После прихода к власти Уго Чавеса Венесуэла стала создавать в Латинской Америке собственную зону влияния – блок радикальных левых режимов, в который благодаря щедрым венесуэльским субсидиям сегодня входят Боливия, Эквадор, Куба, Никарагуа. Однако Чавес изначально понимал, что ему будет сложно удержать ситуацию под контролем без внешних партнеров. Поэтому с начала 2000-х годов президент Венесуэлы начал форсированными темпами налаживать отношения с Россией и Китаем. Чавес быстро нашел путь к сердцу российского руководства – желание закрепится на «заднем дворе США» толкнули Россию в объятия харизматичного лидера «пылающего континента».
Безусловно, приход Чавеса к власти положительно сказался на российско-венесуэльских отношениях: возрос объем экономического сотрудничества, стартовало взаимодействие в военной сфере, которое ранее находилось на нуле. Политические контакты достигли невиданной интенсивности: с 2000 года венесуэльский президент совершил одних только официальных визитов в Россию 7 штук. Казалось бы, сотрудничество нашей страны с Венесуэлой должно процветать. Однако реальная ситуация очень сильно отличается от радужных картин ожидаемого.
Боливарианский ТЭК: а есть ли нефтегазовая дружба?
По данным государственной нефтяной компании Petroleos de Venezuela, в начале 2011 года Венесуэла обладала крупнейшими в мире запасами нефти, объем которых составлял 297 миллиардов баррелей. Неудивительно, что эти запасы углеводородов привлекают к себе внимание как российского правительства, так и нефтегазовых компаний. За прошедшее десятилетие было сделано множество заявлений о сотрудничестве в сфере ТЭК. Российские нефтегазовые компании осваивают недра Венесуэлы с 2005 года, однако на практике эта страна довольно медленно открывает им свою нефтегазовую кладовую.
Сегодня одним из наиболее крупных совместных проектов в сфере ТЭК является разработка месторождений Хунин-6 и Хунин-3 в нефтеносном поясе реки Ориноко. Разработкой Хунин-6 занимается «Национальный нефтяной консорциум», в который на паритетной основе входят «Газпромнефть», ЛУКОЙЛ, «Роснефть», «Сургутнефтегаз» и ТНК-ВР совместно с венесуэльской госкомпанией PdVSA, причем венесуэльцам в этом проекте принадлежит целых 60%. Хунин-3 разрабатывает ЛУКОЙЛ. Хотя консорциум для работы на Хунин-6 был создан еще в 2009 году, только в этом году планируется выйти на запланированный ежедневный объем добычи в 50 000 баррелей необработанной нефти. Для сравнения – Китай в этом году планирует увеличить нефтяной импорт из Венесуэлы до 1 миллиона баррелей нефти в сутки.
Реализация российских нефтегазовых проектов в Венесуэле идет небыстрыми темпами, наиболее показательно здесь затягивание осуществления планов ЛУКОЙЛа построить нефтехимические заводы в этой стране. Характерно, что после объявления о болезни Чавеса внедрение российских компаний в ТЭК Венесуэлы стало осуществляться еще более медленными темпами.
В настоящее время сложилась следующая ситуация. С одной стороны, российские нефтегазовые компании уже довольно плотно работают в Венесуэле. Их вложения уже достигают сумм в миллиарды долларов, а реальная прибыль далеко не столь значительна по сравнению с масштабом инвестиций. При этом велики риски, связанные с приходом к власти оппозиции Чавесу. В такой ситуации может состояться пересмотр проведенной национализации в венесуэльском ТЭК – многие проекты могут вернуться к прежним операторам из числа западных нефтяных компаний. В свое время Чавес выставил из страны ряд иностранных корпораций, не заплатив им адекватной компенсаций. При финале Боливарианской республики новая власть может поступить подобным образом уже с российскими партнерами, которые сотрудничали с «преступным режимом».
Оружие для Венесуэлы: все в кредит
За годы правления Чавеса Венесуэла превратилась в крупного импортера российского вооружения. Правда, имеет место одна странность: все отечественное оружие поставляется туда исключительно в кредит. Венесуэла получила от России кредит в размере 5 миллиардов долларов, использованный для закупки 24 истребителей марки «Су», вертолетов, 1800 переносных зенитных ракетных комплексов «Игла-С» и 100 тысяч автоматов Калашникова. Кроме того, в 2009 году Венесуэле был предоставлен еще один кредит на сумму 2,2 миллиардов долларов для приобретения 92 танков Т-72 и реактивных систем залпового огня «Смерч». В повестке дня – приобретение российским партнерам еще и комплексов ПВО С-300, на что, видимо, также потребуется кредит.
За последние 10 лет Венесуэла потратила на вооружение армии и служб безопасности порядка 15 миллиардов долларов, из которых 8,5 миллиардов составили российские кредиты на покупку оружия у отечественного ВПК. Возникает вопрос, почему страна, получающая многие миллиарды долларов от продажи нефти, покупает вооружение в кредит? Стоит напомнить, что Венесуэла не находится под международными санкциями и не ведет ни с кем войны. Напротив, эта страна сама инвестирует крупные суммы в экономику Боливии, Кубы и Эквадора. Сложившаяся ситуация до боли напоминает порочную советскую практику поставок вооружений в Ливию, Ирак и тому подобные жаркие страны, которые уже нанесли нашей стране существенный урон. Не лучше ли было вложить эти 8,5 миллиардов долларов в развитие отечественных вооруженных сил вместо затратной геополитической игры, от которой все равно не будет особой отдачи в случае серьезного конфликта Венесуэлы с США?
