05:43(МСК)
21:43(NY)
18:43(LA)
Год Сноудена в России

Автор: Наталья Демченко
Добавлено: 18.07.2014

Пространство
0
ком

Почвенники Латинской Америки

Возврат к индейским корням как социально-политическая программа
Автор: Александр Буланов
Оцените этот контент
     

Назад к истокам

Война за независимость Латинской Америки не принесла индейцам ни свободы, ни равноправия. В большинстве стран региона после завоевания независимости положение индейских общин и племен только ухудшилось. Испанцы рассматривали автохтонное население как своих поданных и наделяли их определенной автономией – напротив, республиканцы часто видели в самом существовании индейцев одну из главных причин отсталости своих государств.

XIX век был свидетелем целого ряда попыток либералов решить индейскую проблему за счет метисации, культурной ассимиляции и разрушения традиционных индейских институтов. Хотя отдельные индейцы, например, знаменитый президент Мексики Бенито Хуарес, добивались социального успеха, это практически не влияло на жизнь туземного населения. Широкое распространение в Латинской Америке получили идеи аргентинского президента Доминго Сармьенто о необходимости избавиться от «варварства» в том числе путем уничтожения индейцев, вершиной чего стали аргентинские и чилийские военные кампании по завоеванию пампы.

Отношение к индейцам стало изменяться в конце XIX века. Именно в это время у ряда представителей креольской интеллигенции появился серьезный интерес к историческому и культурному наследию индейцев, который совпал с разочарованием политикой тогдашних латиноамериканских государств. Началась переоценка роли автохтонного населения в странах вроде Мексики и Перу, где в прошлом существовали крупные центры доколумбовых цивилизаций. В первой половине XX века зародился и оформился индихенизм – культурное течение, которое стремилось переосмыслить прошлое и настоящее региона в рамках антиевропейской концепции, связывавшей специфику Латинской Америки с наследием индейских народов.

Последователи индихенизма по большей части дистанцировались от непосредственной политической деятельности, посвящая себя изучению индейской культуры и просвещению туземного населения. Хотя эта позиция всегда подвергалась критике, особенно слева, в долгосрочной перспективе она оказалась во многом результативной. Без деятельности индихенистов были бы невозможны ни повстанческие движения вроде «Сияющего пути», ни режим индейского национализма, который создал в Боливии ее нынешний президент Эво Моралес.

Индихенизм в Андах: вернуться к фундаменту

Важнейшим центром индихенизма с самого начала оказались Перу и Боливия. В этих государствах чистокровные индейцы составляли и составляют очень большую долю населения, что не позволяло избежать вопроса об их роли в жизни общества. Немалую роль также играла память об империи инков, которая воспринималась многими как вершина исторического развития андского региона.

Стимулом к развитию индихенизма стал сокрушительный разгром Перу и Боливии в ходе Второй Тихоокеанской войны. Стало очевидным, что социальный строй, с небольшими изменениями унаследованный от колониальной эпохи, не позволяет этим государствам конкурировать на международной арене. Ни распространенный в Латинской Америке либеральный позитивизм, ни литературный модернизм не могли дать ответа на вопросы, волновавшие интеллигенцию Перу и Боливии. В этих условиях возник спрос на переосмысление истории, позволяющее дать позитивную оценку культурно-исторической самобытности этих стран.

Первым к теме индейца и его жизненного пространства обратился боливийский философ Хайме Мендоса (1874 – 1939 годы), создатель так называемой «мистики земли». Он исходил из чисто позитивистских взглядов о влиянии среды обитания на жизнедеятельность человека, но, в отличие от господствовавшего тогда преклонения перед западной цивилизацией, воспевал индейцев аймара и природу Альтиплано.

Историк и политик Асильдес Аргедас (1879 – 1946 годы) впервые стал рассматривать индейцев как главную движущую силу национальной культуры: он выдвинул тезис о том, что Боливия – это, прежде всего, индейская страна.

Схожие идеи развивал креольский аристократ Франц Тамайо (1876 – 1956 годы), который провозгласил индейцев главным богатством Боливии, поскольку именно их труд – основа всего, что создано боливийским обществом. Тамайо подчеркивал, что белые, которые благодаря своему техническому превосходству завоевали Америку, не обладают жизненными силами для исторического творчества в этой стране. Поэтому единственный выход для белых – метисация, слияние с индейцами, чтобы получить таким способом энергию, позволяющую плодотворно действовать в Андском регионе.

Важнейшую роль в развитии индихенизма сыграла Ассоциация в защиту индейцев, созданная в начале XX века в перуанской столице Лиме. Ее целью было осуществление коренной переоценки роли и места индейцев в истории и современности Перу. Большую роль в этом сыграли археологические исследования перуанского археолога Хулио Тельо (1880 – 1947 годы), которые показали, что территория Перу была местом зарождения древнейших доколумбовых цивилизаций. Одновременно происходили серьезные сдвиги в перуанской литературе, где сторонники индихенизма стремились опровергнуть представление о физической и умственной неполноценности индейцев.

