От редакции. 20 января 2013 года состоялась инаугурация 44 президента США Барака Обамы. Представитель расового меньшинства Америки, потомок выходцев из Африки, второй раз стал главой Белого дома. Политическая и в целом общественная жизнь США стала определяться во все большей степени этническими меньшинствами, хотя персональное участие их представителей во власти пока еще довольно незначительное. Афроамериканцы в этом отношении превосходят другие расово-этнические группы. Публикуемая нашим порталом статья Анастасии Кувалдиной о роли меньшинств в американской политике была опубликована в № 6 за 2012 год журнала «Полис» («Политические исследования»). «Полис» - один из наиболее авторитетных отечественных журналов, специализирующихся в области политической науки. Именно в этом журнале в 1993 году появилась статья Вадима Цымбурского «Остров Россия», здесь же в 1994 году впервые вышла в свет на русском языке работа Сэмюэля Хантингтона «Столкновение цивилизаций». Журнал продолжает развиваться в традиции академической политологии, той научной школы, в которой Америка имеет приоритетное положение.
* * *
Участие в политической жизни государства невозможно без двух обязательных составляющих: формального права и реальных возможностей. Путь расовых и этнических меньшинств к юридическому и фактическому гражданскому равноправию с белыми американцами – длинный и сложный. Положение афроамериканцев начало меняться с подписанием в 1864 году «Прокламации об освобождении рабов», которая дала толчок к принятию 13-й, 14-й и 15-й поправок к американской Конституции. Они последовательно отменили рабство, предоставили гражданство и равный статус всем, рожденным или натурализованным в США, и гарантировали равные избирательные права. Несмотря на то, что эти положения были закреплены в основном законе страны, в течение долгого времени многие афроамериканцы фактически были лишены базовых гражданских прав.
Второй этап борьбы за их предоставление связан с историей движения за гражданские права. Успехи, которых афроамериканцы добились на этой стадии, были не менее значительными; они нашли свое отражение в ряде официальных документов. В 1957 и 1960 годах были приняты два Закона о гражданских правах. О степени их действенности можно судить по тому факту, что с 1957 по 1962 год число афроамериканцев, зарегистрированных в списках избирателей, увеличилось лишь на 4% [Scher 1992: 247].
В 1964 году президент Линдон Джонсон подписал Акт о гражданских правах, согласно которому были запрещены любые формы дискриминации в сфере занятости, в общественных местах и в других сферах повседневной жизни. В 1965 году, после вспышки насилия в городе Сельма, штат Алабама, был подписан Закон об избирательных правах, который отменил дискриминационные ограничения в этой сфере по любым основаниям: раса, пол, этническая принадлежность, религия. Вплоть до этого момента подобные ограничения фактически сохранялись в законодательстве некоторых штатов. Принятие закона привело к тому, что число афроамериканцев, участвующих в выборах, резко возросло. В семи штатах (Алабама, Джорджия, Луизиана, Миссисипи, Южная Каролина, Виргиния и Техас) этот показатель в абсолютном выражении увеличился с 1,3 миллионов в 1964 году до практически 2,9 миллионов в 1980 году [Simpson, Yinger 1985: 231].
Акт о гражданских правах 1964 года и Закон об избирательных правах 1965 года считаются одними из наиболее важных в борьбе против дискриминации в США. В дальнейшем поправки к закону 1965 года снизили возрастной ценз и аннулировали ценз оседлости. Если движение за гражданские права и законодательные акты, принятые, в том числе, благодаря его воздействию, в первую очередь связаны с темнокожими американцами, то поправка к Закону об избирательных правах, принятая в 1975 году, имеет прямое отношение к другим группам расово-этнических меньшинств. Она гарантировала защиту неанглоязычным избирателям, также были введены в практику двуязычные избирательные бюллетени [Laney 2003: 29].
