Игру Deus Ex: Human Revolution следует рассматривать с двух точек зрения: как игру и как культурный продукт, поднимающий важнейшую тему, попытку поговорить про наше ближайшее будущее в увлекательной и доступной форме. Как игра Human Revolution превосходна: узнаваемый визуальный стиль, отточенная механика игрового процесса, множественность решений в игровых ситуациях (с большинством врагов вы можете разобраться посредством 10 относительно честных способов и еще 5 откровенно нечестных). Если вы любите игры, идите и купите «Human Revolution», это первоклассное развлечение для взрослого игрока.
Но если вы – как я и как все прогрессивное человечество – рассматриваете игры не только как электрическую версию казаков-разбойников, но как культурный продукт, равный по своему потенциалу кино и книгам, если вы купились на постоянное упоминание разработчиками трансгуманизма, Иллюминатов и механической аугментации человека, если вы решили, что перед вами продукт уровня Bioshock (который не сколько стрелялка, сколько интерактивная дискуссия о либертарианстве и коммунизме), то вас ждет жестокое разочарование. В идеологическом плане Deus Ex: Human Revolution, несмотря на массированное обращение к символам большого, «взрослого» мира, смехотворна.
***
Ближайшее будущее, в биотехнологиях происходит прорыв, и человечество получает возможность улучшать отдельных своих представителей, заменяя части их обычных когда-то тел на кибернетические. Грузчики в буквальном смысле слова железными руками выигрывают на рынке труда у простых, неулучшенных людей. Ситуацию усугубляет правительственная программа по бесплатному пришиванию стальных частей тела пострадавшим в войнах ветеранам, превращая аугментации из игрушки элит в массовое и повсеместное явление. Возникает движение пуристов за человечность человечества («Вы играете в Бога!» – что-то подобное мы слышим в реальном мире от противников клонирования), которое атакует фабрику по производству кибернетических протезов. Главный герой, глава службы безопасности владельца фабрики, начинает свое расследование, погружаясь в сумрачный мир кибер-ксенофобии, закулисной борьбы транснациональных корпораций и тайных обществ.
***
Звучит заманчиво. Тем более имплантировать себе стальную движущуюся руку или там видеокамеру вместо глаза с выводом видеосигнала в мозг вы можете прямо сейчас, здесь и сегодня, в нашей настоящей реальности, потратив достаточно скромные деньги (рука обойдется примерно в 10 000 долларов). Пока что эти протезы – лишь неуклюжая замена живых биологических органов, но недалек тот день, когда железные руки, ноги, глаза, разгоняющие мозг процессоры и прочие части и детали человеческого организма станут лучше своих натуральных аналогов, дав своим обладателям серьезные преимущества над простыми, мясными людьми. Отринув расовую теорию превосходства одних людей над другими, что мы будем делать, когда столкнемся с превосходством механическим, растущим не из полумистических предрассудков «почвы и крови», но из заявленных производителем твердых технических характеристик вашей новой части тела? С гарантийным талоном и двумя неделями на обмен или возврат?
Как повлияет на наше общество тот факт, что скоро по улицам могут начать ходить люди, которые будут в сто раз (буквально в сто) сильнее и ловчее чемпиона мира по пауэрлифтингу, а жесточайшее умственно-физическое неравенство вновь станет на повестке дня, впервые с недоброй памяти времен Третьего Рейха? И будет очевидным образом завязано на личное богатство и корпоративную принадлежность? «Товарищ техник решает, кто тут у нас еврей»?
Deus Ex: Human Revolution поставила эти насущные вопросы (повторюсь, кибернетическую руку вы себе можете поставить прямо завтра), но не дает на них ответов, скатываясь вместо этого в дешевую конспирологию уровня даже не Дэна Брауна, а книжно-патриотического развала про мировое масонское правительство.
Игровой ответ выглядит жалко: действительно, есть мировое масонское правительство! И оно стоит за атаками пуристов! Потому что хочет контролировать человечество посредством контроля имплантатов (нажал на кнопку – и улучшенные люди начали сходить с ума или вовсе померли)! И главный герой должен их остановить! Иллюминаты, Церковь, активные отсылки к Библии и египетской мифологии, ООН, политическим движениям США и говорящие фамилии ключевых персонажей (вроде одного из мировых масонов по фамилии Де Бирс) – все это ради незамысловатого сюжета простенького боевика.
А как же техно-ксенофобия? Религиозные бунты? Грань, отделяющая человека от машины? Новый элитизм? Классовая война уже не на теоретических, а на механических основаниях («Бей буржуев и кибернетов!»)? Эрозия и окончательный распад самой концепции всеобщих Прав Человека (потому что всеобщего человека больше нет)? Новый техно-нацизм? Жизнь в постгосударственном обществе частных армий и корпораций, лояльность которым гарантируется железом?
А никак. Во всем виноваты масоны; стоит сорвать их подлый план – и фундаментальные изменения самой смысловой ткани, самого понятия человеческого существа – исчезнут.
Самая передовая область современной культуры – компьютерные игры – на примере Deus Ex:Human Revolution отказалась брать на себя миссию осмысления приближающегося колоссального социально-культурного сдвига; сдвига, который может уничтожить нашу цивилизацию в том виде, в котором мы его знаем, добровольно скатившись до уровня, как их называют люди старшего поколения, «стрелялок».
Думаю, это связано с тем, что в игровой индустрии доминирует интерактивная, техническая, игровая составляющая, а сценарно-философские концепты проходят по разряду остаточного финансирования. Таким образом, через четверть века своего существования (сравните, например, с историей кино, с немыми фильмами 1905-го года и эпическими полотнами Эйзенштейна 20-х – 30-х годов) компьютерные игры, несмотря на потрясающую палитру возможностей, по-прежнему остаются в младенческом состоянии. И это, пожалуй, главный грустный урок Deus Ex.