От редакции. 27 мая 2013 года, в день 90-летнего юбилея крупнейшего политического деятеля Америки, бывшего государственного секретаря и помощника по национальной безопасности президента США Генри Киссинджера Terra America опубликовала текст известного политолога Сергея Черняховского, в котором описывалась деятельность Киссинджера как дипломата. Именно Киссинджер и его патрон президент Ричард Никсон выступили с американской стороны инициаторами политики «разрядки», которая фактически была приемом администрации США по сдерживанию СССР.
Погасив возможную агрессивность СССР кратковременной «разрядкой», Киссинджер сделал противовесом Советскому Союзу коммунистический Китай. С этого времени экс-госсекретарь стал в США одним из главных лоббистов китайских интересов. Его усилия направлены, в том числе, и на то, чтобы обосновать глубинную осмысленность действий Пекина на поле геостратегии. Киссинджера самого называют великим стратегом, и в отношениях с двумя коммунистическими гигантами он исполнил знаменитую стратагему Сунь-Цзы про обезьяну, которая наблюдает с горы за борьбой тигров.
Генри Киссинджер изучал китайскую стратегию не только на примерах «Искусства войны». Популярная ныне, а прежде находящаяся в привилегированном положении китайская игра Вэй-Ци (иногда переводят как «путь») сыграла важную роль в понимании американцами китайской политики и геостратегии.
* * *
Впервые, чтобы начать переговоры с пекинским руководством, Генри Киссинджер посетил Китай в июле 1971 года. Эта поездка положила начало развитию американо-китайских отношений на высоком уровне, прежде отсутствовавших более 20 лет.
Пребывая с официальным визитом в Пакистане, Генри Киссинджер, находящийся в должности помощника президента по вопросам национальной безопасности, неожиданно исчез из-под пристального внимания журналистов под предлогом болезни. На самолете без опознавательных знаков он в тайне прилетел в Пекин, где на протяжении трех дней вел переговоры с премьер-министром КНР Чжоу Эньлаем.
Этот скоротечный визит послужил быстрой нормализации межправительственных отношений между двумя странами, положил начало сорокалетней работы Киссинджера с Китаем и закреплению за ним статуса одного из самых авторитетных синологов.
За свою жизнь Киссинджер написал множество книг о тонкостях дипломатии, а последняя из них полностью посвящена теме Китая. Книга так и называется – «О Китае». Опираясь на свой богатый опыт общения с китайскими лидерами – Мао Цзэдуном, Чжоу Эньлаем и Дэн Сяопином – он размышляет о том, какое влияние каждый из них оказал на судьбу современного Китая.
Киссинджер ясно отличает стратегические подходы Восточной и Западной цивилизаций. В частности, он иллюстрирует это различие путем сравнения главных стратегических игр: шахмат со стороны Запада, со стороны Востока – вэй-ци. Хотя на Западе вэй-ци наиболее известна под японским вариантом названия «Го» и активно изучается в Японии и Корее уже более тысячи лет, вэй-ци издревле являлась излюбленной стратегической игрой китайских военачальников и государственных деятелей, это находит отражение в литературе, начиная с династии Хань (206 г. до н.э. –8 г. н.э.).
Игра, самая древняя в истории китайцев, называется вэй-ци. Вэй-ци переводится как "игра окружающих частей", строится она по принципу стратегического окружения. Доска, расчерченная линиями 19 по вертикали и 19 по горизонтали, в начале игры пуста. У каждого игрока имеется 180 одинаковых по стоимости камней. Игроки ставят камни по очереди, располагая их в любой перекресток на доске и выстраивая позиции силы, одновременно стремясь окружить и захватить камни противника. Многочисленные схватки происходят в разных частях доски. Баланс сил меняется с каждым ходом по мере того, как игроки осуществляют свои стратегические планы и реагируют на инициативы друг друга. В конце хорошо сыгранной партии доска оказывается заполненной частично заблокированными силовыми районами. Степень превосходства зачастую очень небольшая, и для неопытного глаза отнюдь не совсем ясно, кто же победил.
Г. Киссинджер
Действительно, в вэй-ци целью является завоевание большей, чем у противника, территории, игра может быть закончена без единого захваченного камня, а преимущество одной из сторон будет минимальным. В шахматах же условием победы является уничтожение сил противника.
