Terra America

21:18(МСК)
13:18(NY)
10:18(LA)
Какой Пол нам нужен?

Автор: Дмитрий Дробницкий
Добавлено: 30.07.2014

Пространство
0
ком
Занимательное драконоведение девушек и их татуировок
Европейский феминизм с элементами американской жесткости
Автор: Алексей Юсев
Оцените этот контент
     

Коммерческий потенциал детективных романов Стига Ларссона привел к тому, что права на экранизацию были куплены до того, как трилогия стала мировым бестселлером. В Голливуде постановку первого фильма студия «Коламбия Пикчерз» доверила Дэвиду Финчеру, находящемуся на пике формы.

Две последних работы режиссера вошли в число номинантов на главный «Оскар», а «История Бенджамина Баттона» даже считалась фаворитом. Кроме этого, Финчер являлся специалистом по кинопродукции категории R, предназначенной для зрителя от семнадцати лет. Содержание книги «Девушка с татуировкой дракона» близко к теме «Семи» и «Зодиака» — прежних работ режиссера о маньяках и их поисках. В общем, Финчер выглядел идеальной фигурой для экранизации Ларссона. В свою очередь, режиссер проявил интерес к материалу, поставив студии условие, что будет снимать столь долго, сколько понадобится.

В тот момент, когда Финчер только готовился к будущей постановке, в Швеции вышла местная экранизация первого романа Ларссона. Картина Нильса Оплева была хорошо принята зрителем, попав в прокат многих стран, включая США (где фильм продержался в кинотеатрах почти год).

Однако работа Финчера образца 2011 года нисколько не похожа на шведскую версию экранизации. Американский режиссер решал свои задачи, созвучные экспансионистским настроениям Голливуда, да и вообще, профессиональный уровень постановок несоизмерим. Несмотря на то, что Финчер снимал «Девушку» в Швеции с командой, почти на 90% состоящей из местных специалистов, картина в итоге вышла голливудской работой высокого класса.

My name is Blomkvist, Mikael Blomkvist!

Одним из важных факторов, повлиявших на конструкцию сценария, стало приглашение в проект на роль Майкла Блумквиста Даниэля Крейга, известного миру как исполнителя роли Джеймса Бонда. Актер принес вместе с собой в проект часть своего амплуа шпиона, разработанного специально для него в «Казино Рояль».

 В фильме Мартина Кэмпбелла 2006 года произошла перезагрузка имиджа агента на службе Ее Величества. Бонд перестал быть мачо, переложив эту функцию на плечи окружающих его женщин. Сценарный ход с гендерной инверсией персонажей привел ближе к финалу к тому, что агент ходил по магазинам на деньги подружки, валяющейся на диване. Самой характерной в этом плане сценой стал эпизод купания агента 007. Своим выходом из воды и обтиранием полотенцем он повторил хрестоматийную сцену появления первой девушки Бонда в исполнении Урсулы Андрес из «Доктора Ноу». В конце «Казино Рояль» шпион вообще лишался возможности передвижения и реализации своего мужского потенциала, получив травму паха. Это новое наполнение образа агента 007, прежде маскулинного, было использовано в новой картине Финчера.

В оригинале первый роман трилогии «Миллениум» назывался «Мужчины, которые ненавидят женщин» (в России, как и в США, он вышел под названием «Девушка с татуировкой дракона»). Ларссон, как убежденный феминист, своим романом обращал внимание читателей на насилие в отношении слабой половины. Все женские персонажи первой книги подвергались сексуальному насилию в семье, либо за ее пределами. Исключение составляла коллега и давняя подруга Блумквиста — Эрика, да и ту автор описал как практиковавшую в молодости БДСМ и ролевые сексуальные игры в господство и подчинение.

Авторы американского фильма отошли от оригинального текста, отвергнув общую характеристику персонажей романа слабого пола. Согласно сценарию, женщин из фильма — Лисбет Саландер и Эрику Бергер, нельзя назвать страдающими от каких-то травм прошлого. В процессе развития сюжета они уверенно справляются со всеми трудностями, доминируя в отношениях с мужчинами. Блумквист, напротив, является безвольным статистом в попытках женщин обладать им. Это входит в противоречие с образом журналиста из книги, где он описан как дамский угодник, ведущий активную сексуальную жизнь.

