Начало формирования латиноамериканских диаспор в США связано с присоединением мексиканских земель после победы над Мексикой в войне 1846 – 1848 годов. На присоединенных территориях осталось несколько десятков тысяч мексиканцев. Эта небольшая группа населения сразу получила американское гражданство и образовала особую группу – чиканос. Сегодня эта группа культурно и политически более консервативна, чем другие латиноамериканцы в США, и практически не имеет общих интересов с ними. Другим источником латиноамериканского населения стали выходцы с Кубы. Еще в XIX веке кубинские плантаторы установили тесные коммерческие связи с северным соседом, а США стали прибежищем как для кубинских борцов за независимость, так и для трудовых мигрантов с будущего Острова Свободы.
Ситуация стало резко меняться с начала XX века. Беспрецедентный экономический рост в Соединенных Штатах в сочетании с постепенным снижением европейской эмиграции привел к высокому спросу на рабочую силу. Одновременно скачкообразный рост населения в Латинской Америке в сочетании с глубокой структурной бедностью породили предложение дешевых рабочих рук – беспрецедентный поток эмигрантов, который не иссякает до сих пор. К настоящему времени латиноамериканцы стали самым многочисленным этническим меньшинством в США (14,8% американского населения), обогнав негритянское население Штатов (12,3%). На текущий момент латиноамериканское народонаселение США составляет около 50 млн человек, учитывая нелегалов. Согласно ряду прогнозов, к 2050 году доля латиноамериканцев в населении превысит 25%.
Структура латиноамериканской диаспоры выглядит следующим образом. Общая группа с Мексикой обусловливает доминирующее положение мексиканцев, составляющих две трети от всей численности латиноамериканцев в США. Второй по численности группой являются выходцы из малых стран Центральной Америки, которые наиболее тесно связаны с преступностью и нелегальной миграцией. Третье место занимают колумбийцы, численность которых составляет приблизительно 2 млн человек. Особое положение занимает миллионная кубинская диаспора, компактно осевшая во Флориде и пользующаяся благоприятным отношением со стороны властей Соединенных Штатов. Наконец, следует иметь в виду еще 4,5 млн пуэрториканцев, которые благодаря статусу Пуэрто-Рико как неинкорпорированной организованной территории в составе США представляют собой скорее внутренних мигрантов.
Латиноамериканцы в борьбе за влияние
Латиноамериканцы с раннего времени присутствовали в политической жизни США, однако до начала 1960-х их влияние было локальным и точечным. Превращение латинос в крупный фактор социально-политической жизни США состоялось во второй половине XX века в связи с количественными и качественными изменениями этнического состава американского общества. Большое влияние на политическую активность и социальный статус этой группы оказало изменение избирательного и миграционного законодательства США в 1960-1970-е годы.
Закон об избирательных правах 1965 года изначально был направлен на устранение дискриминации афроамериканцев, но оказался полезен и латиноамериканцам. Это событие обусловило вовлечение испаноязычных групп в американский электоральный процесс, включая реальную возможность выдвигать кандидатов на государственные должности разного уровня. В результате в США с 1973 по 2007 году в 4 раза возросло общее число избранных должностных лиц латиноамериканского происхождения.
Одновременно развернулась невиданная по масштабам трудовая миграция латиноамериканцев (как законная, так и незаконная) в США. Взрывной рост численности латинос приобрел политическое измерение благодаря политике государства, которое несколько раз проводило амнистию нелегальных мигрантов и не препятствовало тому, чтобы выходцы из стран Латинской Америки получали гражданство США.
Взаимодействие латиноамериканцев с политической системой США во второй половине XX века проходило поэтапно. На первом этапе, в 1960-80-е годы, испаноязычные диаспоры заявили о себе, прежде всего, в качестве избирателей, участвующих в выборах местного уровня. Постепенно растущая политическая активность латинос сделала их заметными участниками электорального процесса федерального уровня в 1990-2000-е годы (второй этап). В этот период голоса испаноязычных избирателей приобрели значимость не только на местном уровне, но и на президентских выборах.
Роль мексиканской диаспоры
Среди различных групп латиноамериканской диаспоры наибольшее влияние на политику Соединенных Штатов оказывают выходцы из Мексики. Еще в 1960 – 1970-е годы мексиканцы предприняли успешную попытку сплотить всех выходцев из Латинской Америки в рамках общенациональных организаций, отстаивающих интересы всех латинос в рамках политической системы США. Важнейшим направлением работы этих структур стало устранение дискриминационных барьеров и расширение избирательных прав латиноамериканского меньшинства. Например, в 1975 году благодаря лоббистским усилиям Фонда юридической защиты и образования американских мексиканцев положения Закона об избирательных правах были распространены на все испаноязычное население США. Результатами этого стало повышение политической активности латиноамериканцев и увеличение их представительства во власти.
Другим важным направлением деятельности мексиканской диаспоры на протяжении последних 50 лет является повышение их статуса в США. Мексикано-американцы добились официального признания «испаноязычных» в качестве отдельной этнической группы (1960–1990-е годы), распространения на латинос «программы позитивных действий» (1960–1970-е годы), развития билингвизма (1980–2000-е годы), либерализации миграционного законодательства (1990–2000-е годы).
Гораздо меньшее влияние мексиканская диаспора оказывает на внешнюю политику Вашингтона. Исключением в сфере внешнеполитической активности мексикано-американцев является лоббирование ими соглашения о НАФТА в 1994 году. Выходцы из Мексики поддержали проект, поскольку понимали, что от состояния отношений между двумя странами зависит их социально-экономическое положение в США.
