Terra America

02:19(МСК)
18:19(NY)
15:19(LA)
Армия и КСИР против Халифата

Автор: Станислав Хатунцев
Добавлено: 16.07.2014

Пространство
0
ком
«Трансгрессия возвращается…»
Русский культуролог о транснациональном Голливуде
Оцените этот контент
     

От редакции. Культуролог, киновед и популяризатор хорошего кино Кирилл Разлогов начинал как преподаватель на Высших курсах сценаристов и режиссеров и (благодаря тому, что в детстве провел некоторое время во Франции вместе с отцом-дипломатом) как переводчик всех французских фильмов, выходивших в Союзе. Со временем стал одним из главных специалистов в России по истории кино. В течение нескольких лет был программным директором ММКФ и много способствовал его развитию; после некоторого перерыва вновь вернулся в дирекцию ММКФ. С 1989-го возглавляет Российский институт культурологии. Читает в университетах киноведческие дисциплины, написал бесчисленное количество работ по истории искусства. Автор и ведущий телевизионных циклов: «Киномарафон» (РТР, 1993-1995), «Век кино» (Останкино, 1994-1995), «От киноавангарда к видеоарту» (Культура, 2001-2002). Сегодня на телеканале «Культура» ведет программу «Культ кино». О культуре, трансгрессии и кино с Кириллом Разлоговым ведет беседу обозреватель портала «Терра-Америка» Александр Павлов

* * * 

– Кирилл Эмильевич, на сегодняшний день влияние американского массового кинематографа огромно. Однако относительным успехом пользуется и независимое кино в Соединенных Штатов. Как Вы полагаете, каким образом две этих ветви кинематографа соотносятся между собой, и какая из них наиболее важна для развития культуры? 

– Начиная с 1970-х годов, Голливуд перестал снимать «американское кино». Он превратился в фабрику по производству транснационального продукта. Целевой аудиторией голливудских фильмов стала именно мировая аудитория, и отношение Голливуда к современному американскому кино в принципе такое же, как и отношение Голливуда к российскому, китайскому или французскому кино. Но все же необходимо признать тот факт, что Голливуд расположен на территории Америки. Таким образом, Голливуд – это транснациональный феномен, с которым американская культура взаимодействует лишь на равных.

Например, картина «Матрица» – это в большей мере японская компьютерная игра, нежели артефакт американской культуры. В нем прослеживается много элементов, заимствованных из восточной культуры 1980-1990-х годов, когда по всему миру усилилось значение кино Юго-Восточной Азии, и в итоге в Голливуде появилось много выходцев из этого региона. Как следствие, вся голливудская машина стала работать в этом направлении. Хотя, безусловно, в «Матрице» много элементов, связанных и с аутентичной американской культурой. Например, в американских фильмах обязательно должны быть белый и черный герои, что в «Матрице» мы, конечно, наблюдаем.

Формально мировой массовый кинематограф расположен в Голливуде, однако финансирование проектов приходит из разных частей света, и съемки, кстати, производятся там, где дешевле. Например, Питер Джексон снимал «Властелина колец» в Новой Зеландии, а ряд голливудских картин создавались в Китае. Этот транснациональный центр работает по своим лекалам. Он собирает все и отовсюду – режиссеров, актеров, идеи. И ассимилирует элементы чужой культуры, которые могут потенциально быть интересны всему миру. Среди сюжетов российской культуры, особенно востребованных в Голливуде, можно назвать «Анну Каренину».

В Голливуде господствует принцип моды. В какой-то момент какой-то фильм завоевывает признание, лидерство в коммерческом плане, и после этого появляется много подражателей, которые копируют манеру режиссера, его художественные приемы. Считается, что это недостаток. Однако с моей точки зрения это – один из ключевых механизмов массовой культуры, которая работает не по принципу вертикали, свойственной для всех субкультур, а по принципу закрепления того, что уже существует. Массовая культура всегда функционирует в консервативном ключе, закрепляя те принципы и обычаи, которые близки и отвечают потребностям всех людей Земли. 

Американский социолог Филипп Рифф, много писавший и о культуре, всегда подчеркивал, что у массовой культуры и у контр культуры одно и то же основание – трансгрессия, то есть стремление преодолеть запрет; саму культуру он определял как «систему запретов». И во многом справедливо то, что часто фильмы, принадлежащие к массовой культуре, сами консерваторы осуждают. Может быть, массовая культура все же основывается на чем-то ином, а не на консерватизме?  

– Все, что ведет к трансгрессии, не является массовым. Массовая культура подчиняется четким цензурным ограничениям. Она не должна шокировать ни одну из религий мира, нарушать ни одну из нравственных норм. В противном случае она будет лишена возможности себя экспортировать. Она потеряет соответствующие деньги. Когда кинематографистов Гонконга спрашивали, подчиняются ли они каким-либо цензурным ограничениям, они отвечали, что как таковой цензуры у них нет, но в силу того, что они вынуждены экспортировать свой продукт в другие страны мира, они вынуждены учитывать и ограничения, накладываемые на продукты культуры в этих самых странах. Это и есть главный закон массовой культуры. 