В сцене фильма, где Саландер просят сообщить что-либо, не вошедшее в отчет по наблюдению за Блумквистом, она говорит о том, что журналист иногда делает Эрике куннилингус. Этим моментом подчеркивается подчиненный характер отношений Блумквиста к своей замужней коллеге. Чтобы не представить главного героя плейбоем, из фильма Финчера убрали сюжетную линию его любовной связи с Сесилией Вангер на острове. В романе Лисбет Саландер испытывает к журналисту исключительную любовную привязанность, что приводит к их сексуальному контакту, чему предшествует ее смятение впервые показаться обнаженной другому человеку. Она стесняется своей фигуры и жалких форм, считая себя отталкивающей и непривлекательной. В фильме, напротив, девушка бесцеремонно овладевает Блумквистом, заняв доминирующую позицию сверху и не особо интересуясь мнением партнера об уместности полового контакта.

После совместно проведенной ночи Саландер проникается чувствами к Блумквисту и готовит ему завтрак, поступившись своими правилами. Однако в финале девушка ставит свою независимость выше того, что ее мужчина-фаворит может встречаться с кем-то, кроме нее. Еще одним эпизодом, характеризующим активное начало Саландер в интимной связи, является лесбийский контакт со случайной девушкой с дискотеки. Партнерша после проведенной ночи ведет себя с позиции пассивной стороны, безуспешно прося Лисбет остаться.

Черты характера Блумквиста в фильме подверглись основательной переработке, для придания ему безвольности и зависимости от женщин. У Финчера планка интеллекта журналиста была существенно понижена: в книге он являлся автором многих логических находок, которые в экранизации приписали Саландер. Здесь создатели сценария явно, не по-феминистски используют расхожие стереотипы, что женский ум слабее, наделяя этой характеристикой сознание Блумквиста. Задействованы даже вредные привычки персонажа: в романе журналист бросает курить сам, в фильме — подавленно косится на Эрику, когда говорит о том, что больше не курит.

Данная характеристика персонажей фильма по отношению к потреблению никотина выступает как маркер маскулинности: Блумквист в момент тяжелого кризиса покупает пачку из-за одной сигареты, а Саландер, едва проснувшись, дымит как паровоз. На примере выбора места для курения в жилище на острове легко понять степень доминирования девушки над Блумквистом. Она закуривает в помещении без спроса, не обращая внимания на робкие попытки хозяина поведать о том, что сам делает это за дверью. Еще одно противопоставление персонажей заложено в такую черту маскулинности кинообраза Саландер как использование мотоцикла для передвижения. Правда, в романе она не пользуется этим транспортным средством в зимнее время. В книге отдельно подчеркивается, что раньше у Блумквиста тоже был мотоцикл, а сам он передвигается по делам расследования, иногда заимствуя автомобиль у Вангеров. В фильме это обстоятельство становится еще одним противопоставлением: Блумквист передвигается пешком или на чужом автотранспорте, в отличие от двух своих подруг, использующих личный транспорт.

КиберПеппи

Фигура Лисбет Саландер не менее значима для действия, чем журналист Блумквист. Авторы фильма тоже поработали с ее образом, придав 24-летней хакерше актуальные черты.

У Ларссона этот персонаж сочетал в себе «униженность и оскорбленность» с пониженными барьерами этического восприятия границ приватности. С последним обстоятельством шведский писатель и общественный деятель вынужден был мириться долгое время своей жизни. Из-за своей деятельности на антифашистском фронте в 1990-е и нулевые, Ларссон не мог быть публичным человеком. Правые радикалы вносили его фамилию в короткий список тех, кого мечтали приставить к стенке, но не могли добраться до журналиста из-за строго соблюдаемого им режима конспирации. Ларссон из-за этого не мог оформить свою более чем тридцатилетнюю связь с гражданской женой, так как брак грозил попаданием личных сведений в слабо защищенные базы данных, что могло реально угрожать жизни писателя. Журналист достаточно хорошо представлял тему прайваси, участвуя в конференциях на эту тему, а также использовал малоизвестные стороны вопроса в части обстоятельств, способствовавших в романе легализации Харриет в Австралии.

