05:22(МСК)
21:22(NY)
18:22(LA)
Год Сноудена в России

Автор: Наталья Демченко
Добавлено: 18.07.2014

Пространство
0
ком

Умаслить Обаму

Политический контекст фильма «Как по маслу»
Автор: Алексей Юсев
Оцените этот контент
     

По мере приближения к дате выборов президента США в стране накалялась борьба за голоса зрителей – солдат кинофронта. В дело шли многолетние заготовки, что не гарантировало точности удара по противнику, но позволяло проследить отдельные ключевые моменты избирательной кампании.

Но в случае с фильмом «Как по маслу», речь пойдет про историю, пережившую не один электоральный цикл.

Картина «Как по маслу» началась со сценария дебютанта Джейсона Микалеффа, получившего в 2008-м году премию в престижном конкурсе Nicholl Fellowship. По итогам сезона эта работа вошла под третьим номером в блэк-лист Голливуда. Данный список включает в себя потенциально успешные проекты, не нашедшие продюсера и, как следствие, денег на постановку. Спустя недолгое время кураторы нашлись: в большой группе сопродюсеров оказались братья Вайнштейн и актриса Дженнифер Гарнер. Обе стороны являются активными сторонниками Демократической партии США: Вайнштейны, так вообще, – мегадоноры и фандрайзеры Обамы. Гарнер, в свою очередь, жена Бена Аффлека, который стоял рядом с Альбертом Гором на трибуне в 2000-м году, в момент объявления результатов президентских выборов.

Соединившись воедино, слагаемые явили миру политическую сатиру в виде комедии «Как по маслу» (в оригинале просто «Масло»).

Сюжет рассказывает про американский город на Среднем Западе. Ежегодно там проходят соревнования по созданию фигур из сливочного масла. Лаура Пиклер – жена многолетнего чемпиона-короля масла, отправленного в отставку. Чтобы не уронить репутацию семьи, супруга решает выиграть соревнования сама. На пути к заветной цели у нее лишь одно препятствие – десятилетняя темнокожая девочка Дестини, случайно обнаружившая в себе талант к ваянию из необычного материала. История разбавляется проблемами с мужем Сары, который изменяет жене, и с ее приемной дочерью, вступающей во взрослую жизнь.

Возникновение сценария «Как по маслу» совпадает с появлением на большой политической арене США такой яркой фигуры как Сара Пэйлин. В сентябре 2008 года Джон Маккейн называет ее кандидатом в вице-президенты. Сразу же на губернатора Аляски обрушилась атака творческой массы сторонников демократов. Ларри Флинт издатель «Хастлера» дал объявление о поиске актрисы, похожей на Пэйлин, для съемок порнофильма.

После поражения республиканского тандема нападки на слабую его сторону не закончились. Напротив, противники словно решили, что Пейлин станет главным соперником Обамы в 2012-м году, отчего число появлений ее теле- и кинодвойников за три года перевалило за два десятка.

Не будет откровением сказать за сюжетом картины «Как по маслу» режиссера Джима Филда Смита стоит все та же история борьбы за президентское кресло. Правда, создатели фильма и исполнители главных ролей неоднократно отвергали эту напрашивающуюся аналогию. Несколько раз даже промелькнула версия, что в сценарии имелось в виду противоборство Хиллари Клинтон и Барака Обамы. Объяснить эту часто встречающуюся уловку можно тем, что продемократически настроенная творческая интеллигенция не хочет лишний раз упоминать консерваторов как источник своего вдохновения, направляя каждый свой жест в пользу их противников.

В фильме присутствует слишком много сцен и деталей, подчеркивающих политическую метафоричность действа. Так, одной из первых работ многолетнего победителя соревнований по фигурам из масла стала фигура Ньюта Гингрича на лошади. Большинство остальных его экзерзисов, равно как и его жены, носят религиозный оттенок. Данное обстоятельство соответствует духу одноэтажного Среднего Запада, в массовом сознании американцев соседствующего с христианской добродетелью и верностью традициям.

Но в фильме эти признаки начинают обрастать комичными элементами, и гипертрофированы до такой степени, что становятся антиподами своих прообразов. Главная героиня, при всем внешнем сходстве с Сарой Пэйлин (вплоть до манеры разговора и интонаций голоса), имеет мало общего с бывшим губернатором Аляски. Лаура бездетна, тогда как у Пэйлин пять детей.