Китай: главный реальный партнер Венесуэлы
Когда Уго Чавес пришел к власти в 1999 году, годовой товарооборот Венесуэлы с Китаем составлял менее 200 миллионов долларов. В июне прошлого года было объявлено, что объем торговли между двумя странами возрос на 42% только за один 2010 год и достиг цифры в 10,272 миллиардов долларов. За время правления Чавеса Китай превратился во второго по значению торгового партнера Венесуэлы после США. Для сравнения: товарооборот между Россией и Венесуэлой с 2009 года снизился примерно в 2 раза и составил менее 300 миллионов долларов, а по итогам 2010 года сократился до цифры в 165,3 миллионов долларов.
Китай закупает в Венесуэле нефть, причем прием масштабы ее поставок постоянно увеличиваются. Еще в 2007 году Каракас пообещал Пекину увеличить экспорт нефти с 300 тысяч до 1 миллиона баррелей в сутки, но жизнь показала, что сделать это совсем не просто. По имеющимся оценкам, венесуэльские поставки нефти в Китай достигнут отметки в 1 миллион баррелей в день только в 2012 году. Один из главных мотивов сотрудничества Венесуэлы с Китаем – сокращение зависимости от нефтяного рынка США. По мере того как Венесуэла наращивала экспорт нефти в КНР, объем экспорта «черного золота» в Соединенные Штаты сократился с 1,5 миллионов до 1 миллиона баррелей в сутки.
Сотрудничество с Китаем поддерживается кредитами со стороны Поднебесной. Так, в апреле 2010 года Чавес сообщил о получении китайского кредита в размере 20 миллиардов долларов сроком на 10 лет. Щедрость Китая по отношению к Венесуэле обусловлена тем, что для КНР приоритет – это получение физических объемов нефти, а не денежной прибыли. Китай сталкивается со стратегической проблемой нехватки источников гарантированных поставок сырья, что стимулирует его экономическую экспансию в Африку и Латинскую Америку. Напротив, Россия не нуждается в получении дополнительных объемов нефти, поэтому перспективы сотрудничества с Венесуэлой в этом отношении ограничены.
В ответ на благосклонность Китая Венесуэла открыла возможности для ввоза дешевой китайской продукции. Под это Чавес создал специальную потребительскую программу «мой хорошо оборудованный дом», упор в которой делается на то, что китайские электробытовые товары примерно в 2 раза дешевле «капиталистических».
Лишь в продаже вооружения Китай показывает удивительную скромность. Видимо, стремясь не портить лишний раз отношения с Америкой, Пекин не развивает военное сотрудничество с Венесуэлой. Исключением может служить поставка в 2010 году партии легких многоцелевых штурмовиков и учебных самолетов К-8W китайского производства.
Зачем России Венесуэла?
В нефтегазовой отрасли сотрудничество с Венесуэлой развивается медленно, в отрасли ВПК оно фактически оплачено российскими деньгами. Нельзя сказать, что многолетнее заигрывание с Венесуэлой принесло России большие экономические выгоды. Для Венесуэлы, как и для ряда других стран Латинской Америки, основным экономическим партнером является Китай, и это вполне закономерно. КНР – крупнейший покупатель нефти и вообще сырья, а современная Россия, наоборот, сырьевой экспортер, то есть потенциальный конкурент Венесуэлы. Китаю, равно как и США, нужна венесуэльская нефть как таковая, а «Газпрому» и ЛУКОЙЛу – прибыль от инвестиций. Поэтому российские компании менее привязаны к Венесуэле, чем Китай и Соединенные Штаты.
Сотрудничество с Венесуэлой, дискуссионное экономически, нередко представляют как геополитический шаг, но тогда возникает вопрос: для чего именно России нужен этот союзник? Социалистическая и антиамериканская риторика Уго Чавеса вызывает понятный восторг у таких левых политологов как Александр Тарасов и Борис Кагарлицкий. Однако следует учитывать, что в Латинской Америке завершается этап ее политического развития, известный как «левый поворот». Власть Чавеса во многом держится на харизме лидера и его популистской политике, но у него нет подготовленного преемника, не ясны настроения венесуэльской армии. В случае ухода из власти тяжело больного Чавеса Россия может потерять свои инвестиции, возможности для которых открылись по сугубо политическим соображениям и которые также могут исчезнуть.
Роль Венесуэлы как противовеса США в Западном полушарии достаточно ограничена. Венесуэльская армия может противостоять лишь армии Колумбии или военизированным группировкам наркомафии, но никак не военной машине США. Даже российские военные поставки в эту страну в основном замещают устаревшее американское вооружение, но не ведут к принципиальному усилению армии Венесуэлы.
Следует учитывать, что Россия не намерена переходить определенную черту в отношениях с США и НАТО, несмотря на известные случаи антиамериканской риторики. Наше государство не планирует создавать в Венесуэле или иных странах Боливарианского альянса военные базы и размещать ограниченный контингент своих войск, как когда-то действовал СССР на Кубе. В то же время и сама Венесуэла ведет себя весьма осторожно. Если Куба в 1970-1980-х годах предоставила десятки тысяч солдат для войн в Эфиопии и Анголе, то Чавес не рискнул оказать военную помощь даже свергнутому президенту не столь далекого Гондураса Мануэлю Селайе.
Критический анализ показывает, что и экономический, и военно-политический смысл тесного сотрудничества с Венесуэлой, как минимум, вызывает серьезные сомнения. Прежде чем предпринимать дальнейшие широкие жесты доброй воли, Кремлю следует провести прагматическое переосмысление реально сложившегося сотрудничества России с Боливарианской республикой Чавеса.