Трудный опыт прошлого
Латинская Америка никогда не относилась к числу регионов, где влияние России и СССР было определяющим. Это обстоятельство сказывалось на военно-техническом сотрудничестве, которое находилось в зачаточном состоянии. Пребывая в тени США, латиноамериканские страны весь XX век закупали оружие американского производства. Проникновение советского вооружения ограничивалось отдельными странами, оказавшимися в чрезвычайных обстоятельствах, и во многом носило нерыночный характер.
Советское военное присутствие в Латинской Америке впервые обозначилось на рубеже 1950-1960-х годов, когда с просьбой о помощи обратилась Куба. Поставки советского вооружения помогли кубинцам отразить атаку на Плая-Хирон, поддержанную США. Они стали важнейшим фактором создания военной машины, способной действовать далеко за пределами Кубы – достаточно вспомнить активное участие кубинских войск в войнах на территории ряда африканских стран.
Второй страной региона, активно сотрудничавшей с Советским Союзом, стала Перу. Военный режим во главе с генералом Альварадо, пришедший к власти в 1968 году, взял курс на активное сотрудничество с СССР. Большое впечатление на власти Перу произвела советская помощь после разрушительного землетрясения 1969 года, когда СССР оперативно организовал переброску гуманитарной помощи и техники на другую сторону Земли с помощью стратегических военно-транспортных самолетов Ан-22 «Антей». По иронии судьбы, в Перу СССР сотрудничал с самым настоящим буржуазным правительством, поставляя ему оружие в том числе для борьбы с местными маоистами и троцкистами.
Третьей крупной страной региона-союзником СССР и, как следствие, покупателем советского оружия должна была стать Чили, однако приход к власти Аугусто Пиночета нарушил все планы. В итоге, кроме Кубы и Перу, СССР пришлось удовлетвориться сотрудничеством с маленькой Никарагуа, где в 1979 году к власти пришло движение сандинистов.
К 1980-м годам Куба являлась наиболее активным покупателем советского оружия: ее вооруженные силы были оснащены им на 100%. Перу оставалось на 2-м месте, продолжая активные закупки не только в СССР, но и в Европе. На 3-м месте оставалось Никарагуа, получившее стрелковое оружие и легкую военную технику. Хотя общий объем поставок в Латинскую Америку был немалым, их экономическая рентабельность оставалась под вопросом, так как ряд закупок осуществлялся в рамках кредитов по нерыночным условиям, возврат которых сегодня или невозможен, или проблематичен.
В 1990-е годы список стран региона, закупавших российское оружие, расширился. Вооружение отечественного производства стало появляться в таких странах, как Уругвай, Колумбия и Мексика. Однако в этих случаях не шло речи об организованном военно-техническом сотрудничестве. Имели место ограниченные закупки небольших партий вооружения, в том числе на вторичном рынке подержанной техники, с неясными перспективами на будущее.
Венесуэльский прорыв
Венесуэла стала первой страной Латинской Америки, с которой России удалось наладить регулярное военно-техническое сотрудничество после распада СССР. Это решение, как и прежде, было обусловлено политикой – конфликтом Уго Чавеса с США, в результате чего поставки американского вооружения Венесуэле фактически прекратились. Лидер Боливарианской республики переориентировался на Россию в качестве основного партнера в военной сфере. На сегодняшний день Венесуэла и Россия подписали ряд крупных соглашений о поставках вооружения, обучении военного персонала и организации технической поддержки поставленной продукции. Совокупная стоимость российских поставок в эту страну скоро достигнет цифры в 10 миллиардов долларов. Среди заинтересовавших Венесуэлу систем особо стоит отметить истребители Су-30МК2V, вертолеты, танки, системы залпового огня, автоматы Калашникова и системы ПВО.
Следует отметить, что Венесуэла проводит довольно взвешенную военно-техническую политику. Номенклатура закупок говорит о стремлении Каракаса иметь сбалансированные вооруженные силы, способные адекватно реагировать на «парамилитарные» угрозы и, при необходимости, бороться с регулярными армиями возможных противников. Насколько можно судить, руководство Венесуэлы в принципе не ставит перед собой задачу военного противостояния с Соединенными Штатами. Вероятно, предполагается, что Венесуэла должна избежать военного столкновения с глобальным лидером за счет политических инструментов.
Сотрудничество с Бразилией: большие планы
По примеру Венесуэлы, в последние годы интерес к военному сотрудничеству с Россией проявляет наиболее крупная страна региона – Бразилия. В апреле 2008 года было подписано российско-бразильское соглашение о сотрудничестве в военно-технической сфере. Сегодня приоритетными направлениями взаимодействия обеих стран являются авиация и подводный флот. Первыми российскими летательными аппаратами, закупленными Бразилией стали транспортные вертолеты Ми-171 для авиакомпании Atlas и боевые Ми-35 для Министерства обороны.