Претендентка на роль королевы масла позирует с детьми-даунами, тогда как экс-претендент в вице-президенты родила и воспитывает сына с этим врожденным заболеванием. Пэйлин не держится за мужа, и не делала этого ранее, как героиня «Как по маслу». В общем, карикатура на харизматичную республиканку так оторвалась от действительности, что стала пародией непонятно на кого и на что. Это обстоятельство, вероятно, предопределило провал картины, несмотря на влияние и связи братьев Вайнштейн.

Критика Пэйлин и республиканцев, порой, слишком узнаваемо прорывается в фильме наружу. Действие начинается и заканчивается кадрами выдвижения главной героини на пост губернатора Айовы.

Лаура Пиклер произносит со сцены, что к этому шагу ее подтолкнул бог, говоривший с ней во сне. Здесь, помимо присущей консерваторам религиозности, уместно вспомнить резонансное письмо из взломанной почты Пэйлин, которое она написала от имени бога. Семья Лауры – муж, пытавшийся ей изменить, и приемная дочь, вступившая в гомосексуальную связь, выставляют в комичном свете традиционные ценности и добродетель белых американцев. Десятилетняя афроамериканка с врожденной тягой к скульптуре из сливочного масла легко победила бы в соревновании Лауру Пиклер, даже лишившись своей работы, ибо руками сценариста водила любовь к определенной политической силе. Именно это чувство заставило юную особу произнести в нарезке проб, демонстрировавшихся на фоне финальных титров, что страшное место по отбору кандидатур в короли масла кажется ей «сборищем сторонников республиканцев».

Какой еще девочке могло прийти такое в голову? Чем, если не политическим заказом можно объяснить реплику малолетней афроамериканки, что она надерет задницу Пиклер, если та станет губернатором штата? Особенно после неоднократных дружелюбных рукопожатий с постоянно оскорблявшей ее соперницей?

В случае с таким типом кино как фильм Джима Смита недостаточно иметь картину, атакующую недружественные силы. Необходимо правильно подать материал, используя его силу в нужное время и в нужном месте. Съемки фильма происходили в середине 2010-го года. Первым местом, где была показана лента, стал кинофестиваль в Теллуриде в сентябре 2011-го.

Спустя полторы недели перед премьерой картины на международном киносмотре в Торонто, Оливия Уайлд – исполнительница одной из ролей в фильме, зачитала перед двумя тысячами человек обращение Харви Вайнштейна. В послании продюсер приглашал на будущий показ картины в Айове женщину-конгрессмена из Миннесоты и кандидата в президенты Мишель Бахманн. Письмо содержало язвительные предложения по совместному проведению досуга, включающего изучение конституции, прав секс-меньшинств и тому подобное.

Объяснить этот шаг можно тем, что Сара Пэйлин не стала участвовать в борьбе за выдвижение своей кандидатуры от республиканцев на пост президента США. Правда, официально она это сделает только спустя три недели после заявления Харви Вайнштейна, но это витало в воздухе, к тому же рейтинги Бахманн были и без того высоки, чтобы воспринять ее как опасного конкурента.

После Торонто пресса начала видеть в персонаже Лауре Пиклер Мишель Бахманн, хотя ее звезда еще не взошла на политическом небосклоне во времена написания сценария и его реализации. Кто-то даже отметил схожесть голоса, внешнего вида и гардероба.

До конца года фильм демонстрировался на более чем полутора десятках фестивалей. Исполнительные продюсеры – братья Вайнштейн, объявили о том, что устроят нужное количество сеансов для соблюдения регламента премии «Оскар». Старт проката «Как по маслу» назначили на март 2012 года, видимо в надежде, что кто-то из съемочной группы получит награду от Киноакадемии.

Но не тут-то было...

Зритель принял картину сдержанно. Не было обилия отрицательных мнений, но и число положительных отзывов не предвещало хорошего проката. Рейтинг критиков тоже был ниже среднего. В общем, получился провал, учитывая ожидания создателей фильма, надеявшихся повторить успех инди-хита «Джуно» с которым иногда сравнивали ленту Джима Смита.

«Как по маслу» содержала в себе скрытое оружие – учитывая место действия картины. Именно в штате Айова проходят первые республиканские кокусы, к результатам которых приковано внимание общественности. Основными избирателями штата является белое население, и их решение задает разгон кампании.

