урегулировании сирийского кризиса и израильско-палестинского конфликта; кроме того, он обвинил США в попытке сблизиться с Тегераном и в том, что они не оказали саудитам поддержку во время антиправительственных выступлений на острове Бахрейн в2011 году.
Тот же персонаж, кстати, бывший посол Саудовской Аравии в Штатах, которого за дружбу с предшественником Обамы, представителем известнейшего республиканского клана США, любят называть «Бандар-Буш», объявил о «крутом развороте» внешней политики королевства. По его словам, Королевство Саудовская Аравия (КСА) перестает ориентироваться на Вашингтон. Британская The Guardian со ссылкой на неназванный источник заявляет, что Эр-Рияд может пересмотреть свое сотрудничество с США, в частности, уменьшить экспорт нефти за океан, и сократить закупки американского оружия и вообще более не намерен находиться в зависимости от них. Саудовские дипломаты получили распоряжение резко ограничить контакты с американскими коллегами, свести их к необходимому минимуму.
Как можно расценить заявления и практические действия саудовской стороны? Что за ними может скрываться?
Даже если Эр-Рияд серьезно настроен осуществить озвученные угрозы, он вряд ли сумеет сильно навредить Вашингтону. Не настолько сегодня США зависят от арабской нефти в целом и от саудовской в частности, как этого хотелось бы правящей королевской династии. Отказ от продажи «ваххабитских» углеводородов придаст новый импульс «сланцевой революции», за что ее творцы будут Эр-Рияду крайне признательны. Да и сам этот отказ возможен не сразу, а по прошествии нескольких лет, в течение которых Вашингтон при необходимости найдет замену саудовской нефти. Президент Ирана Роухани непременно воспользуется этой возможностью для снятия душащих страну санкций. Не исключено и то, что скоро, к 2020-м годам, начнется новая ― на сей раз «водородная» ― энергетическая революция, связанная с внедрением в производство и началом массового использования автомобилей с двигателями, работающими на соответствующем экологически чистом топливе: совсем недавно группа британских ученых заявила о том, что многие принципиальные проблемы, которые этому препятствовали, успешно решены ею.
По некоторым данным, США ищут дипломата-посредника для ведения переговоров с Эр-Риядом ― в краткосрочной перспективе ссора с давним союзником все же выглядит как дипломатическая неудача, которую необходимо поскорее исправить.
Но потенциальные проблемы саудитов выглядят куда масштабнее.
Хорошо известно, что безопасность КСА, равно как и его союзников в Персидском заливе, целиком и полностью зависит от Вашингтона, покоится на его военном могуществе. Прежде всего, это касается углеводородного трафика через Ормузский пролив и силовых структур аравийских стран, в том числе и Эр-Рияда. Без американского военного зонтика контроль над Ормузским проливом может попытаться установить нависающий над нефтяными монархиями Иран, а без технической помощи и комплектующих из США оружие саудитов утратит боеспособность. Эти проблемы неразрешимы ни в ближайшей, ни даже в среднесрочной перспективе, в которой королевство переключится со Штатов на других «защитников».
Но кто способен «взять под крыло» бунтующий Эр-Рияд? Чисто теоретически в роли нового военно-политического сеньора ас-Саудов можно представить только европейские страны ― имеющую богатое аравийское прошлое Британию вместе с Францией, возможно, с другими государствами ЕС ― Италией, Германией и так далее. Эр-Рияд может обратиться и к Москве, и к Пекину. Но это гораздо менее вероятно, хотя Китай будет не против получить новый источник нефти для своей промышленности. Есть также и оригинальная комбинация местных, региональных сил, которая может сработать. Но об этом ― чуть ниже.
Лондон вместе с Парижем и прочими европейцами вряд ли пойдет на беспрецедентное усиление своего присутствия в Персидском заливе. Даже с безоружной в плане современных ПВО, ВВС и ВМФ Ливией Старый Свет возле своих границ всего два года назад сумел справиться лишь с помощью США. То есть, и у объединенной Европы сил для оказания действенной военно-политической помощи Саудовской Аравии недостаточно.
То же самое можно сказать о России. Недавно вездесущий Бандар посетил палаты Кремля ― то ли для того, чтобы поторговаться по поводу Сирии, то ли чтобы попугать усилением исламского терроризма, то ли, наоборот, предложить военно-политический союз и крупные инвестиции, или, может быть, все вышеперечисленное сразу. Однако и у Москвы возможностей контролировать Залив маловато: наши ВМС, учитывая фактор логистики, для этого слишком слабы. Кроме того, данное предприятие чревато конфронтацией с Ираном, что, благодаря наличию у РФ обширного кавказско-каспийского «подбрюшья», связанного с Поволжьем и с Приуральем, явно не в ее интересах.