Индихенизм приобрел политическое измерение в 1920-1930-е годы. В эти годы в Перу сформировалось радикальное течение, известное как апризм. Его основатель Виктор Рауль Айя де ла Торре (1895 – 1978 годы), один из виднейших перуанских политиков, делал ставку на индейское крестьянство в борьбе против местной правящей олигархии и транснационального финансового капитала, подчеркивая необходимость защиты интересов и традиций индейцев. Ему принадлежит идея о целесообразности замены названия «Латинская Америка» на «Индоамерика». К воззрениям апристов был близок и основатель перуанской компартии Хосе Мариатеги (1895 – 1930 годы), призывавший совершить революцию за счет опоры на индейскую общину. Хотя консервативное перуанское правительство в 1932-1934 годах разгромило апризм с помощью вооруженной силы, идеи этого движения сохраняли популярность.

Виднейшим деятелем индихенихма стал профессор Луис Валькарсель, выдвинувший тезис о том, что «воскрешение» (resurgimiento) индейцев возможно только при условии возвращения к положению вещей, существовавшему до прихода испанцев в Новый Свет. Утопичность этого тезиса скоро стала очевидной, и сам Валькарсель, будучи министром образования, в 1940-е годы реализовывал «индихенизм конкретных дел», сводившийся к точечным мерам повышения уровня образования и культуры крестьян-индейцев.

Индихенизм постепенно превратился в важную часть перуанской и боливийской политической риторики, хотя добиться существенного прогресса социально-экономического и политического положения индейцев не удалось. Во многом под влиянием этих идей действовала левая военная диктатура Веласко Альварадо (1968 – 1975 годы), которая осуществляла «План Инка», предполагавший ликвидацию латифундий и поощрение коллективных форм земельной собственности, то есть общин крестьян-индейцев. Апогеем данных тенденций стало объявление в 1975 году индейского языка кечуа вторым равноправным государственным языком Перу. Под сильнейшим влиянием концепций индихенизма находилось и повстанческое движение «Сияющий путь», которое заявляло о намерении реставрировать в Перу социальный строй эпохи инков.

Индихенизм сохраняет свою популярность в андском регионе и сегодня. Пример тому – Боливия, президентом которой является индеец аймара Эво Моралес, предпринимающий систематические усилия по передаче ключевых социальных позиций индейцам и превращению индейской культуры в основу общенациональной. Во многом сочувствует идеям индихенизма и нынешний президент Перу Ольянта Умала, который является индейцем кечуа. Столь экзотические, на наш взгляд, затеи Моралеса, как легализация коки или введение на государственном уровне культа индейской богини плодородия Пачамамы, имеют глубокие корни в индихенизме, связывающем решение острых социальных проблем андских стран с возвратом в той или иной форме к культурному наследию индейских народов.

Индихенизм в Мексике

Зарождение индихенизма в Мексике связано с именем первого национального антрополога Мануэля Гамио (1883 – 1960 годы), который в 1915 году предложил программу изучения индейских народов с целью ускорить их приобщение к современной цивилизации. Гамио призывал: «Чтобы инкорпорировать индейца, мы не претендуем европеизировать его одним ударом, наоборот, давайте сами индеанизируемся…». Таким образом, с самого начала мексиканские индихенисты преследовали иную цель, чем их единомышленники в андских странах. В Мексике речь шла не о реставрации доколумбовой цивилизации, а о поиске оптимальных способов включения индейцев в постреволюционное мексиканское общество.

Важная роль в намечавшихся преобразованиях отводилась языку. Знаменитый министр просвещения Мексики Хосе Васконселос (1882 – 1959 годы) в 1920-е годы попытался копировать опыт СССР, выдвинув идею «мексиканизации» всех жителей Мексики с помощью национальной сельской школы. В целях повышения эффективности индоктринации в школах вводилось двуязычное обучение: на испанском и распространенном в данной местности индейском языках.

Мексиканская политика в отношении индейцев стала более энергичной в 1930-1940-х годах. Ее цель обозначил президент Ласаро Карденас (1934 – 1940 годы) в своем выступлении на Первом межамериканском индихенистском конгрессе: «Задачей нашей индихенистской политики является не поддержка аборигенов как аборигенов или индеанизация Мексики, а мексиканизация аборигена». В 1948 году был создан Индихенистский национальный институт, который подчинялся непосредственно канцелярии президента Мексики. Его основатель А. Касо считал, что основные проблемы индейцев находятся в сфере культуры и связаны с отсутствием материальных и духовных связей с внешней средой, ясного чувства принадлежности к мексиканской нации и практических знаний, необходимых для замещения прежних магических практик. Данный институт участвовал в ряде прикладных проектов по развитию отдельных индейских общин или районов. Для реализации обширных планов нужны были кадры, поэтому в 1946 году для их подготовки была создана Национальная школа антропологии и истории, которая занималась подготовкой специалистов по проблемам индейцев.

