Terra America

02:31(МСК)
18:31(NY)
15:31(LA)
Год Сноудена в России

Автор: Наталья Демченко
Добавлено: 18.07.2014

Пространство
0
ком
«Покупай американское!»
Кандидаты в президенты проходят тест на потребительский патриотизм
Оцените этот контент
     

В начале  мая избирательный штаб президента США начал продавать по 25 долларов за штуку майки с изображением на спине свидетельства о рождении Барака Обамы и его фотографией на груди, с подписью «Сделано в США».

 

Эти майки появились месяц спустя после того, как Обаму вынудили обнародовать свое свидетельство о рождении. Сделано это было под давлением некоторых политиков, утверждавших, что нынешний глава Белого Дома родился не в США, а, значит, не имеет права занимать свой пост ну и, само собой,  участвовать в предстоящих в ноябре 2012 года очередных президентских выборах. Так что эта майка обрела двойное политическое измерение — ознаменовала окончательную победу Обамы на прошлых выборах и начало новой кампании борьбы за пост президента в следующем году. 

Однако маечки в этом сезоне начинают приобретать большее, чем обычно, значение, принося одним кандидатам чувство глубокого удовлетворения, других же выставляя в неприглядном виде. Журналисты ABC задались вопросом — а где произведены все те аксессуары, которые используют в своих избирательных кампаниях кандидаты в президенты, так часто и темпераментно говорящие о необходимости увеличения рабочих мест в Штатах? 

 Для начала внимательнее посмотрели на майки, используемые избирательными штабами как наглядная агитация и легальный способ получения денег от избирателей. Глянув на бирки предлагаемых маек республиканцев Митта Ромни, Мишель Бахман, Джона Хантсмена и Тима Поленти, а также демократа Обамы, увидели маркировку «Made in USA», а вот у республиканцев Ньюта Гингрича, Рика Санторума, Рона Пола и  Хермана Кейна майки изготовлены за рубежом — в Сальвадоре, Гондурасе и Доминиканской Республике

Лучше бы они в грязных футболках к аудитории вышли, чем так подставится перед аудиторией, продемонстрировав во время избирательной кампании поддержку иностранного производителя… 

В декабре 2010 года Обама заявил, что у его команды одно желание — производить и затем продавать по всему миру товары, на которых написано «Made in USA». И эта маркировка сейчас становится маркером политическим, одним из слоганов избирательной кампании, девизом приоритетной национальной программы, в способах реализации которой теперь будут вынуждены демонстрировать свое умение все без исключения кандидаты. 

Показателен в этом отношении специальный проект ABC, который так и называется — «Made in America». Начало его получилось очень эффектным. Решено было определить, а что из того, что находится в доме типичной американской семьи, сделано в США? Для ответа на этот вопрос съемочная группа отправилась в Техас, в пригород Далласа, к обитателям одноэтажного дома, с флагом на лужайке и прочими атрибутами патриотизма, которым предложили вынести на улицу все, что изготовлено не в США. 

И что в итоге? 

Когда все импортное унесли, то жилище… опустело, потому что из отечественного у семьи (муж, жена, двое детей) оказалась маленькая стеклянная ваза с гортензией да кухонная стенка. Все остальное сделано в Китае, Индонезии, Гондурасе, Тайланде, Индии, Мексике и других странах. 

Особенно примечательна сцена, когда из детского шкафа достают коробку с «Монополией».  Настольная игра, с помощью которой поколения американцев учились покупать, арендовать и продавать собственность, чтобы затем в настоящей жизни  выживать в реальном мире с жесткой конкуренцией и массой препятствий, с которыми сталкиваются люди, ведущие большой, средний и малый бизнес — изобретенная в Штатах, теперь изготавливается в Китае. 

И таких вещей в доме американцев много — иногда только бренд свой, а производители — чужие. Эффект от этого телевизионного сюжета как от фильма про пришельцев Джона Карпентера, когда герою в руки попали особые очки, позволившие ему увидеть, что вокруг него в массовом количестве — инопланетяне… Так американцам открыли глаза на то, что почти все вещи вокруг них — чужие. На лужайках перед домом они поднимают звездно-полосатый флаг  — сделано в Китае, завтракают за столом, сделанном в Таиланде, спят в кроватях, изготовленных индусами, на стенах висят распятия, произведенные в Гондурасе… 

Экономисты из Moody's Analytics подсчитали, что если бы каждый американец ежегодно тратил на 3 доллара и 33 цента больше на приобретение именно продуктов отечественного производства, то это способствовало бы созданию в стране 10 000 новых рабочих мест! 

Приводятся и такие наглядные примеры, чтобы убедить покупать свое — если тратить только на 1 процент больше на покупку отечественного, то это обеспечит создание 200 000 новых рабочих мест. Однако ревизия дома журналистами ABC  показала, что деньги тратятся на товары иностранного производства. И подобные «перекосы» обнаруживаются повсеместно в каждом уголке Америки. 

Когда журналисты прошлись по сувенирным магазинам при музеях Вашингтона, то практически все изделия —  от официальных символов до икон попкультуры, от американского флага до фигурки Элвиса Пресли оказались, увы, изготовленными в Китае. Затем зашли в магазин, торгующий купальниками, и смогли найти там только один комплект, изготовленный в США! 