Очевидно, что по первоначальному замыслу авторов «Как по маслу», в Айове должна была стартовать Пэйлин, а картина, выйдя в прокат спустя несколько месяцев, высмеять женщину-политика. Но этого не произошло, да и Бахманн, на которую переключились Вайнштейны, показала себя на праймериз не особенно убедительно.

Проект забуксовал и в итоге прокатчики решили перенести премьеру на октябрь, – за месяц до финальной даты выборов президента. К несчастью, в это время фильм уже не так был интересен зрителю, отчего стартовал лишь на 90 копиях. Более того, за месяц до ротации в кинотеатрах «Как по маслу» запустили в кабельную и интернет-дистрибьюцию, что стало своего рода проявлением сдачи хозяевами прав на ленту. Подводя итог мытарствам создателей и продюсеров «Как по маслу», следует отметить, что предугадать с точностью удар по противнику в случае с кино сложно из-за долгих сроков реализации.

Проигравший остается с готовым продуктом и со специфической идеологией, актуальность которых равна нулю.

Автор: Алексей Юсев
Обсудить с другими читателями >
Ранее в рубрике
Страх растворяется в воздухе
«Россия – самая свободная страна Европы в выборе форм образования!»
автор:Татьяна Ковалева
Почему Джордж Сорос остается в Америке?
автор:Александр Кустарев
То, что вы не видите успехов ЦРУ, не означает их отсутствия
Как постричься миллиардеру в Америке
автор:Юрий Бурносов
О грядущем домов в 1000 этажей и «колесных костюмов»
автор:Сид Мид
автор:Алексей Карякин
Русские сны Европы
автор:Владимир Можегов
Почему местная полиция надежнее агентов за рубежом?
Американские информбюро
США окружают Китай
автор:Илья Крамник
автор:Сергей Мурзинский
Богатое наследие дешевого кино
автор:Александр Буланов
Америка: возвращение идеального
автор:Дмитрий Дробницкий, Александра Забалуева, Борис Межуев
Реквием по демократии
Первые контуры постчеловеческого мира
автор:Егор Просвирнин
Гарри Гаррисон: плохие времена не могут продолжаться долго
автор:Василий Мидянин Юрий Бурносов
Митт Ромни и Латинская Америка
автор:Александр Буланов
Республиканцы усиливают свои позиции в Голливуде
автор:Борис Соколов
История человека и книги
автор:Георгий Осипов
автор:Илья Крамник
Следы «Нового курса»
автор:Яков Шустов
Почему Джокер?
Взболтано? Смешано!
Тень Уго Чавеса: что такое Боливарианский альянс
автор:Александр Буланов
Демократия по Dr. Pepper
Что читать о Холодной войне
автор:Яков Шустов
Политические мячики Старого Света
Один глаз и половина лба
автор:Дмитрий Володихин
автор:Лев Масиель Санчес
Фашизм по-американски
«Белый тигр» и американские китобои
автор:Станислав Хатунцев
Чили: рассуждения о левом мифе Латинской Америки.
автор:Яков Шустов
Военное сотрудничество России и стран Латинской Америки: осторожные надежды
автор:Илья Крамник
Откуда пришел «Белый тигр»?
автор:Юрий Бурносов
Москва и Каракас: за чей счет дружба?
автор:Алексей Карякин
«Сделано в Рио-де-Жанейро» – это серьезно
Американцы создадут Ельцин-Центр в Екатеринбурге
Тим Бертон, хватит лицемерить!
Познавательная урбанистика сериалов
По мотивам По
автор:Юрий Бурносов
Американская готика: между пошлостью и искусством
Социальная подоплека «посредственного блокбастера»
автор:Алексей Юсев
«Бонапартизм» Люттвака vs «Гандизм» Шарпа
автор:Яков Шустов
Высшая мера – для сержанта Бейлса?
автор:Андрей Ларин
Deadline для Эры Водолея
Ностальгия по-американски
Голливуд смотрит на Россию. Часть II
автор:Яков Шустов
«Я не боюсь открытия базы в Ульяновске!»
автор:Евгений Ройзман
«Ловушка» демократизации
автор:Светлана Лурье
В «Симпсонах» было все…
В поисках золотых бобов Госдепа
«Сравнение между Россией и Бразилией очевидно»
автор:Клайд Престовиц
Голливуд смотрит на Россию. Часть I
автор:Яков Шустов
Плохое американское кино на грузинские деньги
Русские в плену журналистского PR
автор:Яков Шустов
Латиноамериканцы во внутренней политике США
автор:Алексей Карякин
Прогулка с экспатом