Мексиканские индихенисты были практиками на службе у государства: в целом они оставались далеки от проектов «возвращения к индейским истокам», а занимались решением задач эффективного управления общинами и племенами аборигенов. Им удалось добиться немалых успехов в деле интеграции индейцев Мексики в состав мексиканской нации, хотя в ряде мест, прежде всего в Чиапасе, попытки государства управлять индейцами натолкнулись на их ожесточенное сопротивление.

* * *

В настоящее время индихенизм как идейное движение латиноамериканской интеллигенции прекратил существование. Вопросами возрождения традиционных индейских культур, языков и социальных практик в современных условиях занимаются, прежде всего, государственные структуры и организации самих индейцев, а не группы интеллектуалов.

Тем не менее, влияние индихенизма на жизнь ряда стран Латинской Америки было и остается большим. Это течение причастно к коренным изменениям в обществах региона, которые произошли в 1980-1990-е годы и стали прологом «левого поворота». Нельзя отрицать прямое воздействие индихенизма на риторику и политику президентов-индейцев Умала и Моралеса, хотя в целом «боливарианский социализм» довольно далек от идей индихенизма. Идеи латиноамериканского почвенничества и сегодня являются важной составляющей общественно-политической жизни «пылающего континента». 

Автор: Александр Буланов
Обсудить с другими читателями >
Ранее в рубрике
автор:Денис Руденко
Прощание с Хемингуэем
51-й штат?
автор:Борис Соколов
XCOM – шахматы будущего
автор:Егор Просвирнин
С извращенцем по идеологии
автор:Алексей Юсев
Страх растворяется в воздухе
«Россия – самая свободная страна Европы в выборе форм образования!»
автор:Татьяна Ковалева
Почему Джордж Сорос остается в Америке?
автор:Александр Кустарев
То, что вы не видите успехов ЦРУ, не означает их отсутствия
Как постричься миллиардеру в Америке
автор:Юрий Бурносов
О грядущем домов в 1000 этажей и «колесных костюмов»
автор:Сид Мид
автор:Алексей Карякин
Русские сны Европы
автор:Владимир Можегов
Почему местная полиция надежнее агентов за рубежом?
Американские информбюро
США окружают Китай
автор:Илья Крамник
автор:Сергей Мурзинский
Богатое наследие дешевого кино
автор:Александр Буланов
Америка: возвращение идеального
автор:Дмитрий Дробницкий, Александра Забалуева, Борис Межуев
Реквием по демократии
Первые контуры постчеловеческого мира
автор:Егор Просвирнин
Гарри Гаррисон: плохие времена не могут продолжаться долго
автор:Василий Мидянин Юрий Бурносов
Митт Ромни и Латинская Америка
автор:Александр Буланов
Республиканцы усиливают свои позиции в Голливуде
автор:Борис Соколов
История человека и книги
автор:Георгий Осипов
автор:Илья Крамник
Следы «Нового курса»
автор:Яков Шустов
Почему Джокер?
Взболтано? Смешано!
Тень Уго Чавеса: что такое Боливарианский альянс
автор:Александр Буланов
Демократия по Dr. Pepper
Что читать о Холодной войне
автор:Яков Шустов
Политические мячики Старого Света
Один глаз и половина лба
автор:Дмитрий Володихин
автор:Лев Масиель Санчес
Фашизм по-американски
«Белый тигр» и американские китобои
автор:Станислав Хатунцев
Чили: рассуждения о левом мифе Латинской Америки.
автор:Яков Шустов
Военное сотрудничество России и стран Латинской Америки: осторожные надежды
автор:Илья Крамник
Откуда пришел «Белый тигр»?
автор:Юрий Бурносов
Москва и Каракас: за чей счет дружба?
автор:Алексей Карякин
«Сделано в Рио-де-Жанейро» – это серьезно
Американцы создадут Ельцин-Центр в Екатеринбурге
Тим Бертон, хватит лицемерить!
Познавательная урбанистика сериалов
По мотивам По
автор:Юрий Бурносов
Американская готика: между пошлостью и искусством
Социальная подоплека «посредственного блокбастера»
автор:Алексей Юсев
«Бонапартизм» Люттвака vs «Гандизм» Шарпа
автор:Яков Шустов
Высшая мера – для сержанта Бейлса?
автор:Андрей Ларин
Deadline для Эры Водолея
Ностальгия по-американски
Голливуд смотрит на Россию. Часть II
автор:Яков Шустов
«Я не боюсь открытия базы в Ульяновске!»
автор:Евгений Ройзман
«Ловушка» демократизации
автор:Светлана Лурье
В «Симпсонах» было все…
В поисках золотых бобов Госдепа
«Сравнение между Россией и Бразилией очевидно»
