#1
Ограбление казино (Killing Them Softly)
Режиссер: Эндрю Доминик
Основной герой картины должен «решить несколько вопросов» после ограбления подпольного казино. Ему предстоит убить грабителей, того, кто их нанял, а также владельца самого казино. Последнего – в целях рекламной акции, чтобы другим впредь было не повадно. И хотя в главной роли, то есть в образе киллера Джека Когана, выступает Брэд Питт, вряд ли эту роль можно назвать главной, потому что довольно большую часть экранного времени занимают другие персонажи, что, впрочем, характерно для первоисточника картины – криминального текста Джорджа Хиггинса «Сделка Когана», опубликованного в 1974 году. Однако действие происходит не в 1970-х, а аккурат в 2008 году – в самый разгар мирового экономического кризиса. Пока головы Джона Маккейна и Барака Обамы открывают рот и говорят какие-то важные слова про экономику, доносящиеся из телевизоров в барах, в гостиницах, из радио в машине, Джек Коган ведет переговоры о том, кого следует убить и сколько ему за это заплатят… Люди толпами уходили из залов кинотеатров, посылая гневные филиппики в адрес создателей фильма. Между тем, роскошные диалоги, колоритные персонажи, неординарные сцены насилия, любопытный сюжет, блестящая стилистика съемок, черный и вместе с тем тонкий юмор, а главное критика американского капитализма, – все это делает фильм лучшей картин года.
#2
Киллер Джо Killer Joe
Режиссер: Уильям Фридкин
Отец и сын – двое неудачников – сговариваются на том, что наймут убийцу, чтобы тот пришил их бывшую родственницу – жену и мать, соответственно. Кто-то им намекнул, что именно они являются выгодополучателями от страховки в случае ее смерти. Они договариваются с киллером Джо, который по основной профессии – полицейский. Проблема заключается в том, что у героев нет денег, чтобы заплатить аванс, и тогда киллер Джо договаривается с ними, что на время заберет другую их родственницу – дочь и сестру – главных персонажей. Так очень странный Джо на какое-то время становится членом очень странной семьи. В роли Джо Мэттью Макконахи. Должен признаться, что всегда не любил этого актера. Однако в этом списке сразу три фильма с его участием. Это что-то да значит. Так что обратите на него внимание. Кстати, фильм вышел в 2011 году, и долгое время его судьба оставалась непонятной. В конце-концов пару месяцев назад за границей его выпустили на Blue-Ray, и теперь каждый может насладиться этим фильмом. Поговаривают, что его зачем-то выпустят в прокат и в России, что, конечно, бессмысленно. Если любите нестандартное американское кино, оцените «Киллер Джо». Кроме того, эту ленту можно назвать возрожденческой после нескольких ужасных картин Уильима Фридкина, классика Нового Голливуда.
#3
Космополис (Cosmopolis)
Режиссер: Дэвид Кроненберг
Главный герой, эксцентричный миллиардер, собирается подстричься и пока стоит в пробках, к нему в машину подсаживаются различные люди, которые ведут с ним диалоги на разные темы. Люди толпами уходили с фильма и потом публиковали разгневанные отзывы в социальных сетях и в комментариях к новостям. «Диалоги на разные темы» оказались не под силу массовому зрителю, пришедшему полюбоваться на Роберта Паттинсона, исполнившего главную роль. Дело в том, что поклонницы Паттинсона остались разочарованы, и более того даже многие критики признали главную роль звезды сериала «Сумерки» неудачной. Многие критики также признали неудачной и режиссеру Дэвида Кроненберга. Однако Кроненберг до сих пор не снял ни одного проходного фильма. И, разумеется, «Космополис» проходным тоже не является. Единственным и главным минусом ленты является разве то, что действие должно происходить как бы в Нью-Йорке. И хотя большей частью в фокусе картины оказывается салон лимузина, чувствуется, что за окном автомобиля – не Нью-Йорк. Это сказывается на атмосфере кино. Однако в целом эта лента требует долгого и обстоятельного разговора. Пока достаточно сказать, что это – одна из лучших картин года. Любопытно, что Кроненберг решился на то, чтобы поставить фильм по мотивам «Космополиса», написанного Доном Делило. Делило принадлежит плеяде американских писателей-постмодернистов, прославившихся еще в 1970-х, в то время как сам Кроненберг – плоть от плоти модернист. Но как не делает участие в картине звезды «Сумерек» фильм «мейнстримным», так и экранизация постмодернизма будет в унисон с собственными модернистскими представлениями режиссера.
#4
Киногид извращенца: идеология (The Pervert's Guide to Ideology)
Режиссер: Софии Файнс
Лучшим документальным фильмом этого года лента стал «Киногид извращенца: идеология». Это – вторая часть совместного проекта режиссера Софи Файнс и философа Славоя Жижека. До этого в 2006 году они сделали очень успешный фильм «Киногид извращенца», где Жижек гулял по сценам из любимых фильмов и объяснял, что они могут означать с точки зрения лакановского психоанализа. В новом фильме Жижек старается избегать лакановской интерпретации и рассказывает о том, как работает идеология сама по себе, то есть пытается рассмотреть идеологию на глубинном уровне, снова обращаясь главным образом к кинематографу – к картинам «Они живут», «Таксист», «Титаник», «Последнее искушение Христа», «Секунды», «Звуки музыки», «Падение Берлина» и другим. Зрелище, надо сказать, достойное и любопытное. Так что «Киногид извращенца» стал однозначным успехом фестиваля. Тем же, кто кино не видел, повезло. Довольно скоро оно попадет в российский «самокат». Не пропустите.
