Terra America

12:24(МСК)
04:24(NY)
01:24(LA)
Альянс одаренных и предприимчивых

Автор: Александр Бирман
Добавлено: 15.07.2014

Пространство
0
ком
Секреты счастливого брака от Джада Апатоу
Кино для тех, кому за сорок
Оцените этот контент
     

В позапрошлый уикенд в прокате стартовал новый фильм американского комика, сценариста, продюсера и режиссера Джада Апатоу «Это сорок», получивший в нашей стране название «Любовь по-взрослому». Кино это ждали многие (особенно те, кому сорок или около сорока), ведь Апатоу – один из наиболее любопытных персонажей нынешнего Голливуда, которому удается балансировать на тонкой грани между коммерческим успехом, популярностью у критиков и собственной идеологией.

«Идеология» Апатоу заключается в том, что он не только пишет и снимает фильмы сам, но и продюсирует огромное количество разных проектов, в которые привносит свое видение определенных проблем. А проблемы эти вертятся вокруг одного – брак, отношения в семье, взросление и так далее.

Таким образом, в Голливуде появился мощный монстр, имя которому «Фабрика Апатоу». Но деятельность целой фабрики в одном тексте обозреть невозможно, поэтому сконцентрируемся исключительно на тех фильмах, которые Апатоу непосредственно режиссировал, разумеется, с прицелом на новейший «Это сорок».

Собственно, все темы, интересующие Апатоу, вертятся «около сорока». Первый фильм Апатоу «Сорокалетний девственник» вышел, когда ему сорока еще не было, и это кино – наименее личное из всех четырех его фильмов. Это комедия о том, как мужчина (Стив Карелл) встречает чудесную женщину и как тяжело ему наладить с ней отношения. Все это на фоне относительно пошлых шуток, ориентированных на тех, кому далеко не сорок.

Особенность главного героя лишь в том, что он девственник со всеми вытекающими отсюда последствиями. Поскольку у него нет семьи, то до сорока лет он так и продолжает вести жизнь клевого невзрослого человека – продолжает коллекционировать фигурки, комиксы, играть в приставку. Является ли он жалким с точки зрения создателей? Наверное, все же нет. Грубо говоря, Апатоу настаивает: сорокалетний мальчик только тогда становится мужчиной, когда берет на себя ответственность. Ответственность создает из мальчика мужчину. (Как здесь не вспомнить шутку, бороздившую не так давно в сети, что первые сорок лет в жизни мальчика всегда самые тяжелые).

Во втором фильме Апатоу «Немножко беременна» очередной мужлан (Сет Роган), который не собирался прощаться с прекрасной холостяцкой жизнью, все-таки вынужден взять на себя ответственность, потому что девушка, с которой они даже толком и не знакомы, забеременела. Весь фильм – это путь взросления главного героя, в конце концов осознавшего, что теперь у него началась новая жизнь, и как бы надо стараться быть отцом, мужем, кормильцем... «Приколисты» про то же. Только здесь главный герой (Адам Сэндлер) многого добился и, узнав, что у него смертельная болезнь, начинает размышлять, не стоило ли ему жениться много лет назад?.. Он, было, предпринимает попытку вновь завоевать сердце бывшей возлюбленной, у которой муж и две дочки, но быстро понимает, что такая дурацкая жизнь ему ни к чему.

В целом, вселенная Апатоу – это очень клевый мир еще не до конца повзрослевших мужиков, которые любят «рубиться» в приставку, собираться на игру в карты, выпить пива, посмотреть киношку под чипсы и так далее. Работать? Прошу вас: это не для них. По большому счету, между делом можно и поработать, но разве что комиком или заняться еще какой не особо обременяющей деятельностью. Женщины? Это только разовые акции. Отношения – для дураков.

Наблюдая за этим холостяцким миром сорокалетних мальчиков, догадываешься, что сам Апатоу очень скучает по этой радостной и беззаботной жизни, когда еще у него на шее не висли две девочки, а жена не пилила по поводу и без. Ну, а пилит ли его жена, – вопрос, на который нам предстоит ответить в конце.

