Terra America

01:06(МСК)
17:06(NY)
14:06(LA)
Армия и КСИР против Халифата

Автор: Станислав Хатунцев
Добавлено: 16.07.2014

Пространство
0
ком
Брежневизация Голливуда?
Главную премию кинофестиваля получил фильм о ЦРУ
Оцените этот контент
     

Прошла церемония вручения награды Оскар. Итоги уже известны и ни для кого неожиданностью не стали. Поэтому нет ничего удивительного в том, что почти никто «Оскар» не обсуждает, то есть не спорят, не дискутируют. Лишь немного комментируют; причем довольно странным образом. Все констатируют следующее: результаты более менее ясны и справедливы.

Но то, что я прочитал сегодня в твиттере, заставляет немало удивиться. Это, впрочем, и дает некоторую пищу для размышлений.

А читаю я о том, что нынешний Оскар – политический. В частности, Ксения Собчак в своем микроблоге на известие о том, что главный приз забрал Бен Аффлек со своей «Операцией “Арго”», отреагировала так: «Ну вот уже и Оскар политизировали, суки». Не менее странным образом высказался и Сергей Доренко: «Оскар у "Операции Арго" – опять политический Оскар, как и год назад». И хотя Арам Габрелянов не стал впадать в крайность и объявлять, что Оскар политизировался, но все же просто отметил: «США молодцы – политический Оскар. Если надо в интересах идеи единения нации – дают без зазрения совести. У нас бы болотные истерили, как резаные».

В прошлом году, на минуточку, главный приз забрал «Артист», который, мягко говоря, как бы совсем не политический фильм. Если, конечно, не исходить из того, что «политическое» – это не только то кино, что посвящено политике.

Но если понимать понятие «политический» крайне широко, тогда что такое неполитический Оскар?! Ведь, по большому счету, любое решение киноакадемиков – политическое – хотят ли они потрафить женщинам, цветным, голосуют ли они за политкорректность, за патриотизм, за признание заслуг других государств в кинопроцессе, за справедливость, да за что угодно.

Какой бы фильм и по какой бы причине американцы ни назвали лучшим, – решение не только может быть проинтерпретировано политически, но оно политическое par excellence. И конечно, всегда будут недовольные любыми решениями.

То есть, я хочу сказать, что ни Доренко, ни Собчак в своих утверждениях абсолютно не правы. Я просто обращу особое внимание на тот факт, что премию получил фильм «Операция “Арго”», а «Цель номер один» – не получила, и даже вообще осталась без какого-либо признания. Хотя политически верным решением было бы дать Оскар именно второму фильму.

И то, что Кэтрин Бигелоу, режиссер «Цели», забрала золотую статуэтку пару лет назад не вступило бы в противоречие с нынешней политикой Оскара, а наоборот, так сказать, шло бы в ключевой ее колее. Ведь главные получатели в этом году забрали по второй, а то и по третьей статуэтке. А еще Бен Аффлек – мужчина, а Кэтрин Бигелоу – женщина. И конечно, чтобы быть совсем политически честными, надо было давать главный приз – слабому полу. Тем более, что и кино у нее без эмоций, совсем не такое, как у Аффлека.

Мне кажется, что ключевая тенденция нынешнего Оскара вовсе не в том, что он якобы политизировался, что само по себе смешно, но в чем-то еще. В чем именно? Итоги церемонии позволяют нам говорить о двух аспектах проблемы, правда отчасти взаимоисключающих.

Во-первых, академики, несмотря ни на что, выдают премии вроде как по заслугам – пусть бы премия эта была вторая или даже третья. Во-вторых, Голливуд, кажется, вступил в тот этап своего кризиса, когда новых талантов уже давно не наблюдается, и потому уже просто-напросто приходится выдавать премии уже заслуженным ветеранам кинематографического движения. Так что получается объективность, помноженная на объективность: «Выдаем премии лучшим, но старым, проверенным, ибо новых нет». Чудом попавший в номинацию «лучший режиссер» бен Зайтлин не в счет.

Таким образом, Дэниел Дэй-Льюс забрал своего третьего Оскара на этот раз за эпическую роль Линкольна. Кристоф Вальц – второго и, кстати, снова за роль немца в тарантиновском фильме, только на этот раз (внимание: ирония) немца хорошего – противника расизма. Энг ли тоже получил второго Оскара как лучший режиссер. И снова ирония: первого он взял за историю нежной любви двух брутальных ковбоев, а второго – за детское кино про мальчика и тигра. Квентин Тарантино получил еще одну статуэтку за «лучший оригинальный сценарий», и теперь первую он с легким сердцем может подарить своему старому доброму врагу Роджеру Айвори – незаслуженно забытому соавтору сценария к «Криминальному чтиву». В свое время Тарантино и Айвори здорово разругались, потому что Айвори почему-то подумал, что Тарантино присвоил всю славу себе.

