Часть первая
Православная Америка дала выдающихся деятелей, богословов, мыслителей, историков, авторов. Широко известны труды протоиерея Иоанна Бера, протопресвитера Иоанна Мейендорфа, протоиерея Георгия Флоровского, протопресвитеров Фомы Хопко и Александра Шмемана. Жизнь этих священников связана с одним из авторитетнейших православных учебных заведений – Свято-Владимирской духовной семинарией.
Численность православных верующих в США всегда неуклонно росла. Как и число приходов. А вместе с ними – потребность в священниках. Это понимали эмигранты – прихожане Северо-Американского митрополичьего Округа, тогда, как мы помним, автономного и шесть лет находившегося под прещениями от Московской Патриархии. Они и основали в Крествуде близ Нью-Йорка семинарию, существующую до сей поры.
Это было в 1939 году. Спустя десять лет совет попечителей университета штата Нью-Йорк утвердил ее предварительный устав. А в 1953 году принял его окончательно.
Выпускники семинарии получают степень бакалавра и магистра богословия. А с 1985 года и степень магистра искусств. В 1966 году семинария вступила (с гостевым членством) в Ассоциацию теологических школ США и Канады, а с 1973 года получила статус участника этого академического объединения, куда входят более 250 учебных заведений.
Президентом семинарии является Архиепископ Вашингтонский, Митрополит всей Америки и Канады, предстоятель Православной Церкви в Америке. До 2007 года общее руководство семинарией осуществлял декан. Но после отставки иерея Иоанна Эриксона (2006 год), руководство разделили между деканом – ответственным за академическую и духовную жизнь, и канцлером – заведующим администрацией и финансами.
В семинарии обучается около ста студентов. За плату в 10 000 долларов в год.
В 1988 году, когда Православие принял видный историк Ярослав Пеликан, чин его присоединения свершили в семинарии. В 2004 году он пожертвовал ей 500 000 долларов.
Среди выпускников семинарии Митрополит Иона (Паффхаузен)[1]; Патриарх Абиссинский, Католикос Эфиопии Абуна Павел; богослов Александр Дворкин[2].
В Ассоциацию теологических школ входит и Свято-Тихоновская семинария в Саут-Кейнане, основанная в 1938 году епископом Арсением (Чичаговым) в Тихоновском монастыре – первом в Штатах, учрежденном будущим патриархом Тихоном.
Третье по значению учебное заведение Православной Церкви в Америке – Свято-Германовская семинария в Кадьяке (Аляска). Наследуя традициям школы на Уналашке, она дает образование коренным аляскинцам, составляющим 90% всех студентов.
После окончания учебных заведений, выпускники, избравшие путь священнического служения могут нести его как в приходах автокефалии, так и в приходах, находящихся в юрисдикции Русской Православной Церкви. Как, впрочем, и других православных Церквей. И – не только.
* * *
Порой, образование служит зеркалом церковной жизни. В своих «Дневниках» отец Александр Шмеман писал об этом так:
«…что-то не так мы делаем. …Добрая половина наших студентов просто опасна для Церкви – по своей… какой-то даже “одержимости”… Православие преломляется в них уродливо, чего-то главного они не чувствуют… а то, к чему тянуться, есть Православие извращенное, надрывное, узкое и, в конечном итоге, – псевдоправославие. Этот разлив какого-то чуждого православия… я чувствую очень остро и очень мучительно. Его вижу и в России, и в Церкви at large[3]… Всюду какое-то беспокойство, надрыв… как если бы не было радости Божьего присутствия, радости о вере. Точно всё время на краю какого-то распада, отчаяния. И вместе с тем невероятное самоутверждение, гордыня, желание “спасать” и “поучать”…».
Но здесь же, на соседней странице – полная оптимизма запись о съезде студентов в той же семинарии:
«весьма утешительное и радостное впечатление. Подумать только: на рождественских каникулах два дня слушать о молитве, присутствовать на службах… Все очень здоровые, веселые, неистеричные дети… Ах, Господи, только бы не вовлекли их в “религиозную экзальтацию”, в какую-нибудь “духовность”…»
В этих записях – отражение сложной ситуации, когда в пределах одной общины живут здоровая вера и светлая практика, и – рядом – “духовность” (в кавычках), формализм одетый то в злакотканое облачение, то в платьишко церковной бабушки…
В «Афонских рассказах[4] профессор Александр Дворкин вспоминает случай, когда к нему в Москву приехал старый друг – православный американец из Техаса, человек многодетный, набожный, но знавший по-русски только четыре слова.