Вместе с тем, в фильмах «Немножко беременна» и «Приколисты» Апатоу показывает варианты жизни, альтернативные подобной «вечной молодости». В первом случае изображен, казалось бы, удачный брак сестры девушки, «попавшей в положение». Но брак этот – лишь видимая идиллия, потому что оказывается, что персонаж Пола Радда тайно сбегает, чтобы поиграть с друзьями. В фильме «Приколисты» фактически перед нами тот же персонаж Пола Радда, только теперь уже в исполнении Эрика Бана. Когда жену Бана пытается увести герой Адама Сэндлера, последний справедливо замечает: «Она несчастлива с тобой в браке!», на что герой Бана с неподдельным удивлением сообщает своему конкуренту прописную истину: «Никто не счастлив в браке!». Действительно, будто несчастливый брак – причина разрушать семью?

И самое важное – в обоих случаях жена и две дочки несчастного героя – это настоящая жена и дочки Джада Апатоу.

В новом фильме Апатоу возвращается к персонажам «Немножко беременна» и посвящает все кино Полу Радду и его семье, которая переживает нелегкие времена. Правда, что очень важно, переживает легко. Все действительно сложные проблемы они обсуждают так, будто это и не проблемы. Они разговаривают искрометными шутками, которые, правда, были написаны за них Апатоу. Здесь же появляется и парень – Джейсон Сигал, который реально счастлив, потому что не женат. И когда женатые говорят ему: «Посмотри хоть на грустные глаза Джорджа Клуни. Он грустит, потому что ему одиноко», тот отвечает: «Он так делает, чтобы кадрить телок. Я так тоже умею». (В конце концов, этому персонажу достается Меган Фокс – некогда, а может и ныне – очень модный секс-символ Голливуда).

Но на этот раз в фокусе зрительского внимания женатый человек с семьей, а не сорокалетний мальчик «с идеологией холостяка».

В общем «Это сорок» примечателен прежде всего тем, что Апатоу больше не прячется за персонажами, которых любит/ненавидит и которым завидует. Он нашел в себе мужество, чтобы наконец вывести на первый план себя. Теперь есть только женатый мужчина и его семья. Теперь это кино только про него. Судя по всему, Апатоу либо ждал, когда случится кризис в его семейной жизни, чтобы снять этот фильм, либо ждал, когда этот кризис завершится. Окончание фильма позволяет предположить, что кризис как раз наступил, потому что самое неубедительное в этом кино – это финал. Будто это не жизнь, а всего лишь мираж, сон главных героев. Шутки становятся несмешными, а сюжетные ходы неестественными.

Но «Это сорок» предельно честный фильм. На самом деле очень важный. Вуди Аллен, будучи нью-йоркским евреем, хотя и был озабочен межполовыми отношениями, чему посвятил свои главные шедевры «Манхэттен» и «Энни Холл», все же не стоял перед такой серьезной проблемой, какая встала перед Апатоу. Аллен говорил об «отношениях», а не о «браке», что уже снимало с него груз ответственности мужчины перед семьей.

Аллен – эгоист, ему важно прежде всего личное счастье без обязательств, что, кстати, в конце концов он доказал, когда бросил свою супругу Мию Фэрроу и начал сожительствовать с их азиатской падчерицей. Апатоу сложнее (хотя и тоже нью-йоркский еврей, правда, переехавший в Лос-Анджелес): он – человек семейный. И семью свою не бросил. Во всяком случае пока. Но главное – он не использует «еврейский козырь»…

В конце фильма «Это сорок» отец главного героя говорит своей невестке: «тебе повезло. Мой сын не такой евреестый, как я. Но погоди, вот исполнится ему 50». Но до этого он же заявляет: «У меня есть еврейский козырь», на что невестка ему отвечает: «Но ведь его уже давно побили?». «Нет, нет, что ты? Он вечен. На то он и еврейский козырь, что его вообще нельзя побить». И хотя Апатоу продолжает традиции еврейских шуток над евреями, которые позволительны только евреям, тем не менее, он как бы дистанцируется от «еврейских козырей», заявляя, что хотя у него на руках и есть еврейский козырь, он не будет его использовать.

