Terra America

13:21(МСК)
05:21(NY)
02:21(LA)
Армия и КСИР против Халифата

Автор: Станислав Хатунцев
Добавлено: 16.07.2014

Пространство
0
ком
Как постричься миллиардеру в Америке
Или как разлагается один отдельно взятый капиталист
Автор: Юрий Бурносов
Оцените этот контент
     

Как не каждая птица долетит до середины Днепра, так и не каждый зритель досмотрит до финальных титров фильм Дэвида Кроненберга «Космополис».

Во время московской премьеры зрительный зал был уже наполовину пуст в тот момент, когда картина еще не доползла до своей середины. С обычных сеансов и без того немногочисленные люди уходили, едва ли не швыряя в экран попкорном. При бюджете двадцать с половиной миллионов долларов «Космополис» собрал по миру всего шесть, то есть провалился в прокате с оглушительным треском. И все это – даже невзирая на то, что главную роль в фильме исполнил кумир «сумеречных» девочек-подростков Роберт Паттинсон

Что же такого снял Дэвид Кроненберг – режиссер, несомненно, парадоксальный, но, безусловно, гениальный?

Чтобы разобраться, необходимо вернуться в теперь уже далекий 2003 год, когда американский писатель с итальянскими корнями Дон ДеЛилло написал свой роман о миллиардере, который решил поехать на другой конец Нью-Йорка, чтобы постричься. Назывался этот роман, само собой, «Космополис», и он был вполне стандартным для постмодерниста ДеЛилло. Автора, который известен своим потрясающим высказыванием: «Сегодня многие люди способны уверовать в реальность своего существования, только если их засняли на видео», и отношение к которому в Штатах довольно сложное.

С одной стороны, его наряду с Филипом Ротом критики именуют не иначе как «последним живым классиком американской литературы».

С другой – особой популярностью у читателей книги ДеЛилло не пользуются и в списках бестселлеров они регулярно не болтаются.

Вполне возможно, «Космополис» так и остался бы «одним из романов ДеЛилло», если бы он не попал в руки Кроненберга. Человека, который в принципе любит и умеет снимать экранизации художественных произведений. Достаточно вспомнить непостижимый «Обед нагишом» по Уильяму Берроузу, потрясающую своей грустью и смелостью «Автокатастрофу» по Джеймсу Балларду и эталонную «Мертвую зону» по Стивену Кингу.

Но с «Космополисом» у Кроненберга что-то не законтачилось. Начать хотя бы с того, что он подошел к тексту с уж очень большими и острыми ножницами и выбросил оттуда практически все, кроме диалогов. Паттинсон – сыгравший главного героя, миллиардера Эрика Пэкера – увидев сценарий, едва не поседел. Он был уверен, что не справится с ролью, где нужно так много и длинно говорить.

Забегая вперед, замечу, что Паттинсон роль не завалил, но и не блеснул. Пробовавшийся до него и снятый с пробега из-за параллельной занятости в другом проекте Колин Фаррел сыграл бы значительно лучше.

Однако в итоге утвердили Паттинсона, который сел в длинный белый лимузин и покатил через Нью-Йорк стричься. Кстати, Нью-Йорк в фильме фальшивый – из экономии его пришлось снимать в Канаде. Что практически незаметно, так как подавляющая часть картинного времени проходит в уже упомянутом лимузине, куда периодически подсаживается то один, то другой собеседник миллиардера.

Пэкер-Паттинсон рассуждает об использовании крыс в качестве валюты и о покупке у казахов советского стратегического бомбардировщика (всего-то за тридцать один миллион), занимается сексом и решает финансовые вопросы. Ему даже делают исследование, пардон, простаты. И все это – в лимузине, который он покидает лишь ненадолго для встречи с довольно блеклой супругой (предвидя вопросы – сексом Пэкер занимается, конечно же, не с ней).

Лимузин, похоже, не случаен – это своего рода комфортабельный гроб,

Главный герой, бесспорно, неприятен. И когда вокруг него все начинает рушиться, ему нисколько не сопереживаешь, а когда Пэкер получает тортом в рожу, просто блаженствуешь. Так тебе и надо, буржуйская морда! Ату его, ату!

Кроненберг не скрывает, что это и было его основной задачей – показать, как деградирует капитализм мировой и американский в лице отдельно взятого его представителя. Да, он даже с пальцем врача в заднице дает распоряжения финансовому директору. Да, гадок и уныл. Но вот эта персонифицированность и является главным недостатком «Космополиса».

Замах-то был на рубль (точнее, на доллар) – влепить капитализму как экономической системе производства и распределения. А получился довольно жалкий пинок одному конкретному скуперфильду.

Особенно занятно писать эти строки сейчас, когда в Москву прикатил гендиректор социальной сети Facebook Марк Цукерберг, составляющий полную противоположность лощеному и отвратному Эрику Пэкеру. Жизнерадостный миллиардер шляется по Москве в затрапезном потасканном балахоне с капюшоном, фотографируется на фоне столичного «Макдоналдса» и храма Василия Блаженного, разве что ушанку с эмблемой Советской Армии еще не купил. Ну вот не загнивает поганый капиталист, и всё тут.

Интересно, смотрел ли Цукерберг «Космополис»?

Если смотрел, то, наверное, изрядно посмеялся.