Кроме того, шахматы в своей структуре имеют феодальные основы: все фигуры ранжированы по старшинству и имеют конкретные функции. В вэй-ци все камни потенциально равны между собой, обладают одинаковыми свойствам, а структура игры больше напоминает борьбу диалектических противоположностей инь и ян, которые, несмотря на противопоставление, образуют между собой единство. Игроки же в данном действии занимают позиции мудрецов, стремящихся поддержать гармонию между двумя началами.
Если шахматы – игра за решительную победу, то вэй-ци – игра затяжной кампании. Шахматный игрок стремится к полной победе. Игрок в "облавные шашки" – старается получить относительное преимущество.
Г.Киссинджер
Залогом гармоничной игры является экономичность. Экономичность в вэй-ци предполагает эффективный, почти эстетический баланс сил, как в их внутренней структуре, так и в их взаимосвязях. В отличие от многих форм конфликта, в которых стратегическая концентрация является ключом к успеху, экономичность в вэй-ци базируется на равномерном распределении усилий по всему полю деятельности и уклонении от прямого конфликта.
Шахматы учат клаузевицианскому подходу с идеей относительного "центра тяжести" и "кульминационного пункта" – игра обычно начинается как борьба за центр доски. Вэй-ци учит искусству стратегического окружения. Если шахматист стремится устранить фигуры своего противника серией лобовых ударов, то талантливый игрок в вэй-ци направляет свои силы в пустые места на доске, последовательно уменьшая стратегический потенциал соперника. Шахматы вырабатывают простоту мышления, вэй-ци – стратегическую гибкость.
Г.Киссинджер
На протяжении партии игрок не должен ставить целью «взгреть оппонента», а скорее, максимизировать собственные потенциальные преимущества и текущие выгоды. Вэй-ци является не столько дуэлью, сколько экономической конкуренцией за дефицитный ресурс.
При игре необходимо видеть доску как единое целое, а не просто как серии независимых ситуаций с неопределенным случайным влиянием друг на друга. Базовой доктриной теории вэй-ци является то, что постановка камня куда угодно на доску оказывает влияние, прямо или косвенно, как на исходную стратегическую, так и на тактическую ситуации.
Можно предположить, что исторически между стратегией вэй-ци и стратегией, используемой Китаем в военных кампаниях, существует значительная взаимосвязь. Если вэй-ци и китайская военная стратегия являются продуктами одной и той же стратегической традиции, вэй-ци может быть использована в качестве аналоговой модели такой стратегии более органично, чем любая другая теория, созданная западными учеными.
Явные факты применения вэй-ци для принятия стратегических решений можно проследить, например, в рукописях Мао Цзэдуна. В мае 1938 года в эссе «Проблемы стратегии партизанской войны против Японии» Мао писал:
… существует две формы окружения силами противника и две формы окружения нашими собственными силами – так же, как в игре вэй-ци. Военные кампании и сражения, проводимые двумя сторонами, похожи на захват камней друг друга, а создание опорных крепостей со стороны врага и партизанских баз с нашей стороны похоже на постановки, направленные на доминирование над пространством доски…
Дополнительное преимущество изучения вэй-ци для понимания принципов восточной стратегии состоит в том, что эта игра более понятна, чем какая-либо одинаково сложная искусственная модель, так как является результатом многовекового интенсивного исследования китайских и японских мастеров. Базовые процессы игры могут быть легко коррелированны с процессами военного конфликта. Структура игры, и в особенности ее абстрактность, делают возможным проведение более глубокой аналогии, чем довольно поверхностное сопоставление западных форм военной стратегии с шахматами или покером.
Не удивительно, что на сегодняшний день игра вызывает всё больший интерес на Западе и используется для обучения военных офицеров. А в 2009 году президент Соединенных Штатов Барак Обама подарил Генеральному Секретарю КПК КНР изготовленный в США комплект для игры в вэй-ци, на оборотной стороне которого был изображен герб специального подразделения вооруженных сил, под которым располагалась личная подпись Барака Обамы.
Можно предположить, что инициатива такого подарка исходила от Генри Киссинджера. Однако если учитывать философский подтекст игры, такой подарок можно расценивать весьма неоднозначно.