Как мы видим, основная тенденция развития политической системы питалась стремлением меньшинств обеспечить себе равный юридический и фактический статус с белыми американцами. Однако в этом общем правиле есть примечательное исключение: одна группа расово-этнических меньшинств обладает уникальным статусом. Речь идет об индейцах, живущих в племенах. Около 2 миллионов из числа коренных жителей США принадлежат к одному из 564 племен, официально признанных государством. Статус официально признанного племя получает после подачи петиции в Управление федерального признания племени. Оно должно отвечать семи обязательным критериям, разработанным в 1970-е годы. Одним из требований является предоставление подтверждения фактического существования племени с 1900 г. или ранее в качестве обособленной политической единицы и самобытного культурного сообщества. Так как официально признанные племена не заинтересованы в увеличении своей численности, их ряды пополняются неохотно.
Правительство США наделило племена правом на самоопределение по Закону об индейском самоопределении и развитии образования 1975 года и фактически признает их самостоятельными политическими единицами. В настоящее время взаимодействие американского правительства и индейцев происходит на межправительственном уровне и осуществляется через два федеральных агентства: Бюро по делам индейцев и Бюро образования индейцев. Племена располагают широкими возможностями в области самоуправления: они имеют право формировать собственное правительство, устанавливать собственное законодательство, вводить налоги. Однако государствами в полном смысле они не являются. Племена лишены права объявлять войну, участвовать в международных отношениях, иметь собственную валюту.
* * *
Поддержка определенных политиков, платформ и партий определяется системой ценностей конкретного избирателя. Однако выявить идеологическую ориентацию представителей меньшинств достаточно сложно. В научной литературе неоднократно отмечалось, что представители расовых и этнических меньшинств плохо укладываются в такие категории как «либеральный», «консервативный», «умеренный» [McClain, Stewart 2010: 75- 76, 80; Espino, Leal, Meier 2007: 8]. По-видимому, можно говорить о том, что классическая система оценки ценностей не подходит для их характеристики. А реальные позиции, которые они занимают, являются если не нарушением, то смешением этих категорий. Для представителей меньшинств характерна ориентация на традиционные ценности. Они придают большое значение семье, выступают против однополых браков, не поддерживают легализацию абортов. В жизни афроамериканцев и испаноязычных важную роль играет религия. Последних также сближает с консерваторами давняя традиция прохождения службы в армии США. Такие установки потенциально делают их союзниками Республиканской партии.
Однако, в том числе вследствие значимости семейных ценностей и религиозности, а также стесненного социально-экономического положения, представители меньшинств поддерживают важные постулаты, характерные для либеральной традиции: осуществление социальных программ, активную роль государства в решении проблем малоимущих слоев населения, борьбу за равные права, запрет на владение огнестрельным оружием, прогрессивное налогообложение [The Economist 2010a]. Для испаноязычных особое значение имеют два вопроса: образование на двух языках и иммиграция.
В конце первого десятилетия XXI века американские политики сделали ряд неудавшихся попыток решить проблему иммиграции. Одна из них была предпринята республиканцами в 2007 году, когда ряд сенаторов при поддержке Джорджа Буша выдвинули новый законопроект, направленный на реформирование иммиграционной политики. Он предлагал компромиссное решение: усилить контроль над границей и предоставить амнистию нелегальным иммигрантам.
Хотя иммиграция входит в число приоритетных тем администрации Барака Обамы, в первые два года своего президентства он не уделял ей серьезного внимания. Последним громким событием в этой области стал разработанный республиканцами иммиграционный законопроект в Аризоне, который вызвал большой резонанс не только в США, но и во всем мире. На момент принятия (апрель 2010 года) это был самый жесткий антииммиграционный закон в Соединенных Штатах. Кандидат в президенты от Республиканской партии Митт Ромни назвал закон образцовым для страны; большинство демократов выступает против него.