Роль кубинской диаспоры
Кубинская диаспора в США сложилась на основе политической борьбы с режимом Фиделя Кастро. Однако формирование жесткого курса США в отношении Кубы связано с влиянием консервативных кругов американского истеблишмента, тогда как роль кубино-американцев всегда оставалась второстепенной. Хотя политическое влияние кубинцев в США стало возрастать еще в конце 1960-х, организованной силой они стали лишь в 1981 году, когда Мас Каноса основал Кубино-американской национальный фонд (CANF). Основным инструментом влияния кубинской диаспоры на политику в США стали взносы в избирательные фонды кандидатов. Благодаря финансовым возможностям и компактному проживанию кубинская диаспора с этого времени стала оказывать решающее влияние на выборы во Флориде.
Со второй половины 1990-х годов наметилось снижение политического влияния CANF. Еще в ходе президентской кампании 2000 года голоса кубино-американцев определили исход выборов во Флориде в пользу Буша-младшего, что определило победу этого кандидата на общенациональном уровне. Однако уже в 2001 году единый фронт кубинской диаспоры раскололся в связи с вопросом о том, можно ли сотрудничать хотя бы в ограниченных масштабах с режимом Фиделя Кастро. После этого влияние кубинского лобби стало снижаться, и в 2008 году Барак Обама сумел победить во Флориде без его поддержки. Обама стал последним за 20 лет победителем президентских выборов, который не использовал финансовые пожертвования кубинской диаспоры и потому не был связан с ее внешнеполитическими интересами. На сегодняшний день можно констатировать постепенный упадок влияния кубинской диаспоры в США на общегосударственном уровне при сохранении сильных позиций на уровне штата Флорида.
Фактор латинос на президентских выборах
Долгое время рост численности латиноамериканской диаспоры не отражался в полной мере на ее политическом влиянии. Этому препятствовало то, что многие латиноамериканцы не владеют английским языком либо были слишком молоды, чтобы голосовать. Кроме того, значительная их часть не является гражданами США. При этом три четверти латиноамериканцев проживают в тех штатах, которые являются надежными оплотами либо демократов (Калифорния, Нью-Йорк), либо республиканцев (Техас). Поэтому латиноамериканцы не оказывали определяющего влияния на голосование в штатах, чьи избиратели колеблются и за которые разворачивается основная борьба на президентских выборах. Данные характеристики испаноязычного электората обусловили его непропорционально слабое влияние на исход президентских выборов в 2000 и 2004 годах за исключением Флориды, где кубинцы дважды внесли существенный вклад в победу Буша-младшего. Фактически голоса латиноамериканцев имели значение для кандидатов только в совокупности с бюллетенями, поданными другими этническими меньшинствами.
Ситуация изменилась в 2008 году, когда постоянно растущая латиноамериканская диаспора выразила недовольство курсом Джорджа Буша-младшего и проголосовала за социально-экономическую программу Барака Обамы в пику его республиканскому оппоненту Маккейну. Именно голоса латинос помогли кандидату демократов выиграть в таких колеблющихся штатах, как Невада, Колорадо, Нью-Мексико. Впервые в истории США на федеральных выборах выходцы из Латинской Америки оказали решающее влияние на результаты голосования сразу в нескольких штатах. С этого момента испаноязычный электорат окончательно приобрел статус группы, которую не может игнорировать ни один кандидат, претендующий на победу.
Существование этой группы избирателей является серьезной проблемой для Республиканской партии. Примерно 50% латинос – сторонники демократов, около 35% – колеблющиеся избиратели. И только 15% – убежденные приверженцы республиканцев. Более низкий в среднем уровень жизни и образования, заинтересованность в либерализации миграционного законодательства и амнистии «нелегалов», стремление добиться более сильных социально-экономических позиций с помощью политики «положительной дискриминации» делает большинство латинос, прежде всего, мексиканского происхождения, союзниками Демократической партии. Хотя латиноамериканцам не чужд «социальный консерватизм», о котором любят поговорить в Республиканской партии, для них в целом проблематика однополых браков менее важна, чем вопросы социально-экономической и миграционной политики. А в этом отношении демократы могут предложить гораздо больше, чем республиканцы.
Предстоящие президентские выборы не принесут кардинальных изменений в предпочтения латиноамериканских избирателей. Очевидно, что их большая часть проголосует за представителя демократов – действующего президента Барака Обаму. В то же время американские социологи теперь полагают, что кандидат от Республиканской партии не сможет выиграть президентские выборы, если не заручится поддержкой хотя бы 40% латиноамериканского электората. Именно столько испаноязычных избирателей привлек на свою сторону в 2004 году Джордж Буш-младший и победил. А четыре года спустя Джон Маккейн не дотянул до этого показателя, ограничившись 31% — и потерпел поражение. Кандидату от республиканцев сегодня требуется эффективная стратегия работы с латиноамериканцами.
В электоральной политике США латиноамериканская диаспора объективно играет роль противовеса по отношению к таким консервативным движениям, как «Партия чаепития». Вероятно, отношения с латинос окажутся одним из ключевых факторов победы или поражения республиканского кандидата на предстоящих выборах. Не случайно фаворит республиканских праймериз Митт Ромни даже вспомнил о своих «мексиканских корнях»: его предок-мормон в конце XIX века некоторое время скрывался в Мексике и даже получил гражданство данной страны. Впрочем, эта история вряд ли растрогает сердца большинства латиноамериканцев. Недавно проведенный опрос показал, что значительная часть латиноамериканских избирателей даже не знают имен кандидатов на пост президента США от Республиканской партии на предстоящих выборах 2012 года. В преддверии выборов Митт Ромни может гарантированно рассчитывать только на голоса кубинской общины и чиканос, то есть на заведомое меньшинство латиноамериканского электората. Тенденция голосования выходцев из Латинской Америки за демократов будет существенным фактором политической системы США, разрушая традиционный баланс сил и относительный паритет между обеими ведущими партиями.