Наиболее лакомым куском сотрудничества с Бразилией является возможная покупка ею российских истребителей Су-35С. Ранее объявленный в этой стране тендер на покупку 120 новых истребителей (в том числе – 84 собранных в Бразилии по лицензии) провалился – главным образом, в виду экономического кризиса. Сейчас он возобновлен, и российский истребитель СУ-35С намерен попытать счастья на бразильском рынке в борьбе с французским Rafale, американским F/А-18E/F SuperHornet и шведским JAS 39 Gripen. По некоторым сведениям, возможна закупка Бразилией российских истребителей без тендерной процедуры – после прямых переговоров и достижения соглашения по цене и прочим условиям контракта.
Возможный контракт с Бразилией на поставку 36 машин и 84 комплектов для сборки, плюс вооружение, запчасти, наземная инфраструктура, тренажерное оборудование, подготовка специалистов и прочее, способен принести России доход в 10-12 миллиардов долларов до середины 2020-х годов. Поставки самолетов в Бразилию подогреют в Латинской Америке интерес к российской авиатехнике, что облегчит поиск новых покупателей в этом регионе.
Бразилия заинтересована в получении доступа к новейшим российским технологиям в аэрокосмической сфере, в частности – к разработкам по проекту истребителя пятого поколения. Кроме того, планы Бразилии по оснащению своего флота атомной подводной лодкой также требуют ознакомления с новейшими зарубежными технологиями в этой сфере, и, как можно видеть на примере сотрудничества с Индией, Россия может делиться такой информацией.
Иные страны региона: перспективы туманны
Другая крупная страна региона, Аргентина, обозначала свой интерес к российским системам ПВО и вертолетам. Но по экономическим причинам она не настроена на масштабные закупки вооружения, хотя на сегодняшний день основная масса аргентинского вооружения откровенно устарела. Поставки российской военной техники в эту страну пока ограничиваются небольшим количеством (6 штук) вертолетов Ми-171Е, которые используются, в частности, для полетов из Аргентины в Антарктиду.
Под вопросом находятся и перспективы расширения сотрудничества с Мексикой. В этой стране эксплуатируются более 60 подержанных российских вертолетов, купленных на вторичном рынке, самолеты АН-32 и легкая бронетехника. Поставки оборудования и подготовка специалистов для этой страны приносят отечественным компаниям немалые средства. Однако Мексика традиционно приобретает большую часть вооружения в США – изменение этого положения дел вряд ли возможно без коренных изменений в мексиканской внешней политике.
От большинства стран Латинской Америки сегодня не приходится ожидать запроса на крупные поставки российского вооружения. Тому есть несколько причин, начиная с отсутствия серьезной внешней угрозы и заканчивая экономическими проблемами.
Виды на будущее
В ближайшие 10-20 лет Латинская Америка по объемам закупок отечественного оружия будет серьезно уступать азиатским странам. При условии сохранения сотрудничества с Венесуэлой на нынешнем уровне российский военный экспорт в страны региона вряд ли превысит ежегодный показатель в 1-1,5 миллиарда долларов. Даже в дружественных странах вроде Венесуэлы российской технике придется конкурировать с западноевропейской, поскольку даже Чавес не готов рвать связи с Европой. В перспективе будет нарастать конкуренция со стороны Китая.
Периодически Россия может получать контракты на поставки ограниченного числа дешевых систем вооружения и военной техники для ряда стран региона. Однако долгосрочные контракты на поставку дорогостоящих видов техники возможны только с Венесуэлой и в перспективе – с Бразилией. Заключение крупных контрактов с Бразилией может открыть большие перспективы для сотрудничества с латиноамериканским гигантом. Стоит упомянуть поставки для ВВС Бразилии истребителей 5-го поколения Т-50, которые давно интересуют эту страну. В свою очередь, Россия может извлечь благодаря двухстороннему сотрудничеству немалую пользу от ознакомления с организацией работы в корпорации Embraer.
Интерес той или иной латиноамериканской страны к военно-техническому сотрудничеству с Россией обусловлен, прежде всего, политически – стремлением уменьшить влияние США. Для России подобное развитие событий выгодно во всех смыслах. В экономическом отношении растет экспорт наукоемкой продукции, в стратегическом – «вероятный союзник» получает очередную головную боль, в дипломатическом – поставки российского оружия способствуют повышению авторитета России в регионе. Наконец, в моральном плане военное сотрудничество со странами Латинской Америки не позволяет выдвинуть против России обвинения в поддержке исламского фундаментализма и терроризма, которые звучат по поводу взаимодействия с рядом стран Ближнего Востока и Средней Азии.