Проблема иммиграции может повлиять на исход выборов: испаноязычные сыграли важную роль в победе Билла Клинтона на президентских выборах 1996 года. Основной причиной недовольства стала жесткая позиция республиканцев в отношении иммигрантов. Так половина американцев кубинского происхождения проголосовала за Б.Клинтона, хотя традиционно они поддерживают республиканцев.
Система ценностей, безусловно, играет значительную роль в формировании политических предпочтений. В дальнейшем они закрепляются в виде определенной партийно-политической традиции. П. Маклейн и Дж. Стюарт отмечают, что до 1964 года политики активно боролись за голоса темнокожих американцев, а те делали выбор, руководствуясь реальным положением дел в соответствующий период времени. Тогда у них еще не было устойчивой традиции партийных предпочтений [McClain, Stewart 2010: 83]. В дальнейшем сформировалась и закрепилась установка голосовать за кандидатов от Демократической партии. Так в 2004 году за кандидата от демократов Джона Керри проголосовало практически 90% чернокожего населения США. В 2008 году эта цифра превысила 95%, что во многом объясняется участием в выборах чернокожего кандидата в президенты Барака Обамы.
В то же время было бы неправильно утверждать, что республиканцы не имеют никакой поддержки со стороны чернокожего населения США. В 2008 году среди кандидатов от Республиканской партии значительной поддержкой афроамериканцев в своем родном штате Арканзас пользовался Майк Хакаби. Чернокожие американцы занимали высокие посты в республиканских администрациях. Среди прочих можно отметить Государственного секретаря Колина Пауэлла. Он стал не только первым афроамериканцем, занявшим этот пост, но также был и первым темнокожим на посту председателя Объединенного комитета начальников штабов (1989-1993). В этом качестве он пользовался большой популярностью и его называли «черным Эйзенхауэром». В середине 1990-х годов К.Пауэлла уговаривали принять участие в борьбе за пост президента страны, но он отказался.
В период президентства Джорджа Буша-мл. (2001-2009 годы) пост Государственного секретаря США также занимала афроамериканка – Кондолиза Райс. Пост председателя Республиканской партии впервые в истории страны также занял афроамериканец Майкл Стил, бывший вице-губернатор штата Мэриленд. Он возглавлял партию с 2009 по 2011 год. Такие заметные фигуры не могут не обеспечивать поддержку определенной части чернокожего населения Америки. Правда, несмотря на это, в 2008 году республиканцев поддержало рекордно низкое число афроамериканцев.
Более половины испаноязычных отдают предпочтение демократам, в то время как республиканцев поддерживает около четверти из них. При этом в своих партийных предпочтениях испаноязычные существенно отличаются от афроамериканцев. Это гораздо более гетерогенная группа, что проявляется в ее политическом сознании и поведении. Так, американцы мексиканского, пуэрториканского, доминиканского происхождения по своим взглядам демократы. Американцы кубинского и колумбийского происхождения являются сторонниками Республиканской партии. Численность первой группы сильно превышает численность второй. Примечательно, что хотя кубинцы традиционно поддерживают республиканцев, в целом они относят себя к либеральной части идеологического спектра.
На президентских выборах уровень поддержки испаноязычными кандидатов от Демократической партии подвержен значительным колебаниям. В 1996 году Билл Клинтон заручился поддержкой 72% представителей этой группы. В 2000 году Альберт Гор получил 62% голосов латиноамериканцев; в 2004 году соотношение составило 58%-40% в пользу Дж. Керри. Если обратить внимание на географическое распределение голосов «латинос», то испаноязычные, живущие на западе страны, в особенности в Калифорнии, демонстрируют высокий уровень поддержки демократов, вероятно, потому что Калифорния – одна из опор Демократической партии.