Кстати, у него эти «еврейские шутки над евреями» проявились с возрастом: раньше он себе такого не позволял, а теперь, когда ему 45, все больше затрагивает эту тему. Однако хитрость Апатоу заключается в том, что он этот козырь использует.

Чтобы доказать это, достаточно вспомнить еврейский анекдот, часто цитируемый Фрейдом. Два еврея встречаются на вокзале, и когда на вопрос одного «Куда ты едешь» первый отвечает «В Лемберг», второй начинает кричать: «Зачем ты говоришь мне, что ты едешь в Лемберг?! Ты говоришь мне, что ты едешь в Лемберг и хочешь, чтобы я подумал, что ты едешь в Краков, но ведь я-то знаю, что ты на самом деле едешь в Лемберг! Так зачем же ты тогда мне врешь?!». Примерно этот же вполне еврейский прием пытается провернуть со зрителем и Джад Апатоу, который говорит нам: «Я несчастлив в браке, хотя у меня все хорошо, как несчастливы в браке и мои женатые персонажи».

Вероятно, Апатоу как еврей хочет, чтобы мы подумали, что он на самом деле счастлив в браке, раз он как еврей говорит, что он несчастлив. Но ведь мы-то знаем, что он на самом деле несчастлив в браке, так зачем же он тогда врет?

Однако, судя по всему, Апатоу все же решает свои проблемы, по крайней мере, временно. И нашел он блестящее решение. Сказать, что идея снимать в кино свою жену и своих детей, заставляя на съемочной площадке «на камеру выедать мозг» другому мужчине и тем самым наблюдать за собой со стороны, прекрасная – не сказать ничего. Это очень особенный и еврейский тип терапии, пусть бы и за счет сорокалетних зрителей, покупающих билеты на фильмы Апатоу.

Обсудить с другими читателями >
Ранее в рубрике
автор:Дмитрий Петров
автор:Светлана Лурье
автор:Алексей Карякин
автор:Владислав Владимиров
Воображая будущее без счастья
автор:Олег Шендерюк
автор:Владислав Владимиров
автор:Алексей Карякин
автор:Константин Аршин
автор:Денис Руденко
автор:Борис Соколов
автор:Алексей Юсев
автор:Александр Кустарев
автор:Алексей Карякин
автор:Владимир Можегов
США окружают Китай
автор:Илья Крамник
автор:Илья Крамник
автор:Яков Шустов
автор:Яков Шустов
автор:Станислав Хатунцев
автор:Юрий Бурносов
автор:Юрий Бурносов
автор:Светлана Лурье
автор:Алексей Юсев
автор:Борис Межуев, Кирилл Бенедиктов
автор:Ярослав Бутаков
автор:Яков Шустов
Странный маккартизм
Под крылом — Аляска
автор:Яков Шустов
автор:Яков Шустов
автор:Яков Шустов
По ту сторону Конана и Ктулху
Поющие рыбы России
команда авторов
Кирилл Бенедиктов руководитель отдела интеллектуальных расследований. Писатель, политолог. Участник Цеха политической критики
Наталия Быкадорова специальный корреспондент портала Terra America
Василий Ванчугов политический философ, профессор кафедры истории философии факультета гуманитарных и социальных наук РУДН
Наталья Войкова обозреватель портала Terra America, эксперт по гендерным вопросам
Наталья Демченко руководитель отдела спецпроектов портала Terra America
Дмитрий Дробницкий главный редактор портала Terra America. Публицист, политолог
Александра Забалуева выпускающий редактор портала Terra America
Александр Костин эксперт по проблемам безопасности и военно-политического сотрудничества
Никита Куркин один из основателей и продюсер проекта Terra America, участник Цеха политической критики
Эдвард Люттвак американский историк, специалист по вопросам международных отношений, истории военных конфликтов и стратегии действий вооруженных сил.
Виктория Максимова художник, культуролог
Борис Межуев один из основателей портала Terra America, участник Цеха политической критики. Кандидат философских наук, доцент философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова
Юлия Нетесова кандидат политических наук, специальный корреспондент портала Terra America
Александр Павлов Кандидат юридических наук, доцент философского факультета НИУ - ВШЭ
Алексей Черняев кандидат политических наук и заведующий отделом Латинской Америки портала Terra America.