Если в 60-е годы доля импортных товаров в стране была около 8 %, то сейчас около 60. В некоторых сферах соотношение еще более разительное — например, только 2 % из покупаемой американцами одежды производится в Штатах, а остальное сделано за границей, преимущественно в Китае. Для наглядной демонстрации того, что и кем в Штатах еще производится самостоятельно, ABC в рамках цикла теле- и радиопередач под названием «Made in America» приступили к формированию интерактивной карты. Выбрав свой штат, американец может найти перечень компаний, которые из отечественного сырья сами изготавливают товар, и таким образом увидеть, где своего густо, а где пусто. Эта карта и прочий контент на сайте ABC в разделе «Made in America» не просто медийный проект, а визуализация доминант, указание направлений усилий американских политиков, которые решили померяться силами за пост президента. 

Обещание увеличить количество рабочих мест является стандартным пунктом в риторике любого американского кандидата. Но сейчас уже на этапе предвыборной гонки им придется не просто обещать, а тратиться на увеличение рабочих мест. История с выворачиванием бирочками наверх маек кандидатов в президенты показала, что и все прочие аксессуары будут проверяться, где они сделаны, в экономику какой страны инвестированы деньги. И не только аксессуары. Объектом внимания могут стать и повседневная одежда кандидатов, и парадные одеяния, и продукты питания. Ну а после истории с семьей из Далласа, которая непатриотично потратила на импортные товары практически все свободные деньги, и внутреннее убранство обиталищ кандидатов может помочь им набирать или терять очки. 

И если американцам хотят внушить, что всякий раз, открывая кошелек и решая, какой товар приобрести, отечественный или импортный, они принимают участие в глобальной торговой войне, где победить должна Америка, то и те в свою очередь станут обращать внимание на кандидатов, насколько они сами следуют принципу «поддержи отечественного производителя». Так что эта кампания может оказаться очень затратной для многих кандидатов именно по этой причине. Американцы предпочитают покупать вместо своего импортное просто потому, что оно дешевле. Представители музея в Смитсоновском институте на недавние упреки сенатора, почему они не продают сувениры американских производителей, ответили, что те очень дорогие. И так во всех отраслях. 

Но если у американского избирателя есть возможность под патриотические разговоры о необходимости покупать свое, все же брать то, что дешевле, иноземное, то кандидаты в условиях последнего тренда лишены такой возможности. Так что помимо непременного использования всех информационно-коммуникативных технологий, что стало нормой для кандидата после Обамы, теперь им придется еще и непременно окружать себя вещами с маркировкой «Made in USA»

Обама уже активно действует в этом направлении. Так во время посещения в конце июня университета Карнеги — Меллон в Питтсбурге он объявил о новой инициативе — сотрудничество в высоких технологиях. Эта программа (Advanced Manufacturing Partnership) подразумевает кооперацию между государством, лидирующими частыми компаниями, университетами и экспертами, и цель такого партнерства — возрождение американской промышленности. 

Так что и конкурентам Обамы надо будет вести себя не только подобно «патриотичным потребителям», покупающим товары с маркировкой «Made in USA», но и демонстрировать свои достижения в создании благоприятных условий для реального сектора экономики. В ближайшее время там следует ожидать всплеска моды на свое, отечественное. И как у нас творческие коллективы и производственные объединения заявляют о своем вступлении в ОНФ, так и в Штатах слышны заявления от того или иного производителя, что он присоединяется к программе «Made in America». 

Главное, чтобы эта программа оживила экономику США через возрождение промышленности, ну а жизнь кандидатов она уже осложнила, что также очень полезно — выживает сильнейший.

 

Обсудить с другими читателями >
команда авторов
Кирилл Бенедиктов руководитель отдела интеллектуальных расследований. Писатель, политолог. Участник Цеха политической критики
Наталия Быкадорова специальный корреспондент портала Terra America
Василий Ванчугов политический философ, профессор кафедры истории философии факультета гуманитарных и социальных наук РУДН
Наталья Войкова обозреватель портала Terra America, эксперт по гендерным вопросам
Наталья Демченко руководитель отдела спецпроектов портала Terra America
Дмитрий Дробницкий главный редактор портала Terra America. Публицист, политолог
Александра Забалуева выпускающий редактор портала Terra America
Александр Костин эксперт по проблемам безопасности и военно-политического сотрудничества
Никита Куркин один из основателей и продюсер проекта Terra America, участник Цеха политической критики
Эдвард Люттвак американский историк, специалист по вопросам международных отношений, истории военных конфликтов и стратегии действий вооруженных сил.
Виктория Максимова художник, культуролог
Борис Межуев один из основателей портала Terra America, участник Цеха политической критики. Кандидат философских наук, доцент философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова
Юлия Нетесова кандидат политических наук, специальный корреспондент портала Terra America
Александр Павлов Кандидат юридических наук, доцент философского факультета НИУ - ВШЭ
Алексей Черняев кандидат политических наук и заведующий отделом Латинской Америки портала Terra America.