Стоит также отметить, что на президентских выборах 2004 года за Дж. Буша-мл. проголосовало рекордное для республиканского кандидата на пост президента количество испаноязычных – 40% [Lopez 2008]. В этом отношении наиболее высоких результатов он добился на Юге. В Техасе, штате, традиционно поддерживающем республиканцев, голоса данного меньшинства распределились в целом поровну. Здесь за Керри проголосовало только 50% испаноязычных. Латинос, проживающие во Флориде (большинство из них – кубинцы), поддержали Дж. Буша (54%). Однако хотя республиканцы понимают важность поддержки данной группы, о чем неоднократно заявляли их представители, говорить о наличии у партии долговременной политики привлечения голосов испаноязычных пока не приходится.
В 2006 году во время промежуточных выборов испаноязычные поддержали демократов по ряду причин, главными из которых были война в Ираке (66% испаноязычных были за вывод войск из Ирака [Latinos 2007]) и нерешенная проблема нелегальной иммиграции. Демократы заручились поддержкой практически 70% испаноязычных, и даже во Флориде голоса данной группы распределились поровну.
Таблица 1
Привлечение голосов меньшинств со стороны Демократической и Республиканской партий, 2010 год.
Демократическая партия
|
|
Афроамериканцы
|
Испаноязычные
|
Активное
|
82%
|
72%
|
Недостаточно активное
|
16%
|
23%
|
Республиканская партия
|
Активное
|
26%
|
33%
|
Недостаточно активное
|
69%
|
56%
|
Источник: Опрос общественного мнения CNN и Opinion Research Corporation, июль 2010 г.
Несмотря на наличие политических предпочтений и традиции голосовать за определенную партию, меньшинства чутко относятся к усилиям со стороны ведущих партий по привлечению их на свою сторону. Опрос общественного мнения, проведенный CNN и Opinion Research Corporation в июле 2010 году, показал, что значительная доля афроамериканцев (16%) и испаноязычных (23%) считают, что демократы недостаточно активно отстаивают их интересы, что делает их при наличии должной стратегии потенциальными сторонниками республиканцев (см. табл. 1).
Так же, как афроамериканцы и испаноязычные, коренные жители США разделяют консервативные, традиционные ценности, но их политические симпатии на стороне демократов. В 2004 году 95% коренных жителей зарегистрировались как демократические избиратели [Aguilar 2005].
Азиатскому меньшинству не свойственна отчетливо выраженная поддержка одной из партий, в этом отношении они сильно отличаются от афроамериканцев и испаноязычных. Американцы китайского, индийского и камбоджийского происхождения скорее поддерживают демократов; вьетнамцы – республиканцев. В кристаллизации их симпатий, по-видимому, немалую роль сыграли исторические факторы, связанные с характером отношений США со странами происхождения, особенно в периоды массовой иммиграции. В некоторых других подгруппах азиатов обстоятельства формирования и политическое поведение, по-видимому, связаны гораздо слабее. Так, американцы японского и корейского происхождения в равных пропорциях поддерживают и демократов, и республиканцев. Согласно данным общенационального опроса американцев азиатского происхождения, более 50% из них не могут определить свою партийную принадлежность и склонны занимать независимую позицию [McClain, Stewart 2010: 76, 89].
Не слишком обремененные партийными узами представители азиатских меньшинств могут круто менять свои политические пристрастия. Например, американцы филиппинского происхождения традиционно поддерживали Республиканскую партию, но на выборах 2008 года перешли на сторону демократов. Незадолго до выборов более трети представителей этой группы не определились, за кого будут голосовать: более трети поддерживало Барака Обаму и чуть меньше трети – Джона Маккейна. Как и для большинства избирателей, решающим было состояние экономики страны. Они также выступили против продолжения в целом курса администрации Дж. Буша-мл. Тот факт, что будущий президент родился на тихоокеанских Гавайях, сыграл не последнюю роль в том, что 58% представителей этой группы проголосовало за него.
Американцы пакистанского происхождения считали, что республиканские администрации в большей степени, чем демократы, настроены вести конструктивный диалог с их родиной. Однако политика Дж. Буша-мл. на Ближнем Востоке не вызывала симпатий у мусульман и привела к изменению их установок. В 2004 году они проголосовали за демократа. На следующих выборах в 2008 году они также отдали предпочтение кандидату от этой партии. Единственная подгруппа азиатского меньшинства, поддержавшая на президентских выборах Дж. Маккейна – вьетнамцы: 67% отдали предпочтение республиканцу [The Asian-American Vote 2009].