Конечно, пару добрых слов о фильме сказать все-таки следует. Во-первых, это литературная основа. При всех своих минусах роман ДеЛилло во многом был пророческим. Без малого десять лет назад он весьма точно предсказал общее уныние системы, ее неуверенность в завтрашнем дне. Даже акцию «Оккупай Уолл-стрит», которая опосредованно показана в картине из лимузина Пэкера. Кстати, к «оккупаевцам» у писателя отношение довольно прохладное.

В одном из интервью ДеЛилло довольно метко сказал о протестующих: «Они способствуют тому, чтобы обновить и освежить систему. Они помогают Уолл-стрит заново взглянуть на себя в новых обстоятельствах и во всем мире… Движение «Захвати Уолл-стрит» не уменьшило астрономических бонусов, которые грабастают руководители корпораций».

Во-вторых, нельзя не отметить операторское мастерство (напомню, почти все это – в строго ограниченном пространстве салона лимузина!), не частое, но очень яркое музыкальное сопровождение, написанное голливудским мэтром Говардом Шором, а также игру второстепенных персонажей, среди которых особенно выделяется маргинал в исполнении Пола Джиаматти. К сожалению, его также не миновали ножницы Кроненберга – в книге персонаж Джиаматти, бомж Бенно, куда более важен, чем в фильме.

Хотя финал и книги, и картины, где появляется этот бомж, по мнению критиков и читателей-зрителей, был бессовестно слит.

Увы, в целом вряд ли «Космополис» можно назвать успешным для Кроненберга и мирового кинематографа проектом. Особенно после его двух последних картин – «Опасного метода», закрученного вокруг основателей психоанализа Карла Густава Юнга и Зигмунда Фрейда, и «Порока на экспорт» – одного из наиболее толковых и жестоких фильмов о русской мафии.

Тодд Маккарти из «The Hollywood Reporter» обошелся с «Космополисом» крайне нелицеприятно: «Безжизненная, театральная и лишенная – несмотря на предлагаемые исходным материалом возможности – антиправительственного подтекста мертворожденная экранизация романа».

Маккарти, конечно, злобен, но ни убавить, ни прибавить.

Остается сказать, что в российский прокат «Космополис» вышел еще в июле, а буквально на днях состоялся релиз на DVD. Поэтому не лишним будет пересмотреть фильм в спокойной домашней обстановке, возможно, в несколько приемов.

Зачем?

А чтобы сравнить его со свежеиспеченным отечественным фильмом «Духless», поставленным по одноименному бестселлеру. И та, и другая картина как нельзя лучше ложатся в слоган минаевской книги – «Повесть о ненастоящем человеке». Вот и посмотрим, удалось ли режиссеру Роману Прыгунову и писателю Сергею Минаеву забить баки Дэвиду Кроненбергу и Дону ДеЛилло.

Чей капиталист разлагается показательнее? Как говорится, будем посмотреть…

Ах да, наверное, многим интересно, постригся ли все-таки несчастный миллиардер Эрик Пэкер?

А вот об этом я и не скажу. Возможно, хотя бы ради этой загадки у кого-нибудь получится досмотреть «Космополис» до конца.

Автор: Юрий Бурносов
Обсудить с другими читателями >
Ранее в рубрике
автор:Алексей Карякин
автор:Владимир Можегов
США окружают Китай
автор:Илья Крамник
автор:Илья Крамник
автор:Яков Шустов
автор:Яков Шустов
автор:Станислав Хатунцев
автор:Юрий Бурносов
автор:Юрий Бурносов
автор:Светлана Лурье
автор:Алексей Юсев
автор:Борис Межуев, Кирилл Бенедиктов
автор:Ярослав Бутаков
автор:Яков Шустов
Странный маккартизм
Под крылом — Аляска
автор:Яков Шустов
автор:Яков Шустов
автор:Яков Шустов
По ту сторону Конана и Ктулху
Поющие рыбы России
команда авторов
Кирилл Бенедиктов руководитель отдела интеллектуальных расследований. Писатель, политолог. Участник Цеха политической критики
Наталия Быкадорова специальный корреспондент портала Terra America
Василий Ванчугов политический философ, профессор кафедры истории философии факультета гуманитарных и социальных наук РУДН
Наталья Войкова обозреватель портала Terra America, эксперт по гендерным вопросам
Наталья Демченко руководитель отдела спецпроектов портала Terra America
Дмитрий Дробницкий главный редактор портала Terra America. Публицист, политолог
Александра Забалуева выпускающий редактор портала Terra America
Александр Костин эксперт по проблемам безопасности и военно-политического сотрудничества
Никита Куркин один из основателей и продюсер проекта Terra America, участник Цеха политической критики
Эдвард Люттвак американский историк, специалист по вопросам международных отношений, истории военных конфликтов и стратегии действий вооруженных сил.
Виктория Максимова художник, культуролог
Борис Межуев один из основателей портала Terra America, участник Цеха политической критики. Кандидат философских наук, доцент философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова
Юлия Нетесова кандидат политических наук, специальный корреспондент портала Terra America
Александр Павлов Кандидат юридических наук, доцент философского факультета НИУ - ВШЭ
Алексей Черняев кандидат политических наук и заведующий отделом Латинской Америки портала Terra America.