Повышение глобальной мобильности и унификация образовательного процесса привели к тому, что почти три миллиона студентов со всех уголков мира отправляются за высшим образованием в англоязычные страны, прежде всего в США, Великобританию и Австралию. Согласно годовому отчету Института международного образования (Institute of International Education), формирующего свои данные с 1949 года, число иностранных студентов в американских университетах в течение 2010-2011 учебного года выросло на 4,7%, достигнув показателя в 723,277 человек.
Для сравнения: в кризисный 2008- 2009 учебный год там было 671,616 иностранных студентов, обеспечивших дополнительный вклад в американскую экономику в размере 17.6 миллиардов долларов. Из Азии в Новый Свет отправлялись 62% студентов; из Старого Света – 13%, из Латинской Америки – 10%, из Африки – 5%, из Ближнего Востока – 4%, из Океании – 1%.
Приросту числа студентов помогает освоение американскими вузами новых территорий (например, Вьетнама), где до университетской скамьи доросло поколение, для которых звездно-полосатые агрессоры – это персонажи из кино и виртуальные объекты компьютерных игр. Согласно последним данным, опубликованным в середине ноября, иностранные студенты и члены их семей привнесли в прошлом году в экономику США более 20 миллиардов долларов.
Первая десятка стран, из которых приезжают учиться в Штаты, выглядит так. В лидерах дано уже отмечается Китай, который в 2010-2011 учебном году обеспечил Штаты 157,558 студентами (на 23 % больше по сравнению с прошлым годом), на втором месте – Индия (103,895), на третьем – Южная Корея (73,351). Далее идут: Канада (27,546), Тайвань (24,818), Саудовская Аравия (22,704, на 44 % больше чем в прошлом году), Япония (21,290 – это на 14 % меньше, чем в прошлом году), Вьетнам (14,888, на 14 % больше чем в прошлом году), Мексика (13,713) и Турция (12,184). Ну а если на это явление посмотреть сквозь призму гендерных исследований, то следует отметить, что среди иностранных студентов девушки составляют 45 %.
Чему едут учиться в США иностранные студенты? В десятку самых популярных у них направлений изучения в 2009-2010 попали бизнес и менеджмент (22 % от общего числа), инженерные специальности (19%), математика и компьютерные науки (9%), физика и естественные науки (9%), социальные науки (9%), изобразительное и прикладное искусство (5%), медицинское дело (5%), интенсивное изучение английского языка (5%). Гуманитарным наукам приезжают обучаться только 2% иностранных студентов.
В какие университеты зарубежные студенты предпочитают перечислять свои деньги? На первом месте традиционно стоит Университет Южной Калифорнии (University of Southern California, 8,615 студентов). Далее популярностью пользуются: Университет Иллинойса (University of Illinois at Urbana-Champaign, 7,991), Нью-Йоркский университет (New York University, 7,988); Университет Пердью (Purdue University, 7,562), Колумбийский (Columbia University, 7,297); Калифорнийский университет в Лос-Анджелесе (University of California–Los Angeles, 6,249), Университет штата Огайо (Ohio State University, 6,082), Мичиганский университет (University of Michigan–Ann Arbor, 5,995), Университет штата Мичиган (Michigan State University, 5,748), ну и Гарвард (Harvard University, 5,594).
Эту же тенденцию — рост числа иностранных студентов — отмечает и обзор осеннего семестра 2011 года, сделанный на основе данных, полученных от 750 американских кампусов в результате совместного исследования, проведенного восемью ведущими образовательными ассоциациями. Что продолжает стимулировать рост числа иностранных студентов во многих кампусах США? Основными причинами были названы (1) активные усилия американцев по набору абитуриентов, (2) растущая репутация университетов США за рубежом и (3) увеличение числа их связей с учреждениями других стран.
По данным министерства торговли США, возросшее число иностранных студентов в американских университетах в течение 2010-2011 учебного года принесло, как мы уже и говорили, 21 млрд. долларов в экономику США (плата за обучение, расходы на проживание, питание, приобретение предметов жизненной необходимости, транспортировка, медицинское страхование). Такие же данные приводит ассоциация преподавателей, специализирующихся на международных программах обучения (NAFSA: Association of International Educator), каждый год публикующих статистику и ее анализ, причем по каждому штату, а не только в целом по стране. На данный момент Соединенные Штаты остаются наилучшим местом для иностранных студентов, несмотря на усилия университетов в Австралии, Канаде и других странах по привлечению абитуриентов.