В целом, на протяжении двух последних десятилетий происходит смещение азиатской поддержки от Республиканской партии к Демократической. На президентских выборах 1992 года 55% азиатов поддержало Дж. Буша-ст. В 2004 г. 56% азиатов проголосовали за Дж. Керри. И, наконец, в 2008 году Барак Обама заручился поддержкой 62% американцев азиатского происхождения [ibidem].
Включение в американскую политическую систему происходит постепенно и может принимать различные формы, такие как формулирование собственной идеологической позиции, поддержка определенной партии или кандидата, но этот процесс будет неполноценным без непосредственного участия в политике. Как и следовало ожидать, наибольшую активность в политической жизни США демонстрируют белые американцы. За ними следуют афроамериканцы. Испаноязычные и азиаты проявляют меньший интерес к политическому участию. В качестве одного из объяснений этого феномена можно предложить следующее: более высокую по сравнению с другими расово-этническими меньшинствами активность афроамериканцев в политике можно объяснить прямой взаимозависимостью между участием и групповой солидарностью. Сплоченные группы более активны в политике, поскольку индивидуальные завоевания воспринимаются как результат групповых усилий. Представители меньшинств, уровень внутренней сплоченности которых достаточно высок, сознательно интериоризируют общегрупповые интересы; для них лично значимы те же проблемы, что и для всей группы в целом.
Таблица 2
Лица, имеющие право принимать участие в выборах, в основных этнических и расовых группах, 2010 г.
Этническая / расовая группа
|
Доля от численности группы, %
|
Доля от численности группы, млн
|
Белые американцы
|
77,7
|
152,9
|
Афроамериканцы
|
67,2
|
26,1
|
Азиаты
|
52,8
|
7,7
|
Испаноязычные
|
42,7
|
21,5
|
Источник: [Lopez 2011].
Немаловажное значение имеет и тот факт, что доли лиц, наделенных избирательными правами, у расово-этнических групп сильно различаются. Из табл. 2 очевидно, что процент испаноязычных, которые могут принимать участие в выборах, намного ниже, чем у других. Менее половины представителей данной общины могут полноценно участвовать в политической жизни страны. У остальных основных этно-расовых меньшинств этот показатель выше половины, а у белых американцев он приближается к 80%. Потенциал латинос становится более заметным, если обратиться к абсолютным величинам.
Согласно аналитическому докладу исследовательского центра Пью, испаноязычные достаточно аполитичны. В промежуточных выборах 2010 года приняло участие 6,6 миллионов испаноязычных – рекордный показатель для данной группы. С 2000 по 2010 год число испаноязычных, обладающих правом участвовать в выборах, выросло с 13,2 миллионов до 21,3 миллионов, обогнав общую динамику увеличения численности латинос. Здесь нужно отметить, что существует большой разрыв между долей испаноязычных в общей численности населения и в электорате. В 2010 году 16,3% американского населения были испаноязычными, 10,1% могли участвовать в выборах, однако, только 7% действительно приняли участие в них. Автор доклада объясняет этот перепад двумя факторами: возраст и гражданство. 35% представителей данной группы моложе 18 лет, 22,4% из тех, чей возраст позволяет участвовать в выборах, не являются гражданами США [Lopez 2011].
Психологические мотивы феномена низкого политического участия испаноязычных раскрывает М. Джонс-Корреа. По его мнению, иммигранты стараются занять нейтральную позицию между страной своего происхождения и США. Участие в политической жизни предполагает сохранение и/или создание прочных связей. Иммигранты же предпочитают не делать выбор, а держаться на расстоянии, дистанцируясь от политики в обеих странах. На смену этой отстраненности постепенно приходит участие, хотя и менее активное, чем у других расово-этнических групп, во втором и третьем поколениях испаноязычных, связавших свою жизнь с США [Espino, Leal, Meier 2007: 44-63].