В своей книге Ларссон разрешил этическую сторону вопроса злоупотребления Лисбет своими навыками тем, что она боролась против преступников. Давая понять, что в сражении со злом любые средства хороши. Автор строго блюдет эту сторону: занимаясь прошлым Веннерстрема, Саландер уже в процессе расследования обнаруживает факт принуждения его 22-летней подруги к аборту, тем самым постфактум оправдывая вторжение хакерши в частное пространство.

В романе Ларссон описывает главную героиню как информационного наркомана. Тем не менее, там у нее существуют свои «принципы Саландер», хотя и с более низкой планкой, чем общепринятые нормы этики. В фильме эти рамки исчезают вовсе. У Финчера Саландер становится абсолютно беспристрастной совестью пользователя виртуального пространства. Для нее не существует никаких границ, паролей и защиты в кибермире. Каждый преступник, неизбежно доверяющий компьютеру свои тайны, уже на ее крючке. Саландер знает обо всех сайтах, которые посещали ее подопечные, иногда следя за ними в режиме реального времени и держа в поле зрения сразу нескольких кандидатов. Ей достаточно знать, — чем занимается ее объект слежки в виртуальном пространстве, чтобы понять, какие мысли его одолевают. В эпизоде слежки в Англии то обстоятельство, что после известия о смерти родственника наблюдаемый стал заниматься виртуальным шоппингом и раскладывать пасьянсы, помогло разгадать ни много ни мало тайну жизни.

Фигура девушки в фильме — это некий конструкт, которому известны наши тайны. При создании данного персонажа, авторы безусловно вдохновлялись фильмом «Леденец». Юная героиня в исполнении Эллен Пейдж из картины Дэвида Слэйда 2005 года, знакомится в чате с фотографом, который назначает ей встречу на дому. Подросток подбрасывает в выпивку снотворное, и позже проводит расследование деятельности мужчины, чья карьера отдает склонностью к педофилии. Девица раскапывает все тайны и секреты, включая отгадывание пароля сейфа со второго раза и доводя нечистого на руку фотографа до самоубийства. Фигура Лисбет Саландер раздвигает рамки образа героини «Леденца», совершенствуя при этом арсенал предшественницы. Теперь она преследует не только маньяков и насильников, но и финансовых махинаторов.

Суть и наполнение образа девушки — открытость, которую обеспечивает экран, передающий визуальный сигнал. Органичное занятие для Саландер, в чем она преуспела больше других, — это наблюдение, которым она занимается на охранном предприятии. Технические средства, которые она использует для слежки за плохими людьми, по сути – часть ее природы. Преступление не может пройти мимо нее, не будучи зафиксированным на цифровой носитель. Акт изнасилования записывается на миниатюрную камеру, находящуюся в рюкзаке. В сюжете новостей про сообщницу финансиста, снявшую деньги из банка, демонстрируют кадры с девушкой в гриме. Она не может существовать вне фиксации окружающей действительности на цифровой носитель. Когда Саландер обживается в жилище Блумквиста, она устанавливает по периметру постройки скрытые камеры ночного наблюдения. В эпизоде, когда Блумквиста собираются пытать в подвале маньяка, нам показывают обстановку, где присутствует видеокамера, фиксирующая акт преступления. Именно с ее стороны внезапно возникает Лисбет Саландер, нанося ответный удар, словно выбежав из работающего объектива. В связи с этим интересным выглядит обстоятельство, что у Финчера педалируется важная для контекста романа тема фотографической памяти Лисбет, — об этом в фильме не говорят (есть лишь один жест героини насчет этого, который можно понять как угодно). Авторы картины не хотят связывать всепроникающий взор девушки с ее физиологией; им нужна концептуальная связь Саландер с виртуальными и цифровыми экранами.

Апология насилия

Коммерческий успех шведской версии экранизации заставил вырабатывать студийных кинобоссов особую концепцию фильма Дэвида Финчера. Изначально было понятно, что избежать рейтинга R не удастся, тем более, что это обстоятельство способствовало приглашению именно этого режиссера, почти всю свою карьеру снимавшего подобную продукцию. Возрастное ограничение для зрителей сказывается на сборах не в лучшую сторону. В минус фильму также шло то, что действие книги происходило в Швеции, а специфичность материала не позволяла переписать сценарий под американские реалии.