Закон об иммиграции 1924 года широко распахнул двери американских университетов для иностранных студентов, однако события 11 сентября 2001 года их «прикрыли». Американская Служба натурализации и иммиграции объявила об ужесточении правил въезда в страну, в том числе и для желающих получить студенческие визы. После тех событий выяснилось, что впустив к себе сотни тысяч иностранных студентов, они не знают о местонахождение многих из них. Служба иммиграции и натурализации США (INS) не имела информации о местонахождении более тысячи выходцев из арабских стран! В итоге службы национальной безопасности потребовали от университетов обращать особое внимание на иностранцев, прибывших в США по студенческим визам, руководство учебных заведений обязали информировать соответствующие госструктуры обо всех личностях, которые не появились на кампусах после прибытия в США, а также о тех, кто регулярно пропускал занятия.
В августе 2006 года ФБР и служба иммиграционного и таможенного контроля США даже арестовали 11 египетских студентов, пропускавших занятия в Университете штата Монтана. В итоге появилось SEVIS (Student and Exchange Visitor Information System) — специально разработанная информационная система, общая база данных, используемая правительством Соединенных Штатов для контроля за студентами и участниками обменных программ, въезжающих на территорию США по визе J (Work and Travel) или F, M (Students). Эта система располагает определенными данными о студенте, которые вводятся им самим в форму, благодаря чему можно следить за местонахождением студента в США и, в случае обмана, аннулировать визу и отправить несостоявшегося студента домой.
Но примерно с 2005 года двери вузов для иностранцев вновь раскрываются все шире и шире. Однако распахивая двери кампусов, Штаты на самом деле не «оказывают помощь в образовании», а извлекают собственную выгоду. И не только экономическую, хотя именно она чаще всего звучит во всех открытых отчетах и данных. Благодаря большому притоку иностранных студентов, формируется своеобразная «клиентская база» для последующих геополитических игр, дипломатических маневров, политических комбинаций. Некоторые из бывших студентов затем оказываются хорошими «агентами влияния» в своих странах, регионах, выгодными деловыми партнерами: с ними удобно договариваться не только потому, что они хорошо владеют английским, но и потому, что они мыслят и действуют в определенной парадигме.
Если на этот же тренд смотреть в парадигме «soft power», то благодаря прохождению через университетские кампусы миллионов студентов формируется значительное число иностранцев, репродуцирующих у себя на родине положительное впечатление о США, причем не только в сфере своей профессиональной деятельности, но и в быту. Примечательным видится в этом контексте пассаж из отчёта комиссии 9/11, где указывалось, что враждебность к Америке, которую испытывал Халид Шейх Мохаммед, «главный архитектор» событий 11 сентября, не была вызвана его «нахождением его в Америке в качестве студента», а лишь агрессивным неприятием внешней политики США, поддерживающих Израиль. Также примечательным видится доклад, подготовленный в 2008 году аналитиками для Сената, где поясняется, (точнее: акцентируется) их внимание на выгоде от притока в страну иностранных студентов, поскольку те вносят «вклад в культурное разнообразие» и «обогащают образовательный опыт самих граждан США», а также «повышают репутацию американских университетов как институций мирового класса».
В докладах других экспертов отмечается еще один положительный эффект от иностранных студентов — из них в последующем Штаты получают для себя высококвалифицированных специалистов, давая, если надо, и вид на жительство. Приток новых высококвалифицированных сограждан заставляет активизироваться других, что в целом ведет к еще большему росту конкуренции, что в совокупности с разнообразием образованных умов положительно сказывается на экономике.
Такими образом, у США, благодаря инновационной и открытой образовательной системе, много со-инвесторов в экономике и со-исполнителей в политике. И особую роль в этом процессе играют иностранные студенты. И наряду с прямой выгодой (получение от них денег за обучение, проживание питание и прочее, благодаря чему притекают миллиарды долларов) есть и, хотя формально и косвенная, но по сути гораздо более значительная — геополитическая — выгода.