#5
Супер Майк (Magic Mike)
Режиссер: Стивен Содерберг
Стивен Содерберг – супер-режиссер. Супер в том смысле, что может снимать абсолютно все – нужно драму, сделает, нет – триллер, снова нет – чистый экшн на полтора часа, опять нет – независимое кино ни о чем с Сашей Грей и так до бесконечности. Хотя свой лучший жанровый фильм «Вне поля зрения» он сделал еще в 1990-е, Содерберг может хорошо снимать и сегодня. И даже комедию. «Супер Майк» – супер-комедия. Комедия про мужской стриптиз. В общем-то и Содерберг, когда надо, подрабатывает в качестве «стриптизера»: оголяется, раздеваясь на потребу зрителя, хотя мог бы быть гордым – независимым, жить в нищете и снимать хорошие фильмы. Правда, Содерберг все же «честный», он только раздевается и никогда не опускается до откровенной проституции, как делает это Роберт Родригес с «Детьми шпионов» или другие режиссеры, работающие то в независимом кино, то в крупнобюджетном. В конце концов, любой жанровый стриптиз Содерберга лучше артхаусной порнографии Ларса фон Триера. Фильм стоит того, чтобы его посмотреть, если даже в итоге вам он и не понравится. И да, Мэттью Макконахи снова выше всяких похвал.
#6
Третий лишний (Ted)
Режиссер: Сет Макфарлейн
«Тед», переведенный в России как «Третий лишний», стартовал в отечественном прокате с сильнейшим отставанием от премьеры фильма на Западе. И вероятнее всего именно эта задержка обернулась хорошими кассовыми сборами, потому что публика в течение месяца подогревалась рассказами о триумфальном шествии картины в американских кинотеатрах. Ждать было чего. Продюсер и один из наиболее креативных мультипликаторов Соединенных Штатов, придумавший такие телевизионные сериалы, как «Гриффины», «Американский папаша» и «Шоу Кливленда», Сет Макфарлейн, долгое время ожидал, когда сможет перевести символический капитал, накопленный им за более чем десятилетие успешной карьеры, в новую сферу шоу-бизнеса – большой кинематограф. И особенно примечательной является та степень риска, которая характеризует вложение в американский кинематограф всего, что есть у продюсера – то есть собственного имени. Риск же заключался в том, что мультипликатор и теперь режиссер «Теда» сделал комедию с нехарактерным для этого жанра рейтингом «R». Однако, несмотря на него, а, может быть, даже благодаря ему, зритель поспешил в кинотеатры, чтобы посмотреть на диковинного мишку – ругающегося матом и любящего приложиться к холодному пиву. Собственно, этим все и сказано. Смешная комедия про повзрослевшего Teddy Bear для взрослых.
#7
Мачо и ботан (21 Jump Street)
Режиссеры: Фил Лорд и Крис Миллер
Экшн-комедия про двух полицейских, внедрившихся в школу, чтобы вычислить производителей и дилеров нового наркотика, который губит жизни молодым ребятам. Главным образом кино построено на стереотипах и часто эти стереотипы высмеивает. И высмеивает удачно. Посмеяться есть над чем. Один из западных критиков даже заметил: «Мне было стыдно за то, что я так громко смеялся на этом фильме». Фильм вышел в российский прокат ранней весной 2012 года, а потому, к сожалению, остался в тени более громких и более поздних премьер. Напрасно. Посмотрите. И если вдруг вам понравится фильм, не корите себя за это. Он действительно смешной. И действительно с тонкими аллюзиями, если хорошо всмотреться. Например, финальная перестрелка – это ссылка на финальную же перестрелку в фильме Тони Скотта «Настоящая любовь». Тони Скотт, кстати, в этом году покончил жизнь самоубийством. Он был великим режиссером. Жаль, что он не выпустил фильма перед смертью. Вечная память.
