В эти дни любой посетитель Нью-Йорка моментально окунается в атмосферу праздника спешащих за покупками женщин и мужчин, одетых в Санта-Клаусов тусовщиков, разноцветных огней и висящих повсюду надписей…Happy Holidays!
В любом супермаркете продавцы тоже поздравят вас не с Рождеством (Merry Christmas), а с праздниками вообще. Почему же в стране, в которой христианство, в частности протестантское, играет важнейшую политическую роль и где кандидат в президенты просто электорально обязан быть христианином (лучше протестантом), религиозную природу праздника Рождества стараются прикрыть?
Сразу возникает еще один вопрос: а какой тогда вообще характер у Американского Рождества, если не религиозный?
И тут есть два важных аспекта. Во-первых, Рождество является самым положительным периодом года для экономики в целом. Во многом, из-за всплеска в потреблении (вызванного массовыми покупками и увеличением расходов на транспорт), компонента, который составляет семьдесят процентов всего американского ВВП. Надо упомянуть и о повышении занятости населения, прежде всего, за счет сезонных работ.
Во-вторых, Рождество – самый семейный праздник; его американцы все еще предпочитают отмечать с родными. В этот день вспоминают о забытых родителях, спешат с подарками к нелюбимым женам и детям. Вот и получается, что две «ахиллесовых пяты» США – экономика, которая, судя по всему, покатится вниз по «фискальному обрыву» после первого января, и семья (США давно занимает первое в мире место по разводам) – вновь оживают во время Рождественской «лихорадки».
Вслед за экономическим и семейным факторами возникает и фактор универсальности: Рождество в Америке – это праздник и каникулы для всех, еще со времен отцов-основателей, когда США были страной почти исключительно христиан, и этот праздник отмечали на государственном уровне, а теперь его отмечают и большинство мусульман, и большинство иудеев, да и подавляющее большинство атеистов тоже.
И вот тут прячется, как говорят американцы, «дьявол в деталях»: нельзя в праздник обижать чувства отмечающих, а отмечают этот праздник и нехристиане. Как следствие, и принятые атрибуты христианства тоже не должны быть на виду. Как мне сказал директор по производству компании American Christmas (CEO которой, кстати, иудей) Игорь Кочан: в Нью-Йорке в качестве декорации нельзя использовать не то, что фигуры религиозных персонажей или просто ангелов, даже звезды на елки вешать категорически запрещается (Единственных ангелов можно увидеть на Rockefeller Plaza и лишь потому, что они находятся там с пятидесятых годов и представляют историческую ценность). В иных местах вместо теперь уже общепринятых «happy holidays» будут висеть и вовсе устрашающие «Merry Xmas» (мол, отмечайте вообще, что сами хотите и считаете нужным).
Для людей, не приемлющих и такой рафинированный вид Рождества, не так давно придумали праздник Кванза (формально почитающий африканские традиции и отмечающийся 26 декабря)
К слову, такая толерантность, закрепленная властями всех уровней, имеет исключительный характер. Например, во время Хануки вывески нью-йоркских магазинов нетривиально гласят «Happy Hanukkah,» кругом говорят семисвечники, а полиция на полчаса перекрывает самый оживленный проспект Пятую Авеню в час пик для того, чтобы автобусы и машины верующих иудеев могли беспрепятственно парадом проехать по центру города.
Конечно, тут надо сделать оговорку, что Нью-Йорк – не Америка, а гораздо более интернациональное и либеральное место, чем Америка в общем, однако тенденция «дехристианизации Рождества» характерна для всей страны. И тут все дело в истории социальных и политических отношений США.
Несмотря на то, что Первая Поправка Конституции США гарантировала свободу вероисповедания и запретила установление государственной религии, на практике дело касалось церквей протестантских, а иные религиозные убеждения подвергались гонениям на локальном и федеральном уровне. В первой половине XIX века в роли изгоев оказались мормоны, которых из штата Нью-Йорк до степей Юты преследовала федеральная армия, во второй половине XIX и вплоть до середины века XX – католики; американские ирландцы и итальянцы до сих пор саркастически шутят, что у США был всего один президент-католик (Джон Ф. Кеннеди), но и того убили.
В конце 1910-х годов вся Америка была поражена скандальным назначением иудея Луиса Брандейса в Верховный Суд США. В конце концов, иммиграционные службы США в течение XX века отдавали предпочтение христианам над представителями других религий (особенно мусульманами). В итоге, ко времени социального движения шестидесятых годов христианство стало религией «виноватого большинства», пытающегося исправить былые ошибки.
Последовательно в общеобразовательных школах сначала запретили молитвы, потом чтение Библии, потом учение креационизма, потом религиозным деятелям запретили появляться в служебной одежде в тюрьмах, с началом нового века с пост-клинтоновским развитием идеологии либерализма и все возрастающим недовольством про-христианским политическим консерватизмом, попало под удар и Рождество.
Вот только теперь в этой обремененной двойными стандартами и почти фанатичной жаждой всеобщей справедливости стране, ущемленными себя чувствуют многие христиане. Один из нью-йоркских христианских лидеров недавно призвал прихожан специально купить елки, тем самым открыто показывая приверженность своей вере в это «новое время угнетений».
Так что хотели как лучше, а получается…весьма по-нашему.