Terra America

12:47(МСК)
04:47(NY)
01:47(LA)
Армия и КСИР против Халифата

Автор: Станислав Хатунцев
Добавлено: 16.07.2014

Пространство
0
ком
Друг и товарищ Пинап
Как в США создавались эталоны массовой культуры XX века
Оцените этот контент
     

Пышнотелая дама оголяет бедро и, призывно глядя, с улыбкой на устах, демонстрирует всем плакат. На нем написано: «Vote!» – «Голосуйте!» Полвека назад американцев к выборам призывали, в том числе, и так. Нынче этот прием работает повсеместно: русскоязычный YouTube в период выборов был наполнен заставками клипов с полуобнаженными красотками. Щелчок мыши – и вместо юной особы на экране возникал мужчина, рассказывающий, за кого стоит отдать свой голос.

***

Когда-то Скарлетт О`Хара с возмущением говорила няне: «Ну почему, чтобы понравиться мужчине, нужно строить из себя дуру?» Классический агитационный пинап (конечно же, есть и другие) построен именно по этому принципу.

«Задорные картинки» обязательно должны быть именно что задорными, а также яркими и беззаботными. Черно-белая фотография, существовавшая при рождения пинапа, не позволяла так акцентировать пикантность изображаемой сценки или модели. Девушка, стоящая в призывной позе, либо улыбалась, либо надувала губки и приподнимала брови. Единственная допустимая проблема – та, что юбка зацепилась за ограждение из колючей проволоки (как на одной из картинок Джила Элвгрена). Девушка хотела разложить пикник там, за ограждением, но возникшая проблема с юбкой теперь куда актуальней войны и всяких там колючек. Жизнеутверждающий подход, вполне способный поддержать боевой дух Американских солдат во время Второй Мировой войны. А многие и многие из образцов пинапа рисовались именно тогда.

Впрочем, воображение солдат подогревали пинапом еще и в Первую Мировую и даже до нее. Тогда это были еще не столь смелые и удалые картинки, как позже, но посылы художника к зрителю вопросов не оставляли. Художник Чарльз Гибсон – редактор, а затем и владелец журнала Time, создал образы, которым в конце XIX – начале XX века присвоили универсальное определение «девушек Гибсона». Получилось что-то вроде «коммерчечского» стандарта красоты. Пышная прическа, взгляд с поволокой, полуобнаженные плечи, хрупкая талия…

Гибсон рисовал, а мода не отставала. Точнее, Гибсон не отставал от моды: S-образный силуэт платья делал женскую фигуру изящно изогнутой, объемной сзади и спереди именно в тех местах, которые столь интригуют мужское воображение. Сияющий вокруг Gibson girl ореол первого «официального» идеала красоты окупался: открытки, банки конфет, реклама мыла и крема – где только не появлялись эти бело-розовые создания с узнаваемыми очертаниями…

В конце XIX века, когда европейское влияние на Америку в сфере всего, что модно, было сильным, самые смелые гимны женским изгибам пели именно в Европе. Внешняя притягательность, секс и театральность смешались в работах Тулуз-Лотрека, который живописал пируэты и позы танцовщиц кафешантанов. Почти лишенного движения художника особенно вдохновлял полет юбок, тени кружев и пикантная оголенность тел. Афиширование порока приобретало огромную популярность, словно «площадное», «низкое» и «вульгарное», ранее презираемое высшим светом, перестало вдруг быть таковым. Церковь уже не могла «изгнать бесов», а революция, случившаяся и в умах, благословила всех на снятие покровов с самого сокровенного, подарив равные для всех возможности наслаждаться жизнью…

Еще в середине XIX века Теофиль Готье ждал появления художника, «чей талант не уступает таланту Веронезе», который превозносил бы внешний блеск и «бесстыдство красоты». Такой художник появился, он носил имя Джованни Болдини. Его не интересовал ни характер моделей, ни психология, - на первый план вышел образ и эффект, который он вызывал. Болдини удавалось в несколько штрихов передать фактуру аксессуаров, ткани, волшебное свечение кожи моделей, их драгоценностей и мехов. Весь свет и полусвет, все парижские кокотки и их покровители мечтали увидеть себя на полотнах Болдини. Он делал людей всенародно привлекательными, такую роль  нынче играют глянцевые журналы. За то и любили.

Зрелища шикарных витрин и магазинов, где каждый мог почувствовать себя королем, расцветало с особым размахом. Не длинная родословная отныне была предметом восхищения, а блеск. Впрочем, что в этом плохого? Все и вся отныне выставляли себя напоказ. Скромность, конечно, оставалась добродетелью, но лишь в умах тех, кто не поддался искушению мишурой. Если бы не отрубленные французам головы, то можно было бы говорить о возвращении абсолютизма, в виде повсеместного пижонства и сияния, которые можно легко было купить. При этом совершенно не важно, какие манеры были у вашего дедушки и бабушки – все бросились играть роли королей и королев.

Эта атмосфера, в конце концов, породила рекламный, красочный и «лубочный» стиль. Миром уже правили коммерсанты, которые чутко улавливали желания победившей толпы. Они как никто другой чувствовали моду на общедоступный плакатный менталитет и на броские и вызывающие плакатные образы.