Он ехал в Россию с радостью и светлыми ожиданиями, как и все воцерковленные американцы – русские ли, англо-саксы ли – коих влечет мир православных святынь, лежащий вне их страны: Иерусалим, Афон, Рим, Константинополь, Россия…
Прибыв в Москву, гость из Техаса отправился в город, желая посещать все православные храмы, которые встретит на пути, дабы исполнить свою мечту – помолиться в стране, веру которой он горячо принял. И вот, он заходит в церковь близ Арбата, жертвует деньги, берет свечу и следует к образу Богородицы. Меж тем, в этот день – храм пуст, в нем прибираются бабушки, которых гость в своей устремленности просто не видит. Однако ж они видят его ясно. И преграждают дорогу.
Тот замирает. И, в удивлении, говорит знакомые русские слова: Христос Воскресе!
– Нет! – отвечает женщина. Машинально…
Конечно, это – недоразумение. И оно быстро разрешается. Однако ж, однако ж…
Только ли океаны, язык и культура разделяют сегодня тех, кто един в своей вере?
* * *
Особая тема – роль и место православных в американской политике. Многим памятен кандидат в президенты Соединенных Штатов на выборах 1988 года – губернатор штата Массачусетс демократ греческого происхождения Майкл Дукакис.
Он стал широко известен, когда, на вопрос ведущей ток-шоу: «требовали бы вы смертной казни, если бы вашу жену изнасиловали и убили?» – ответил: «Нет. Я же выступаю против смертной казни всю жизнь».
Вероисповедание кандидатов не играло большой роли в ходе кампании 1988 года. Но штаб Дукакиса допустил просчеты, позволившие победить Джорджу Бушу старшему.
Другой кандидат в президенты – сенатор-демократ от Массачусетса Пол Тсонгас был соперником Билла Клинтона на праймериз 1992 года. Выдвижения он не добился – но показал, что православные играют не последнюю роль в политической жизни США.
Среди православных государственных деятелей нельзя не назвать и одного из руководителей ЦРУ – директора Центрального Разведывательного управления – Джорджа Тенета.
Норма – присутствие православных и в законодательных органах власти. Много созывов в Конгрессе США исправно заседают 5–6 православных законодателей, занимая пятое по численности место после протестантов, католиков, иудеев и мормонов.
Впрочем, о политическом влиянии православных говорит не только численность в органах власти и других государственных постах. Но и их количество в США. Если число чад Автокефальной Православной Церкви в Америке составляет 84 900 человек – 551 приход и 19 монастырей (больше всего на Аляске, в Пенсильвании, Калифорнии и Нью-Йорке), то всего православных – 5 миллионов человек. С одной стороны – не так много (католиков – 77,7 миллионов), а с другой – игнорировать такое число избирателей невозможно.
Кроме того, за участие социально-политической жизни порой выступают и иерархи. Например, предстоятель ПЦА владыка Иона. Он полагал, что пора заявить о своей позиции по ряду проблем. Что они стоят перед выбором: либо замкнуться «в этнических анклавах», либо включится в процессы, имеющие политическое измерение. В ноябре 2009 года он подписал Манхэттенскую декларацию[5]
Тогда члены Синода не поддержали его. В феврале 2011 года они предоставили владыке 60 дней «для личных размышлений и духовного обновления», поручив исполнять его обязанности архиепископу Детройтскому Нафанаилу (Поппу).В ноябре владыка направился в институт Св. Луки для психиатрического обследования. А 7 июля Синод принял его отставку. 13 ноября 2012 года в Свято-Николаевском соборе в Вашингтоне прошла интронизация Предстоятеля Православной Церкви в Америке, Архиепископа Вашингтонского, митрополита всей Америки и Канады Тихона (Молларда)[6].
Несогласие с позицией владыки Ионы не говорит о желании Синода отсечь общину от общественно-политической жизни. Он лишь стремится избегать, что называется, «излишне резких движений», чрезмерного активизма, грозящего смущением паствы.
25 января 2013 года православные были в числе 200 000 активистов, прошедших маршем против абортов, приурочив его к 40-летию вердикта Верховного суда, разрешившего их в США. Под транспарантом «Православные христиане за жизнь» в нем прошли митрополит Тихон и иерархи, духовенство, студенты семинарий и прихожане.
При этом излишне вот эдак брать и запросто относить православных в США к «правым христианам». Да, ясно, на чьей они стороне в таких вопросах, как аборты и однополые браки, но они не взрывают клиники, и не атакуют геев на улице. То, что православные – фундаменталисты, вытекает из самого имени: orthodox. Но при том православный человек – англо-сакс, серб, грек, араб, эфиоп или русский – может иметь либеральный взгляд на ряд социально-политических проблем. Не будем забывать, что оба православных кандидата в президенты были умеренными демократами.