Истоки и смысл мексиканской нарковойны
автор:Алексей Карякин
Анатомия латиноамериканской преступности: случай Гватемалы
автор:Эльвина Таракихи
Опыт Мексики: несостоявшаяся «революция кактусов»
Как значки, футболки и стикерсы делают президентов
автор:Яков Шустов
Чаепитие с железной леди
автор:Алексей Юсев
Лозунг «защиты мира» не следует принимать близко к сердцу
автор:Игорь Джадан
Стивен Долдри на Манхэттене
Мир меняется. Меняются и войны
автор:Борис Межуев, Кирилл Бенедиктов
Занимательное драконоведение девушек и их татуировок
автор:Алексей Юсев
Негарантированные ценности
В Белый дом через телеэкран. Часть II
автор:Яков Шустов
В Белый дом через телеэкран. Часть I
автор:Яков Шустов
Латинская Terra наша America
Друг и товарищ Пинап
Излечение от мистицизма
Тратим деньги, чтобы убить время
Как мы говорим об Америке
Киногид для не таких как все
Как поверить, что США не всемогущи?
автор:Ярослав Бутаков
«Трансгрессия возвращается…»
автор:Кирилл Разлогов
Зов чужих предков
От полковника Боуи до полковника Эпплгейта
автор:Яков Шустов
Протеже сатаны
Зарубежный школяр как «агент влияния»
Рожденные приземлёнными
автор:Яков Шустов
С Днем благодарения, пилигримы!
Странный маккартизм
автор:Генри Джеймс
Американские папы и мультипликационная политика
Когда спящие проснутся…
автор:Георгий Филимонов
Под крылом — Аляска
Британское кино в американском духе
Что делают американские монстры в ресторанах Москвы?
Видео-энциклопедия глобальных угроз
автор:Алексей Юсев
Почему «Безумцы» не приживутся в России
Фильмы про то, как мужик бреется
Между вещным и вечным
Несостоявшаяся революция
автор:Егор Просвирнин
Нулевые были. И небыли
автор:Яков Шустов
Элитное образование как способ инвестирования в будущее
Строгое платье истории
Отцы и дети по-североамерикански
По следам полковника Кольта
автор:Яков Шустов
Луна в сточной канаве
Eco fashion: маркетинговый ход или стратегия выживания?
Вечная одноэтажная Америка
автор:Яков Шустов
Дикие гуси и арабские революции
автор:Иван Коновалов
По ту сторону Конана и Ктулху
автор:Дмитрий Володихин
Витгенштейн любит пинаколаду
Чернокожие критики Обамы
Благодать и пастиш для Обамы
автор:Полина Колозариди, Кирилл Мартынов
Америка 70-х: десятилетие порно-шика
Поющие рыбы России
автор:Егор Просвирнин
«Покупай американское!»
Большая жратва на скорую руку
Rednecks: «отвали и не связывайся»!
автор:Отто Шивуте
команда авторов
Кирилл Бенедиктов руководитель отдела интеллектуальных расследований. Писатель, политолог. Участник Цеха политической критики
Наталия Быкадорова специальный корреспондент портала Terra America
Василий Ванчугов политический философ, профессор кафедры истории философии факультета гуманитарных и социальных наук РУДН
Наталья Войкова обозреватель портала Terra America, эксперт по гендерным вопросам
Наталья Демченко руководитель отдела спецпроектов портала Terra America
Дмитрий Дробницкий главный редактор портала Terra America. Публицист, политолог
Александра Забалуева выпускающий редактор портала Terra America
Александр Костин эксперт по проблемам безопасности и военно-политического сотрудничества
Никита Куркин один из основателей и продюсер проекта Terra America, участник Цеха политической критики
Эдвард Люттвак американский историк, специалист по вопросам международных отношений, истории военных конфликтов и стратегии действий вооруженных сил.
Виктория Максимова художник, культуролог
Борис Межуев один из основателей портала Terra America, участник Цеха политической критики. Кандидат философских наук, доцент философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова
Юлия Нетесова кандидат политических наук, специальный корреспондент портала Terra America
Александр Павлов Кандидат юридических наук, доцент философского факультета НИУ - ВШЭ
Алексей Черняев кандидат политических наук и заведующий отделом Латинской Америки портала Terra America.