Китай такую сложную, масштабную миссию тоже «потянуть» не способен. Флот Поднебесной подобную задачу не выполнит, даже если будет перебазирован к берегам аравийских монархий и в пакистанский порт Гвадар, построенный с помощью китайских инвестиций и технологий.
Эр-Рияду остается одна-единственная комбинация, связанная с суннитским альянсом, сложившимся на базе борьбы с режимом Башара Асада. Турция, союзник КСА по антисирийской коалиции, не заинтересована в чрезмерном усилении Тегерана и в установлении его гегемонии на Ближнем Востоке. Она имеет мощные и современные по региональным меркам армию и флот, который через Суэцкий канал может быть направлен в Аравийское море и далее в Ормузский пролив. Кроме того, после свержения Мурси ас-Саудия оказывает серьезную поддержку новым властям Египта и, по-видимому, рассчитывает на помощь крупных вооруженных сил Арабской республики. При этом Каир должен стать вернейшим из союзников королевства в силу зависимости от финансовых вливаний из Эр-Рияда.
Нельзя не обратить внимания на то, что придя к власти, египетские военные тут же взялись за зачистку Синайского полуострова, который, за исключением южной, туристической его части, фактически охвачен полноценной войной. Ради очищения Синая от террористов Каир готов пойти на беспрецедентные меры ― вторжение в «братскую» Газу. Эта активность может иметь целью стратегическую защиту транспортного коридора из Турции в Аравию, ядром которого является Суэцкий канал. А поскольку Асад в Сирии держится крепко и свалить его, по всей видится, не удастся, то Синай видится кратчайшим и наиболее реальным путем для доставки углеводородов из Залива на берег Средиземного моря с целью их дальнейшей транспортировки на обширный европейский рынок.
Турция сейчас испытывает кризис своей внешней политики, который нет-нет да и переходит в волнения и дестабилизацию обстановки внутри страны. До «арабской весны» Анкара в целом вела политику «ноль проблем с соседями», и произошло немыслимое: стали размораживаться отношения между Турцией и Арменией. Однако массовые выступления на Ближнем Востоке и поддержка Обамы привели к отказу страны от взвешенного и успешного курса. Опираясь в арабском мире на движение «братьев-мусульман», Анкара попыталась стать «старшим братом» для старинных владений Османской империи и перешла к реализации концепции нео-османизма.
Однако «братья», хоть и не утонули в набегающих время от времени волнах «революции», оказались негодным для американо-турецкой архитектуры строительным материалом. Новой Османской империи на гребне «арабской весны» не вышло. Вместо этого Анкара сильно испортила отношения с большинством соседей по региону и открыла свои границы для распространения исламского терроризма.
Все это вместе с неудачными шагами на внутренней арене заметно пошатнуло позиции правящей Партии справедливости и развития. Сейчас она ищет новые возможности в международной сфере, в том числе налаживая отношения с обремененной Крымом Украинской республикой. На днях же казахский лидер Нурсултан Назарбаев предложил Анкаре вместо ЕС пополнить ряды ТС. Но турецкое руководство прежде всего изыскивает возможности для получения страной статуса региональной сверхдержавы. Поэтому оно может пойти на то, чтобы предоставить КСА свой силовой «зонтик».
Понятно, что в замирении Синая не обойтись без санкции Тель-Авива. Но этот заклятый враг Исламской республики уже давно негласно примыкает к суннитскому ближневосточному блоку, и, по всей вероятности, против усиленного присутствия на Синае египетских и, возможно, саудовских войск, которые будут уничтожать угрожающих его рубежам террористов, возражать не будет. А если по полуострову проложат жизненно важные для КСА и уязвимые для ВВС ЦАХАЛа нефтяные артерии, веточка от которых пойдет и в государство Израиль, то это снимет все его беспокойства по поводу присутствия на Синае арабских сил, численность и вооружение которых выйдут за рамки, установленные в Кемп-Девиде. Не исключено, что в будущем ситуацию на полуострове станет контролировать целая коалиция суннитских стран при негласном участии военных Израиля. Для сдерживания Ирана еврейское государство охотно окажет этой коалиции помощь и в Персидском заливе.
Только вышеописанная конфигурация может в значительной степени заменить США в данном регионе в случае свертывания их союзнических отношений с Саудовской Аравией. Но даже она вряд ли спасет династию ас-Саудов. После достаточно скорой смерти больного старого короля там неизбежно начнется борьба за власть между сложившимися в правящей семье кланами, которая откроет двери «арабской весне», третий год удерживаемой Эр-Риядом за решетками тюремных камер.
Сегодня же и сами антиамериканские заявления Эр-Рияда, и, тем более, шаги в направлении замены Штатов в Заливе другими силами будут способствовать именно тому, против чего они направлены ― продолжению процесса установления связей между Вашингтоном и Тегераном.