Кинорынок США является самым крупным в мире, но там очень плохо смотрят ленты, действие которых происходит вне пределов их родной территории, да еще и с героями-европейцами. Таким образом, необходимы были какие-то экстраординарные усилия сценаристов для обеспечения картине с туманными прокатными перспективами зрительского интереса.

В погоне за коммерческой прибылью авторы понемногу раздвигают границы допустимого к показу на большом экране, и «Девушка с татуировкой дракона» определенно является вехой в этом развитии. По сути, в западном кинематографе нет никаких запретов на этические стороны демонстрируемого на экране насилия, кроме коммерческих регуляторов. Если кто-то в картине отпилит человеку голову слишком правдоподобно, то это отпугнет большую группу зрителей, не приветствующих данное зрелище. Поэтому, студии не спонсируют такие проявления ущербной физиологии, оставляя их для дешевого трэш-кино.

Но серьезные жанры развиваются и фильмы вроде «Молчания ягнят» и «Необратимости» уже не кажутся сейчас столь шокирующими, как это было при их появлении. Особенностью нового проекта Финчера про поиски маньяка стала ставка на насилие. Когда режиссеру «Девушки» задавали вопрос о жестокости в его фильме, то он отвечал, что не хотел преуменьшать реалистичность зла, присутствующего на экране. В итоге, зритель получил одну из самых шокирующих картин за последнее время. Отличие от прочих фильмов подобной тематики заключается в большом бюджете и высоком уровне постановки.

Стилистику «Девушки с татуировкой дракона» создают уже начальные титры. Под музыку индастриэл авторства Трента Резнора и группы Nine Inch Nails мы видим кадры компьютерной графики, демонстрирующие залитые латексом совокупляющиеся тела. Стилистика БДСМ, стоящая за этим, присутствует в нескольких сценах картины. Частично она фигурировала в романе, но желание авторов американской экранизации сыграть на сексуальном насилии привела к тому, что тему вытащили наружу и вложили в ее визуальное воплощение много усилий. Результатом стало то, что сцены пыток и изнасилований выглядят в фильме чрезмерно реалистично. Парадокс в том, что они более убедительны, чем возмездие злу, творившему преступления. Расправа с маньяками у Финчера выглядит не столько возмездием, сколько продолжением ролевой игры с извращенно-сексуальным оттенком. Для сравнения можно использовать фильм Оплева и сам роман, чтобы сопоставить внесенные американским сценаристом коррективы.

Рассмотрим эпизод с убийством отца Харриет — Готфрида Вангера. В романе девушка сталкивает его в воду, удерживая веслом тело под водой, не давая ему всплыть. В картине Оплева использовано решение, близкое к тексту Ларссона. У Финчера Вангера бьют по затылку веслом, отчего он сразу теряет сознание и падает в воду. Никаких последующих попыток всплыть не показано. Следовательно, отец Харриет утонул, не приходя в сознание, будучи не в курсе, что с ним произошло. Пикантность ситуации в том, что в тот момент он преследовал свою жертву, с которой совершал развратные действия. Выходит, в фильме Готфрид погиб таким образом, что ничто не дало ему понять преступность его действий в течение жизни. Практически, ненасильственная смерть.

Другим эпизодом гибели маньяка, который стоит рассмотреть, является ситуация с Мартином Вангером. В романе он, спасаясь от преследования, направляет свой автомобиль на грузовик. Этим шагом показано, что он осознавал, что расплата за его грехи неминуема и решил совершить самоубийство. В шведском варианте экранизации Мартин Вангер врезается в грузовик, будучи не в силах справиться с управлением из-за травм, нанесенных Саландер. У Финчера девушка наносит маньяку лишь один удар, разорвав рот. В книге и фильме Мартина в этой ситуации били четыре раза. Далее, в американской экранизации, преступник терпит аварию, потеряв управление. Он выживает, сдерживаемый ремнями безопасности, и глядит на приближающуюся Саландер. Смерть Мартина от взрыва автомобиля происходит внезапно и мгновенно. Можно сказать, что он не успел помучиться перед смертью. Таким образом, суммируя два эпизода со смертью маньяков Вангеров у Финчера, можно сделать вывод об их относительно безболезненной смерти, контрастирующей со способами их убийства в оригинале и шведской версии экранизации.