Таблица 3
Количество представителей основных расово-этнических групп, принявших участие в выборах президента США (2000 – 2008 годы).
Год
|
Белые, млн, % электората
|
Афроамериканцы, млн, % электората
|
Испаноязычные, млн, % электората
|
Азиаты, млн, % электората
|
2000
|
89,5 (80,7%)
|
12,9 (11,5%)
|
5,9 (5,4%)
|
2 (1,8%)
|
2004
|
99,5 (79,2%)
|
14 (11%)
|
7,5 (6%)
|
2,7 (2,3%)
|
2008
|
100 (76,3%)
|
16,1 (12,1%)
|
9,7 (7,4%)
|
3,3 (2,5%)
|
Источник: [Lopez, Taylor 2009]; http://www.pewhispanic.org; Бюро переписи США (http://www.census.gov).
Основная тенденция в сфере политического участия корреспондирует с процессами, происходящими в области демографии: белый компонент сокращается, а этнический увеличивается. В табл. 3 содержатся данные о количестве представителей меньшинств, проголосовавших на выборах президента в 2000, 2004 и 2008 году, а также о долях этно-расовых групп среди голосовавших.
Вследствие менее активного участия в политике расовые меньшинства (за исключением темнокожих американцев) явно недостаточно представлены в федеральных законодательных органах власти. Так, в 2006 году 31% населения, не принадлежащие к белой расе, делегировали в состав Палаты представителей Конгресса только 12% депутатов, а в Сенате США за всю историю страны работали всего 20 представителей меньшинств [Ethnic Diversity… б.г.]. В 2009 году в Палате представителей было 26 испаноязычных (6% от общего числа) и 41 афроамериканец (9,5%) [The Economist 2010b]. Эти данные иллюстрируют не только недостаточно активное участие меньшинств в политической жизни страны, но так же и тот факт, что сами меньшинства сильно различаются по степени вовлеченности в политику. Здесь лидируют черные американцы.
История участия афроамериканцев в федеральных органах власти насчитывает не одно десятилетие. Первая малочисленная группа афроамериканцев пробилась в Конгресс в последней трети XIX в. от Республиканской партии. Первым афроамериканским конгрессменом США стал сенатор от штата Миссисипи Хайрем Ревелс (1870-1871 годы).
Фредерик Дуглас (1818-1895 годы), выдающийся афроамериканский лидер XIX века, в 1872 году стал первым чернокожим американцем, выдвинутым на пост вице-президента США вместе с Викторией Вудхал от Партии равных прав. Сам Дуглас, правда, о номинации не знал и участия в избирательной кампании не принимал.
Серьезное отличие испаноязычных от афроамериканцев заключается в том, что они не ощущают себя как единую политическую силу. При обилии схожих черт, характерных для всех групп латинос, общая повестка дня у них отсутствует. Отчасти это можно объяснить тем фактом, что в прошлом у испаноязычных нет истории притеснений по расовому или культурному признакам в таких масштабах, как это было у афроамериканцев. Их проблемы в первую очередь обусловлены их социально-экономическим положением, которое, как и проблема иммиграции, могло бы стать естественным консолидирующим, если не цементирующим фактором для сплочения представителей этой группы. Однако до сих пор пан-испаноязычные движения создавались для достижения конкретных целей и носили временный характер.
Это предположение подтверждается опросом общественного мнения, проведенным исследовательским центром Пью, задачей которого было определить, существует ли среди испаноязычных лидер национального масштаба, сопоставимый с М. Л. Кингом или Д. Джексоном. Он показал, что такой фигуры не существует. 64% опрошенных ответили, что не знают о таком человеке. 10% заявили, что такой фигуры нет. Наибольшей популярностью среди латинос пользуется судья Верховного суда Соня Сотомайор (7%). Другие узнаваемые лица: Луис Гутиерес (конгрессмен от штата Иллинойс), мэр Лос-Анджелеса Антонио Виларайгоса (3%), Хорхе Рамос, ведущий вечерних новостей на испаноязычном телевидении «Унивисьон» [Taylor, Lopez 2010].
