От редакции. Алексей Пехов, один из самых популярных российских авторов, работающих в жанре фэнтези, хорошо известен как отечественному, так и европейскому читателю – его книги переведены на английский, немецкий, французский, испанский, итальянский, чешский, эстонский и некоторые другие языки. В крупных книжных магазинах Европы книги Пехова стоят на полках, предназначенных для модных бестселлеров. Алексей Пехов – член Американской ассоциации писателей-фантастов (SFWA).
Помимо романов, среди которых можно выделить цикл «Хроники Сиалы» и «Ветер и искры», Алексей пишет и сценарии для компьютерных игр. Один из аддонов к знаменитой игровой саге «Heroes of Might and Magic V» написан Алексеем при участии его жены и соавтора Елены Бычковой. Именно поэтому редакция ТА, самая неравнодушная к компьютерным играм, обратилась к писателю с просьбой описать хит 2013 года – игру для Sony Playstation «The Last of Us».
* * *
Компания Naughty Dog известна в первую очередь владельцам игровых приставок PlayStation, так как в последние годы выпускает эксклюзивные игры для Sony. Знатоки любят и ценят разработчика, в первую очередь, за замечательную трилогию Uncharted, историю о приключениях Нэйтана Дрейка, полную авантюрных моментов, поиска сокровищ, юмора и интересных персонажей.
Last of us, новый проект Naughty Dog, топ-эксклюзив для PS3 ждали очень многие.
И вот, после многих часов с джойстиком наперевес, авторитетно заявляю – это совсем не похоже на каскадные приключения неунывающего потомка пирата Дрейка. «Одни из нас» (как назвали игру отечественные локализаторы) вышли гораздо мрачнее, жестче и тяжелее, чем предыдущие проекты компании.
Но давайте разбираться по порядку.
Тема зомби популярна в самых разных сферах развлечений. Она не обошла стороной ни кино, ни книги, ни игры. За последние годы оживших мертвецов появилось такое количество, что они давно потеснили тех же самых вампиров. И популярность обожающих мозги трупов лишь нарастает год от года. То же самое касается тем апокалипсиса и выживания человека в тяжелых условиях. На этой ниве не потоптался только ленивый.
Сценаристы «Одних из нас» решили не ломать голову и пойти уже проторенным путем лишь с небольшим изменением: зомби (или скорее зараженные и мутировавшие из-за эпидемии) после внезапного распространения спор грибка захватывают мир.
В итоге, все происходит по привычной схеме: в одну не слишком спокойную ночь начался всплеск неизвестного заболевания, и лишь немногие смогли уцелеть. С тех событий прошло двадцать лет, а человечество так и не встало с колен. Вокруг резервации и карантинные зоны, которые контролируют военные. За их стенами – маленькое преддверие ада. Люди сбиваются в группы, мародерствуют на дорогах, убивают чужаков и путников. А в заброшенных зданиях, в полузатопленном метро, на фермах и кладбищах живут те, кто уже давно не является людьми.
Перед нами мир, в котором выживают лишь черствые. Мужчины и женщины, у которых нет сострадания, заботящиеся только о своей шкуре, хитрые, жестокие, способные в любой момент предать и бросить другого, если от этого зависит их жизнь.
Last of us после позитивного Uncharted производят довольно пессимистичное, мрачное впечатление.
Звук и, что немаловажно, картинка этому вполне соответствуют. Если говорить о последней, то и здесь разработчики не стали изобретать велосипед, взяв за основу имевшийся в их распоряжении движок Uncharted. Движок довольно не новый и можно было бы жаловаться, что лучше бы это было что-то более соответствующее развитию современных технологий.
Но к середине игры я начал замечать за собой, что останавливаюсь и начинаю разглядывать картинку. Просто любоваться тем, что хотели показать мне программисты, дизайнеры интерьеров и художники: золотая осень в заброшенном университетском городке; дождливое туманное утро на электростанции; суровый зимний лес; мрачные лабиринты водостоков; закат на городском кладбище; скрытые за ливнем покосившиеся, разваливающиеся небоскребы, в которых гуляет лишь ветер. Все сделано настолько мастерски, аккуратно, с любовью, что понимаешь – движок, да и сама PlayStation 3 еще могут удивлять.
С игровым процессом та же штука. На первый взгляд, тебе подсунули такую же перестрелку, какая была и в Uncharted. С теми же линейными уровнями, возможностью прятаться за ящиками и бочками. Кроши всех подряд и почаще прыгай. Но это только на первый взгляд.
Представьте себе, что у вас револьвер, в барабане которого осталось всего лишь два патрона. Еще есть обрезок трубы, к которому вы скотчем прикрутили ножницы и одна бутылка с коктейлем Молотова. А перед вами целых два квартала тех, кто желает попробовать вас на вкус.
Вы лихо, по старой привычке прежних игр, влетаете во все это «счастье», швыряете бутылку зажигательной смеси в толпу, делаете два выстрела (попадаете лишь раз, так как прицел довольно сильно пляшет), замахиваетесь трубой и… экран темнеет.
А вам приходится начинать с последнего сохранения. Потому что в Last of us достаточно лишь одного укуса, чтобы умереть.