В третьей сюжетной линии истории, — с опекуном, изнасиловавшим Саландер, встречаются разночтения в экранизации по обе Атлантики. В свете вышеобозначенных деталей, эпизод отмщения довольно-таки легко интерпретировать как извращенную секс-игру. Но только у Финчера девушка идет на дальнейший контакт с опекуном, в отличие от Оплева и романа, где она не хотела встречаться с насильником еще раз. В американском фильме Саландер, оказавшись в лифте со своим обидчиком, просит того не говорить вслух, но кивать, словно они снова находятся в комнате, где происходило отмщение. Сама ситуация с постоянным контролем за мужчиной создает атмосферу вневременной игры с сексуальным подтекстом, при которой накладываются ограничения созвучные извращенному сознанию адвоката.

Внешний облик Лисбет Саландер, украшенной пирсингом и татуировками, располагает к некоторым субкультурным ритуалам. Одним из таких, созвучных прокалыванию кожи действий, становится зашивание рассеченной брови Блумквиста. Происходит оно без анестезии, с помощью зубной нити. Учитывая последовавшую за этим сцену сексуального контакта, медицинская мини-операция стала прелюдией особого оттенка, возбудившей Саландер. Всё это прекрасно ложится на расчлененку, идущую по фильму красной строкой.

Результатом выбранной стратегии позиционирования фильма Финчера стали хорошие сборы в США и Великобритании, но провал в остальных странах по сравнению с прокатом картины Оплева. Единственным исключением стала Россия, где шведская экранизация в свое время проходила по статусу артхауса и собрала менее 1% от вышедшей позже американской ленты. По состоянию на конец января, цифра сборов от международного проката «Девушки» Финчера составила 70 миллионов долларов по сравнению с 95 миллионами у экранизации Оплева. На территории США лента от «Коламбии» показала результат под 100 миллионов долларов. Фильм Финчера неважно приняли в странах Скандинавии, особенно в Дании, где американская версия собрала в 17 раз меньше шведской экранизации. Таким образом, ставка на категорию R сработала только в Новой и Старой Англиях. Остальной мир не принял концепцию столь реалистично отображенной жестокости, что отразилось на зрительском интересе. Шведская версия экранизации, с куда более скромными цифрами производственного и рекламного бюджетов, оказалась ближе настроениям посетителей кинотеатров неанглоязычных стран.

 

Автор: Алексей Юсев
Обсудить с другими читателями >
Ранее в рубрике
автор:Ярослав Бутаков
автор:Яков Шустов
Странный маккартизм
Под крылом — Аляска
автор:Яков Шустов
автор:Яков Шустов
автор:Яков Шустов
По ту сторону Конана и Ктулху
Поющие рыбы России
команда авторов
Кирилл Бенедиктов руководитель отдела интеллектуальных расследований. Писатель, политолог. Участник Цеха политической критики
Наталия Быкадорова специальный корреспондент портала Terra America
Василий Ванчугов политический философ, профессор кафедры истории философии факультета гуманитарных и социальных наук РУДН
Наталья Войкова обозреватель портала Terra America, эксперт по гендерным вопросам
Наталья Демченко руководитель отдела спецпроектов портала Terra America
Дмитрий Дробницкий главный редактор портала Terra America. Публицист, политолог
Александра Забалуева выпускающий редактор портала Terra America
Александр Костин эксперт по проблемам безопасности и военно-политического сотрудничества
Никита Куркин один из основателей и продюсер проекта Terra America, участник Цеха политической критики
Эдвард Люттвак американский историк, специалист по вопросам международных отношений, истории военных конфликтов и стратегии действий вооруженных сил.
Виктория Максимова художник, культуролог
Борис Межуев один из основателей портала Terra America, участник Цеха политической критики. Кандидат философских наук, доцент философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова
Юлия Нетесова кандидат политических наук, специальный корреспондент портала Terra America
Александр Павлов Кандидат юридических наук, доцент философского факультета НИУ - ВШЭ
Алексей Черняев кандидат политических наук и заведующий отделом Латинской Америки портала Terra America.