автор:Клайд Престовиц
Голливуд смотрит на Россию. Часть I
автор:Яков Шустов
Плохое американское кино на грузинские деньги
Русские в плену журналистского PR
автор:Яков Шустов
Латиноамериканцы во внутренней политике США
автор:Алексей Карякин
Прогулка с экспатом
Истоки и смысл мексиканской нарковойны
автор:Алексей Карякин
Анатомия латиноамериканской преступности: случай Гватемалы
автор:Эльвина Таракихи
Опыт Мексики: несостоявшаяся «революция кактусов»
Как значки, футболки и стикерсы делают президентов
автор:Яков Шустов
Чаепитие с железной леди
автор:Алексей Юсев
Лозунг «защиты мира» не следует принимать близко к сердцу
автор:Игорь Джадан
Стивен Долдри на Манхэттене
Мир меняется. Меняются и войны
автор:Борис Межуев, Кирилл Бенедиктов
Занимательное драконоведение девушек и их татуировок
автор:Алексей Юсев
Негарантированные ценности
В Белый дом через телеэкран. Часть II
автор:Яков Шустов
В Белый дом через телеэкран. Часть I
автор:Яков Шустов
Латинская Terra наша America
Друг и товарищ Пинап
Излечение от мистицизма
Тратим деньги, чтобы убить время
Как мы говорим об Америке
Киногид для не таких как все
Как поверить, что США не всемогущи?
автор:Ярослав Бутаков
«Трансгрессия возвращается…»
автор:Кирилл Разлогов
Зов чужих предков
От полковника Боуи до полковника Эпплгейта
автор:Яков Шустов
Протеже сатаны
Зарубежный школяр как «агент влияния»
Рожденные приземлёнными
автор:Яков Шустов
С Днем благодарения, пилигримы!
Странный маккартизм
автор:Генри Джеймс
Американские папы и мультипликационная политика
Когда спящие проснутся…
автор:Георгий Филимонов
Под крылом — Аляска
Британское кино в американском духе
Что делают американские монстры в ресторанах Москвы?
Видео-энциклопедия глобальных угроз
автор:Алексей Юсев
Почему «Безумцы» не приживутся в России
Фильмы про то, как мужик бреется
Между вещным и вечным
Несостоявшаяся революция
автор:Егор Просвирнин
Нулевые были. И небыли
автор:Яков Шустов
Элитное образование как способ инвестирования в будущее
Строгое платье истории
Отцы и дети по-североамерикански
По следам полковника Кольта
автор:Яков Шустов
Луна в сточной канаве
Eco fashion: маркетинговый ход или стратегия выживания?
Вечная одноэтажная Америка
автор:Яков Шустов
Дикие гуси и арабские революции
автор:Иван Коновалов
По ту сторону Конана и Ктулху
автор:Дмитрий Володихин
Витгенштейн любит пинаколаду
Чернокожие критики Обамы
Благодать и пастиш для Обамы
автор:Полина Колозариди, Кирилл Мартынов
Америка 70-х: десятилетие порно-шика
Поющие рыбы России
автор:Егор Просвирнин
«Покупай американское!»
Большая жратва на скорую руку
Rednecks: «отвали и не связывайся»!
автор:Отто Шивуте
команда авторов
Кирилл Бенедиктов руководитель отдела интеллектуальных расследований. Писатель, политолог. Участник Цеха политической критики
Наталия Быкадорова специальный корреспондент портала Terra America
Василий Ванчугов политический философ, профессор кафедры истории философии факультета гуманитарных и социальных наук РУДН
Наталья Войкова обозреватель портала Terra America, эксперт по гендерным вопросам
Наталья Демченко руководитель отдела спецпроектов портала Terra America
Дмитрий Дробницкий главный редактор портала Terra America. Публицист, политолог
Александра Забалуева выпускающий редактор портала Terra America
Александр Костин эксперт по проблемам безопасности и военно-политического сотрудничества
Никита Куркин один из основателей и продюсер проекта Terra America, участник Цеха политической критики
Эдвард Люттвак американский историк, специалист по вопросам международных отношений, истории военных конфликтов и стратегии действий вооруженных сил.
Виктория Максимова художник, культуролог
Борис Межуев один из основателей портала Terra America, участник Цеха политической критики. Кандидат философских наук, доцент философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова
Юлия Нетесова кандидат политических наук, специальный корреспондент портала Terra America
Александр Павлов Кандидат юридических наук, доцент философского факультета НИУ - ВШЭ
Алексей Черняев кандидат политических наук и заведующий отделом Латинской Америки портала Terra America.