Представители испаноязычного меньшинства занимают высокие посты в правительстве США и добились значительных успехов в других важных сферах общественной жизни. Лауро Ковасос, министр образования с 1988 по 1990 год, стал первым испаноязычным министром в американской администрации. Среди ныне действующих можно отметить Кена Салазара, бывшего сенатора от штата Колорадо и министра внутренних дел США в администрации президента Б.Обамы с января 2009 года; а также Хилду Солис, министра труда США с 2009 года Также впервые в истории страны представитель испаноязычных появился в Верховном Суде США – Соня Сотомайор.
Азиаты представлены в составе политической элиты США значительно скромнее, хотя и среди них есть громкие имена. Например, Гэри Фэй Лок – министр торговли США с марта 2009 года[1]. Лок – первый и единственный (на 2009 год) американец китайского происхождения, занимавший пост губернатора (в штате Вашингтон с 1997 по 2005 год). В администрации Б.Обамы есть еще два представителя азиатской общины: министр энергетики США, лауреат Нобелевской премии по физике 1997 года Стивен Чу (американец китайского происхождения) и министр по делам ветеранов Эрик Шинсеки (американец японского происхождения).
Первым американцем азиатского происхождения, пробившимся в Конгресс США, стал индиец Далип Сингх Саунд. Он был членом Палаты представителей от штата Калифорния от Демократической партии с 1957 по 1963 год. Первый губернатор индийского происхождения – Бобби Джиндал, республиканец, занимающий с 2008 года пост губернатора штата Луизиана. В 36 лет он стал самым молодым губернатором США.
Наиболее скромна политическая роль коренных народов. Политическое участие индейцев на общенациональном уровне – самое низкое среди меньшинств, их активность в племенных выборах в два раза выше [Ahtone 2008]. Подобное положение дел объясняется рядом причин. Во-первых, далеко не все индейцы считают участие в политической жизни США оправданным. Некоторые видные фигуры в племенной иерархии призывают полностью отказаться от взаимодействия с США, считая американское правительство оккупационным. Они призывают коренных жителей бороться за полную территориальную и политическую независимость от Америки. Во-вторых, многие индейцы полагают, что важные законодательные решения, влияющие на их жизнь, принимаются именно внутри племен, а не федеральными органами власти или в столицах штатов.
Тем не менее, в последние два десятилетия индейцы демонстрируют возрастающую активность в национальной политике. Они не выставляют своих кандидатов, но оказывают поддержку тем деятелям, которые отстаивают их повестку дня. Среди наиболее важных для них вопросов можно выделить бедность, здравоохранение и медицинское страхование, домашнее насилие, алкоголизм, высокие цены на бензин, охрана окружающей среды.
Основным источником финансирования политической деятельности служат доходы от игорного бизнеса в резервациях. Индейцы делают взносы в политических кампаниях разных уровней. Кроме того считается, что в некоторых случаях именно их голоса определили результат выборов. В качестве наиболее яркого примера приводятся выборы 2000 года в штате Вашингтон. Благодаря поддержке местных коренных жителей кандидат от Демократической партии Мария Кантвел одержала победу над действующим сенатором штата, республиканцем Слейдом Гортоном, противником индейского самоуправления [Wilkins, Stark 2006: 229-241]. Кантвелл победила с незначительным перевесом в 1953 голоса из 2,5 миллионов поданных на выборах (0,08%). В таких штатах, как Аризона, Калифорния, Невада, Оклахома, Северная Каролина коренные жители входят в число так наз. не определившихся избирателей, голоса которых на выборах обычно становятся решающими.