Большая отдельная тема – окормление изгнанников из СССР 70-80 годов. Примеры – глубокое общение отца Александра Шмемана и Александра Солженицына; дружба Василия Аксенова с отцом Димитрием Григорьевым – настоятелем Свято-Николаевского собора (профессором Джорджтаунского университета) и отцом Виктором Потаповым – настоятелем храма святого Иоанна Предтечи в Вашингтоне. Есть и другие примеры. Верится, что это особая и крайне тонкая область отношений на грани религии, политики, науки и искусства найдет своих внимательных исследователей и благодарных читателей.
* * *
После краха безбожных режимов в СССР и «соцлагере», Церковь стала врачевать разделения, вызванные вмешательством властей. Важнейшим из таких примирений стало восстановление в 2007 году канонического общения между Московским патриархатом и РПЦЗ.
Новая волна эмигрантов из православных земель снова преображает состав Православной Церкви в Америке. Она имеет самую высокую среди православных общин США посещаемость и самый большой в последние десятилетия прирост прихожан – 21%. Церковь разделена на 14 епархий. Ее юрисдикция распространяется также на ряд приходов в Мексике, Аргентине, Бразилии, Перу, Венесуэле и Австралии. Богослужение проводится, в основном, на английском языке, но также и на церковнославянском или местных (испанском, алеутском, и так далее).
С начала 90-х годов Церковь имеет подворье в Москве, при храме великомученицы Екатерины на Ордынке.
Тот факт, что автокефалия еще не признана греческими Патриархатами, не мешает Поместным Церквам пребывать в евхаристическом общении. Все они допускают архиереев и клириков к сослужению, порой приветствуют избрание предстоятелей.
Впрочем, надо признать: между Поместными Церквами еще есть и решения Лигоньерской встречи 1994 года, где 29 архиереев разных юрисдикций заявили о желании объединиться в Американскую Православную Церковь. Однако все эти желания пока еще остаются лишь стремлениями.
Но с каждым годом вопрос окормления диаспоры встает всё актуальнее. Не зря в 2009 году решением IV Всеправославного предсоборного совещания в Шамбези в большинстве регионов мира, где есть крупные православные общины, учреждены Собрания Епископов для координации и единения мирян. В Америке их два: один – для Северной и Центральной, другой – для Латинской.
* * *
Мы покидали Афон. Последним монастырем на нашем пути был Ксенофонт. К причалу, откуда уходил паром в Уранополис, следом за нами шел православный монах. Судя по облачению – не местный насельник. С привратником он прощался по-английски, а, услышав русскую речь, обратился к нам на нашем языке. Да еще и как правильно!
– Игумен Панкратий, – представился он. Благословясь, мы узнали, что родился он на советской Украине, а затем, окончив в 70-х Ленинградскую духовную академию, отбыл в Штаты на приход Константинопольского патриархата.
– Помню, власти настояли, чтобы в Академии был портрет Ленина, – рассказал он, когда мы поднялись на борт, – Ну, и завели его. Хотя, по-моему, никогда не вешали. Так и стоял он в актовом зале – в кулисе, на старой парте. А студенты, как туда заходили, так непременно плевали в «вождя». Не хватало нам, как видите, кротости. Не хватало. Да и понятно почему. Это ведь теперь подзабылось, как «красные» душили Церковь… Я что – просто так уехал? Нет, господа, мне в Союзе не продохнуть было…
Теперь отец Панкратий в Чикаго. Приход солидный. Не богатый, но жить можно.
Греки, русские и украинцы. Никакого этнического напряжения ни в приходе, ни в городе. С Православной Церковью в Америке живут по-соседски, порой сослужат.
– Поверьте, господа, придет время (думаю: застану его), когда, несмотря на препоны – прежде всего, хозяйственные – юрисдикций не станет. Православные в Америке объединятся. А после – даст Бог – и во всем мире.
Сбудется, сбудется мечта отца Александра Шмемана – наша общая мечта – о преодолении раздробленности – о «прекрасном христианстве» – совершенном, полном, истинном, принятие коего есть принятие полноты, Божественного совершенства…
[1] С 2008 по 2012 года владыка Иона возглавлял Православную Церковь в Америке. Сейчас находится на покое.
[2] Дворкин Александр Леонидович – исследователь сект, деятель антисектантского движения в России, автор 10 книг на 15 языках. Доктор философии (Фордхемский университет, Нью-Йорк). Работал над диссертацией под руководством о. Иоанна Мейендорфа. С 2009 года – председатель Экспертного совета по проведению государственной религиоведческой экспертизы при Минюсте РФ. ПСТГУ.
[4] Дворкин А. «Афонские рассказы». М., 2006.
[5] Документ, изданный в 2009 году группой христианских деятелей разных конфессий. Его авторы выступили в защиту «основополагающих истин общественного блага и справедливости», как то: неприкосновенность жизни, достоинство брака как союза мужа и жены, свобода совести и вероисповедания.
[6] Прежде – архиепископа Филадельфийского и Восточно-Пенсильванского.