В очередной раз уважили старика Михаэля Ханеке, получившего Оскара за «Любовь» в качестве лучшего иностранного фильма, уже отмеченного премией Каннского кинофестиваля.

Все так и все правда. Однако аналитики не обращают внимания на самое главное. Кто в итоге получил Оскар, конечно, важно. Но не менее важно и то, кого и за что на Оскар номинировали. Например, не номинировать Тарантино в категории «лучший режиссер» – по меньшей мере, странное решение, а не включить Леонардо ДиКаприо в номинацию «лучшая мужская роль» (не важно, какого плана) – тоже ненормально. И поэтому Оскар, конечно, надо рассматривать в совокупности – не только на последнем этапе, но и тогда, когда становятся известны номинанты.

Более того, следует обращать внимание и на саму церемонию. Например, ведущим нынешней церемонии стал Сет Макфарлейн, популярнейший создатель нескольких анимационных сериалов. В 2012 году он снял очень успешную комедию «Тед» с рейтингом «R» и в итоге выбрался из «гетто» телевидения в мир большого кинематографа. Хотя академики проигнорировали его «Теда», в любом случае то, что его пригласили вести церемонию – это настоящий намек на настоящее же признание. И возможно, через какое-то время Сет Макфарлейн за что-нибудь да получит Оскара.

Ну и напоследок краткий комментарий по фавориту премии. Я всем предлагаю порадоваться за Бена Аффлека. Ведь в одном из последних эпизодов мультсериала «Южного парка» главный персонаж признает следующую истину: «Да, “Операция “Арго” действительно хорошее кино. Но мы все равно ненавидим Бена Аффлека: он снимает хорошие фильмы, встречается с Дженнифер Лопес». На что мальчику отвечают: «Но ведь они давно расстались. Теперь он женат на Дженнифер Гарнер». «Да? А я думал, ему можно только позавидовать. А оказывается, он не менее несчастный человек, чем мы все. Тогда конечно, пускай снимает хорошие фильмы». В общем, я думаю, что примерно такой же логикой руководствовались и американские киноакадемики, когда отдавали свои голоса «Арго». Фильм действительно хороший, да еще и завидовать нечему.

 

P.S. Ожидалось, что лучшим режиссером станет Стивен Спилберг с его «Линкольном». Не вышло. Думаю, это честно. После фильма «Боевой конь» ни о каких солидных призах в отношении Спилберга не может быть и речи. Это можно убить.

Обсудить с другими читателями >
Ранее в рубрике
автор:Дмитрий Петров
автор:Светлана Лурье
автор:Алексей Карякин
автор:Владислав Владимиров
Воображая будущее без счастья
автор:Олег Шендерюк
автор:Владислав Владимиров
автор:Алексей Карякин
автор:Константин Аршин
автор:Денис Руденко
автор:Борис Соколов
автор:Алексей Юсев
автор:Александр Кустарев
автор:Алексей Карякин
автор:Владимир Можегов
США окружают Китай
автор:Илья Крамник
автор:Илья Крамник
автор:Яков Шустов
автор:Яков Шустов
автор:Станислав Хатунцев
автор:Юрий Бурносов
автор:Юрий Бурносов
автор:Светлана Лурье
автор:Алексей Юсев
автор:Борис Межуев, Кирилл Бенедиктов
автор:Ярослав Бутаков
автор:Яков Шустов
Странный маккартизм
Под крылом — Аляска
автор:Яков Шустов
автор:Яков Шустов
автор:Яков Шустов
По ту сторону Конана и Ктулху
Поющие рыбы России
команда авторов
Кирилл Бенедиктов руководитель отдела интеллектуальных расследований. Писатель, политолог. Участник Цеха политической критики
Наталия Быкадорова специальный корреспондент портала Terra America
Василий Ванчугов политический философ, профессор кафедры истории философии факультета гуманитарных и социальных наук РУДН
Наталья Войкова обозреватель портала Terra America, эксперт по гендерным вопросам
Наталья Демченко руководитель отдела спецпроектов портала Terra America
Дмитрий Дробницкий главный редактор портала Terra America. Публицист, политолог
Александра Забалуева выпускающий редактор портала Terra America
Александр Костин эксперт по проблемам безопасности и военно-политического сотрудничества
Никита Куркин один из основателей и продюсер проекта Terra America, участник Цеха политической критики
Эдвард Люттвак американский историк, специалист по вопросам международных отношений, истории военных конфликтов и стратегии действий вооруженных сил.
Виктория Максимова художник, культуролог
Борис Межуев один из основателей портала Terra America, участник Цеха политической критики. Кандидат философских наук, доцент философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова
Юлия Нетесова кандидат политических наук, специальный корреспондент портала Terra America
Александр Павлов Кандидат юридических наук, доцент философского факультета НИУ - ВШЭ
Алексей Черняев кандидат политических наук и заведующий отделом Латинской Америки портала Terra America.