На общенациональном политическом уровне представители коренных народов практически не заметны. В настоящее время политики индейского происхождения – скорее исключение, чем правило. Чарльз Кертис занимал пост вице-президента при Герберте Гувере в 1929-1933 годы. Бен Кэмпбелл, республиканец из Колорадо, вождь северного племени шайенов, был сенатором США с 1993 по 2005 год.
Подводя итоги, еще раз отметим, что представители основных групп расовых и этнических меньшинств играют все более активную роль в политической жизни США. Несмотря на различные политические предпочтения, в последние два десятилетия закрепилась тенденция голосовать за кандидатов-демократов. Однако в силу смешанной идеологической ориентации представители меньшинств разделяют положения как либеральной традиции, так и консервативной. При наличии продуманной стратегии привлечения их на свою сторону, Республиканская партия потенциально может эту тенденцию изменить.
_________________________
Aguilar R. 2005. The Blue Tint of Indian Country. Доступ: http://www.alternet.org/story/27024?page=1
Ahtone T. 2008. Paying Attention to the Native American Vote. Votes of Native Americans could impact several battleground states. Доступ: http://www.pbs.org/frontlineworld/election2008/2008/11/paying-attention-to-the-n.html
Espino R., Leal D.L., Meier K.J. (Eds). 2007. Latino Politics: identity, mobilization and representation. University of Virginia Press.
Ethnic Diversity in the Senate. б.г. Доступ: http://www.senate.gov
Laney G.P. 2003. The voting rights act of 1965: Historical Background and Current Issues. N.Y.: Nova Science.
Latinos and the War in Iraq. 2007. Washington, DC: Pew Hispanic Center. Доступ: http://pewhispanic.org
Limonic L. Latinos and the 2008 Presidential Elections: A Visual Data Base. Center for Latin American, Caribbean & Latino Studies. Доступ: http://web.gc.cuny.edu/lastudies
Lopez M.H. 2008. The Hispanic Vote in the 2008. Washington, DC: Pew Hispanic Center. Доступ: http://www.pewhispanic.org/2008/11/05/the-hispanic-vote-in-the-2008-election
Lopez M.H. 2011. The Latino Electorate in 2010: More Voters, More Non-Voters. Washington, DC: Pew Hispanic Center. Доступ: http://www.pewhispanic.org/2011/04/26/the-latino-electorate-in-2010-more-voters-more-non-voters
Lopez M.H., Taylor P. 2009. Dissecting the 2008 Electorate: Most Diverse in U.S. History. Washington, DC: Pew Hispanic Center. Доступ: http://www.pewhispanic.org/2009/04/30/dissecting-the-2008-electorate-most-diverse-in-us-history
McClain P.D., Stewart J.S. Jr. 2010. «Can we all get along?»: racial and ethnic minorities in American politics. Westview Press.
Scher R.K. 1992. Politics in the new South: republicanism, race and leadership in the twentieth century. N.Y.: Paragon House.
Simpson G.E., Yinger J.M. 1985. Racial and Cultural Minorities: An Analysis of Prejudice and Discrimination. Fifth edition. N.Y.: Plenum Press.
The Asian-American Vote in the 2008 presidential election. 2009. Asian American Legal Defense and Education Fund. Доступ: http://www.aaldef.org/docs/AALDEF-ExitPoll-2008.pdf
Taylor P., Lopez M.H. 2010. National Latino Leader? The Job is Open. Washington, DC: Pew Hispanic Center. Доступ: http://www.pewhispanic.org/2010/11/15/national-latino-leader-the-job-is-open
The Economist. 2010a. Power in numbers. Доступ: http://www.economist.com/node/15213228
The Economist. 2010b. Reshaping politics. Доступ: http://www.economist.com/node/15213252
Wilkins D.E., Stark H.K. 2006. American Indian Politics and the American Political System. Rowman & Littlefield Publishers.
[1] С августа 2011 г. Г. Лок занимает пост посла США в Китае.