Америка, полная эмигрантами всех мастей, с огромным желанием не только работать, но и получать удовольствие в очереди на приручение шика и превращении его в «пшик» стояла первой.

Энтузиазм во всем, бойкость и оптимизм, вера в доступность всего, в том числе и красоты … Восторг публики, сияющие витрины, смеющиеся дамы, по улицам, восхищая барышень и кавалеров, вовсю разъезжают лаковые «Форды»… Ну какая тут может быть серьезность? Мрачная Европа с замками, полными привидений и родовых проклятий, викторианская строгостью – все это осталось в прошлом. Наступила эра фокстрота, чарльстона, кардинальных перемен и войн, о которых еще, правда, никто не знал. Как на этом празднике жизни могли живописать прекрасный пол? Правильно. Легкомысленным. Конфетно-сладким. Вне сословий. Немое очарование, доступное всем… Очарование ради очарования. Плакатный стиль, пришедший из Старого света, в сочетании с «американским подходом» обретал силу пушечного выстрела.

Мэри Пикфорд, Алла Назимова, Глория Свансон, Эва Гарднер и многие другие… Их называли pin-up girls, несмотря на то, что в кино у них были и серьезные роли. Известных актрис, да и просто красоток, рисовали и рисовали не только ради забавы или рекламы, но ради поддержания патриотического духа или веры в «народный» американский стереотип красоты.

Так вошли в историю, например, Petty girls – девушки, изображенные художником Джорджем Петти, фигурками которых американские летчики украшали фюзеляжи своих самолетов. Не меньший успех ждал и художника Джила Элвгрена. Виднейшие журналы страны, такие как Time, который украсил свою обложку полуобнаженной Ритой Хейворт, или журнал Esquire, в своей истории уже неотделимы от картинок в жанре пинап. Кроме того, именно ему мы во многом обязаны рождением «мужских» изданий.

Между прочим, агитационную силу разговора на языке народа (а пинап оказался именно таким, «народным» жанром») прекрасно понимали и в СССР. Но идеал «народной» советской женской красоты был иным, он не обращался, как американские плакаты, к сексуальности. Коня на скаку останавливать, входить в горящие избы… для таких целей внешность должна была быть иной. Поэтому на агитационных плакатах появлялись то суровые героини труда («Хорошо трудиться – хлеб уродится»), то богини спорта (плакат «Будь физкультурницей!», с полуобнаженной, но угрожающе-серьезной спортсменкой). Единственная женщина с обнаженной грудью была не предметом любования, но плакатом, адресованным другим женщинам: «Позаботилась ли ты о грудях?» со строгой подписью: «Закаливай соски ежедневным омыванием холодной водой!». Без шуток! Какие уж там улыбки!

Настоящее соблазнение – румяные щечки, гладкие, лоснящиеся лица и аккуратные прически –  расцвело на портретах социалистических вождей. Вожди взывали к любви с плакатов почти со страстью американских див. Они словно кричали: «Любите нас! Мы – красивы!»

Изображение любой из американских красоток – будь то Мэрилин Монро, Мадонна, Дита фон Тиз, или хотя бы кто-нибудь из героинь сериала Sex in the City вы обязательно найдете в жанре пинап. Так пожелало коллективное бессознательное, толпа – и уйти куда-то от этих стандартов невозможно, как невозможно повернуть время вспять.

Пинап никуда не делся и не никуда не денется. Соединяясь с коммерцией, политикой и модой, он продолжает давать новые всходы. Чтобы приручить массы, с ними неизменно говорят именно на этом языке: простоватом, чуть грубоватом, красочном и гиперболизировано-привлекательном – за отсутствием глубокого смысла.

Обсудить с другими читателями >
Ранее в рубрике
автор:Ярослав Бутаков
автор:Яков Шустов
Странный маккартизм
Под крылом — Аляска
автор:Яков Шустов
автор:Яков Шустов
автор:Яков Шустов
По ту сторону Конана и Ктулху
Поющие рыбы России
команда авторов
Кирилл Бенедиктов руководитель отдела интеллектуальных расследований. Писатель, политолог. Участник Цеха политической критики
Наталия Быкадорова специальный корреспондент портала Terra America
Василий Ванчугов политический философ, профессор кафедры истории философии факультета гуманитарных и социальных наук РУДН
Наталья Войкова обозреватель портала Terra America, эксперт по гендерным вопросам
Наталья Демченко руководитель отдела спецпроектов портала Terra America
Дмитрий Дробницкий главный редактор портала Terra America. Публицист, политолог
Александра Забалуева выпускающий редактор портала Terra America
Александр Костин эксперт по проблемам безопасности и военно-политического сотрудничества
Никита Куркин один из основателей и продюсер проекта Terra America, участник Цеха политической критики
Эдвард Люттвак американский историк, специалист по вопросам международных отношений, истории военных конфликтов и стратегии действий вооруженных сил.
Виктория Максимова художник, культуролог
Борис Межуев один из основателей портала Terra America, участник Цеха политической критики. Кандидат философских наук, доцент философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова
Юлия Нетесова кандидат политических наук, специальный корреспондент портала Terra America
Александр Павлов Кандидат юридических наук, доцент философского факультета НИУ - ВШЭ
Алексей Черняев кандидат политических наук и заведующий отделом Латинской Америки портала Terra America.