#8
Газетчик (The Paperboy)
Режиссер: Ли Дэниелс
Казалось бы, самая типичная криминальная история о невинно осужденном за жестокое убийство человеке и нескольких журналистах, пытающихся доказать его невиновность, с каждым шагом в развитии становится совсем нетипичной. По большому счету, и сам этот сюжет в итоге теряется в перипетиях сексуальных отношений между основными героями ленты. Так, криминальная драма на поверку оказывается исследованием сексуальности американских южан конца 1960-х. Но даже сама исследуемая сексуальность является сомнительной и легко может оттолкнуть аудиторию. При других обстоятельствах фильм «Газетчик» Ли Дэниелса рисковал бы с таким же треском провалиться в прокате, как и «Космополис» Кроненберга. Так и Зак Эфрон, еще один кумир девочек-ванилек, играет в «Газетчике» не обычную для себя роль. Девочки будут поражены тому, что предмет их розовых мечтаний и потаенных вожделений вдруг окажется таким же, как и они сами, романтиком-лузером, безнадежно влюбленным в вульгарную блондинку самого пошлого образца. Такого Зака Эфрона они еще не видели. И вряд ли такой он им понравится. Вряд ли даже самые преданные фанатки тинейджеровских мелодрам останутся верными Эфрону. Но на случай если девочки разочаруются в своем кумире, в фильме достаточно голливудских звезд, чтобы привлечь внимание и другой аудитории. Правда, прочие звезды тоже играют весьма нетипичные для себя роли. Так, Джон Кьюсак предстает в амплуа деревенщины с болот, который зарабатывает ловлей и убийством аллигаторов, того самого якобы невинно осужденного, а Николь Кидман играет неклассическую femme fatale из классических нуаров, ту самую вульгарную блондинку. И снова только Мэттью Макконахи, журналист, которого связывают с чернокожим напарником довольно странные отношения, в очередной раз уверил зрителей в том, что он, кажется, окончательно порвал с прошлыми ролями «хорошего парня с фактурным торсом».
#9
Патруль (End of Watch)
Режиссер: Дэвил Эйер
Не римейк, не экранизация (комиксов, литературного источника или компьютерной игры), не сиквел, не приквел, не фильм про то, где всех известных героев объединяют в одну команду, а самое главное – не 3D, фильм «Патруль» совсем не похож на обычные американские ленты. Это – не блокбастер, на который все пойдут, чтобы провести время и поесть попкорн. И это не модное независимое американское кино, на которое хотя бы пойдут хипстеры и сделают ленте какую-никакую кассу. Это жестокий, реалистичный и бескомпромиссный фильм о жизни и работе патрульных полицейских в сложных районах Лос-Анджелеса. Дэвид Эйер сам написал сценарий и сам же поставил это кино. До этого он снял два неординарных фильма также на полицейскую тематику «Тяжелые времена» и «Короли улиц» (а до того написал сценарий к знаменитому «Тренировочному дню»). Российский зритель привык, что американские полицейские – это смешные неудачники из «Полицейской академии» или отважные детективы, далекие от реальной жизни. А если речь идет о патрульных, то это полные ленивцы, поедающие пончики и попивающие кофе. Дэвид Эйер так не считает. Он рассказывает историю обычных патрульных. Каждый день эти герои подвергают свои жизни риску и каждый день они возвращаются в свои семьи, чтобы завтра снова пойти на опасную работу. И на поедание пончиков у них нет времени. Конечно, это можно счесть пропагандой или необъективным взглядом. Собственно, фильм и является субъективным видением режиссера проблем рядовых полицейских, а то, что фильм снят как бы в документальной стилистике двумя главными персонажами, подтверждает этот тезис. И особенно примечательным выглядят сцены, в которых герои ведут себя не так, как положено в большом американском кино. На похоронах лучшего друга один из персонажей вместо того, чтобы произнести пылкую речь, не может произнести ни слова. Такими они и являются, эти герои обыденной жизни. Именно отважные патрульные охраняют граждан своей страны. Охраняют, как говорят они сами, закон. Они его не писали, но они сделают все, чтобы его соблюдали все. У них есть значок, но за ним бьется такое же сердце, как и у других людей. Так говорят они. И делают они именно то, что говорят. И какими бы недостатками этот фильм ни обладал, он все равно останется ярким кинематографическим явлением осени 2012 года. После его появления уже нельзя сказать, что ныне мы имеем только сиквелы, приквелы и экранизации. Проблема только в том, что в России для этого фильма почти нет зрителя. Это не «Мстители» и не модная хипстерская тема. Американцы его приняли и оценили. Для них он и делался.
#10
Судья Дредд (Dredd)
Режиссер: Пит Трэвис
В британском, хотя и очень американизированном «Судье Дредде» герою, фактически Клинту Иствуду из «Грязного Гарри», только в каске и только перенесенному в антиутопическое будущее, уничтожить жестокую и бессердечную убийцу помогает юная героиня. Судья Дредд прямо говорит своему оппоненту: ты здесь – не закон, закон здесь – я; и я его проведу в жизнь! И тогда он совершает свое великое мщение. А когда на его пути встают коррумпированные коллеги, предающие этот самый закон, судья Дредд их уничтожает. И хотя речь идет о вымышленном будущем Америки из комиксов, очевидно, что Соединенные Штаты осознают, что проблемы у них есть не только вне пределов государства. Судья Дредд – некий прототип полицейского, о котором мечтают американцы. Не случайно, что это – уже вторая экранизация комиксов о «Судье Дредде». Версия 1990-х с Сильвестром Сталлоне была настолько неудачной и игрушечной, что ее даже неловко вспоминать. И, кстати, именно Сталлоне, затосковав по былым временам, пару лет назад запустил проект «Неудержимые». Вот почему в этом году вместо старого Дрежжа сделали настоящий «мужской» фильм, правда, в 3D. В любом случае – отличный экшн.