И вот с этого момента и начинается, собственно, сама игра. С обшариванием всех уголков в поисках жизненно-важных запчастей. С экономией и пересчетом патронов. Выбором наиболее удобной и защищенной позиции для стрельбы. Вечными сомнениями, на что лучше потратить ингредиенты – сделать бомбу, которая может взорвать тройку обычных зомби, или нож, способный убить незрячего, но опасного щелкуна.
Довольно быстро начинаешь понимать, что проще дождаться удобного момента, кинуть бутылку в дальний угол и тем самым отвлечь внимание кровожадных противников, а затем прокрасться к выходу, прячась за укрытиями, чем атаковать в лоб и сражаться с толпой.
И игра из примитивной стрелялки превращается в стеллс, связанный с большим количеством адреналина. Здесь любая поспешность или неправильный расчет траты экипировки/позиции/траектории противника приводит к фатальному результату. Про такие вещи, как лишний шум или пересечение улицы без прикрытия я просто не говорю.
Но когда ты уже привыкаешь к этой тактике, игра вновь резко изменяется, так как на сцену выходит новый противник и имя ему – человек. Опытный и жестокий, он не прощает ошибок, и ты внезапно понимаешь, что зараженные – это не так уж и сложно. У них нет разума, и есть лишь зубы. А у тех, кто такой же, как ты, последний в этом опустевшем мире, имеются винтовки, и они умеют ими пользоваться.
И тебе открывается истина – самым страшным чудовищем всегда и везде остается человек.
Постоянно меняясь, игровой процесс Last of us не дает скучать. То ты крадешься в тени мимо растревоженных щелкунов; то попал в ловушку и болтаешься вниз головой, отстреливая волны нежити, пытающейся добрать до тебя; то скачешь на лошади через осенний лес; то прикрываешь отступающих друзей из снайперской винтовки; то убегаешь от броневика; то пытаешься удержать территорию, когда со всех сторон бегут враги; то и вовсе охотишься на оленя, чтобы добыть пропитание.
В общем, скучать не приходится.
Перед нами грамотный, качественно сделанный игровой блокбастер. Но отнюдь не графика, музыка, озвучка (а она хороша!) и игровой процесс делают Last of us игрой, ради которой стоит потерять пару вечеров.
Игру делает сценарий. Точнее персонажи. А еще точнее – их история и взаимодействие друг с другом.
Главных героев двое.
Это Джоэл, его историю нам рассказывают с первой ночи апокалипсиса. Он уже не молодой жестокий контрабандист, который вытравил из себя всякую любовь и жалость в попытке выжить в новом мире. В один из дней ситуация складывается так, что ему приходится везти девочку-подростка Элле через всю страну к цели, которая может спасти человечество.
Не буду рассказывать сюжет.
Скажу лишь, что их ждут большие приключения и неожиданные повороты сюжета. В процессе игры наблюдать за тем, как матереет юная девочка и как тает, казалось бы, непробиваемая стена Джоэля, человека с поломанной судьбой, невероятно интересно. В эти диалоги веришь. Как и в монологи.
Чего стоит лишь одно рассуждение Элли, девочки, родившейся в новую эпоху, о тех девчонках, что жили в спокойное время, и их заботило лишь то, какую маечку надеть в школу. Подростку, все время сражавшемуся за свою жизнь и думающему лишь о том, где добыть еще еды, чтобы прожить следующий день, явно не понять тех, кто жил в прошлом.
Давно я не видел такого крепкого сюжета, завязанного на отношениях (и развитии отношений) героев. Элли – однозначно великолепный персонаж. Сперва Джоэл и Элли не доверяют друг другу, притираются, ругаются и ждут не дождутся, когда каждый пойдет своим путем. А затем, спустя недели и месяцы (временной промежуток игры занимает почти год) их совместного существования, все меняется. Они становятся крепкой парой наставника и ученицы, отца и дочери. И готовы умереть друг за друга.
Вместе с ними меняется также и отношение к игре. «Одни из нас» медленно и незаметно хватают тебя и уже не отпускают до момента финальных титров.
Ты вдруг понимаешь, что с головой в этом мире, захлебываешься от эмоций и сопереживаешь героям так, как не сопереживал уже давно не только в играх, но и в кино.
Сценаристы игры идут по примитивному пути, используют стандартные клише, играют на примитивных чувствах зрителя (именно зрителя, а не игрока!), но делают это настолько мастерски, что, черт побери, на некоторых скриптовых сценах хочется просто аплодировать. Ты веришь в то, что происходит на экране. Ставишь себя на место персонажей и начинаешь думать, а как бы ты поступил в этой ситуации? Готов ли ты, окажись там, стать таким же, как персонажи, оправдывая жестокость своим выживанием? Поставишь ли ты на чашу весов судьбу всего человечества, когда на другой будет жизнь всего лишь одного, пускай и небезразличного тебе человека?
Каждый сам найдет для себя ответ на эти вопросы.
Мой приятель, у которого нет PS3, потратил 18 часов своей жизни, чтобы посмотреть полное прохождение игры на «Ютубе» и восторженно рассказывал, что такого удовольствия он не получал даже от блокбастеров в кинотеатре. Потому что разработчики создали нечто настоящее. То, во что веришь сразу и безоговорочно.
Три с половиной миллиона проданных с середины июня копий это вполне доказывают.
Однозначно «Последние из нас» – игра года.