– Но, например, американский мультсериал «Южный парк» является артефактом именно массовой культуры, несмотря на то, что в нем отчетливо виден элемент трансгрессии, не так ли? 

– В каких-то элементах, распространяющихся средствами массовой информации, трансгрессивный корень, разумеется, присутствует. Но он в них выражен в значительно меньшей степени, чем в продуктах элитарной культуры или контркультуры, в которых ничего помимо трансгрессии не присутствует.

Другое дело, что со временем в любой культуре возможности допустимого расширяются. Так, Голливуд стал транснациональным феноменом именно тогда, когда в 1960-е годы поломал схему допустимого. Но это было общемировое молодежное движение протеста, демократизации. Это было общее движение, которое расширяло границы дозволенного. В качестве наиболее яркой тенденции массовой культуры периода, о котором мы ведем речь сейчас, можно назвать «Звездные войны». Этот проект Лукас четыре года не мог пробить на крупных студиях. Обновление стиля идет тогда, когда кто-то угадывает чаяния публики, а студийная бюрократия их еще не поняла. И тогда-то и происходит прорыв. Киностудия «XX век Фокс» поверила в Лукаса и вот теперь уже в течение тридцати лет живет на отчислениях с лукасовского проекта. В остальном она может делать картины и гораздо более локальные, которые относятся к субкультуре артхауса.

– Но ведь даже и в Голливуде существует исключительно американская традиция?

– Безусловно, в Голливуде снимаются картины, которые относятся исключительно к американской традиции. Вестерн, который когда-то бы главным жанром американского кино, уже давно перестал таковым быть. Но Клинт Иствуд продолжает делать американские фильмы. «Малышка на миллион» и другие картины, которые снимает Иствуд, относятся непосредственно к американскому кино. Например, «Малышка на миллион» в российском прокате получила только 200 тысяч долларов, а вовсе не 10 миллионов. Поэтому, повторюсь, отношение между Голливудом и американским кино такое же, как и между Голливудом и другим национальным кинематографом. В Голливуде ежегодно делается порядка 800 фильмов и далеко не все они выходят в прокат.

Элементы американской культуры проникают в Голливуд, и там происходит то же, что происходит и во всех других странах. У истинно американских фильмов маленький бюджет, они также борются за свое место под солнцем. Если в американском кинематографе кто-то угадывает тенденцию развития массового кино, как например «Паранормальное явление», он попадает в Голливуд и начинает жить уже там.

В современном американском кино ситуация сейчас прозрачная. С одной стороны, Голливуд находится на грани кризиса и, поскольку он базируется на большом капитале, то может позволить себе снимать убыточное кино. С другой стороны, в Голливуде постоянно появляются новые тренды.

– Вы обозначили тенденцию, согласно которой как только голливудские студии замечают талантливого режиссера, они тут же приглашают его в США. Когда Уэс Крейвен пригласил Иллиадиса сделать ремейк своего фильма «Последний дом слева», фильм действительно получился, пусть и немассовый, но все же очень хороший. Но по большей части то, что делает в Голливуде, например, Денни Бойл, режиссер, сделавший две великолепные картины у себя в Великобритании, не выдерживает никакой критики. Не убивает ли Голливуд блестящих авторов?..

– Безусловно, любой автор, попадая из своей субкультуры в культуру массовую, трансформируется. Естественно, что для представителей субкультуры, которую покидает творец, его поступок – это предательство. Однако такой переход для самого режиссера – победа. Сохранить свою творческую индивидуальность сложнее, ты теряешь часть своих поклонников. И это вообще закономерность взаимодействия разных субкультур. Так, уже упоминаемая экранизация Льва Толстого для нас – это профанация, но именно благодаря этому «Анна Каренина» становится достоянием массовой культуры.

– А Вы согласны с моим тезисом, что Бойл в Голливуде испортился, хотя и получил «Оскар»?

– Он, безусловно, видоизменился, но, видоизменившись, достиг максимального успеха. Максимальный успех может убить художника, а может и возродить его. Мне тоже больше нравятся его ранние картины. Но для его карьеры намного важнее, что он стал востребованным голливудским режиссером.

– Но ведь Кристоферу Нолану, например, удалось сохранить свой авторский взгляд…

– Поэтому он и не сделал настоящей карьеры в Голливуде. Его картины не находятся на первых строчках прокатных сборов. Он остался тем, кто делает настоящее искусство с большими бюджетами.

– Сегодня весьма популярной является постмодернистская точка зрения, будто массовая и элитарная культура уже слились, и нет больше высокого и низкого, есть лишь просто культура. Что Вы думаете на этот счет?

– Постмодернизм был придумкой интеллигенции, которая не могла смириться с тем, что массовая культура в 1970-е годы одержала победу над культурой элитарной. На самом деле мировая культура очень дифференцирована по национальному, возрастному и ряду других оснований. И взаимодействие сейчас идет не между массовой и элитарной культурой, а между массовой культурой и субкультурами. Таких субкультур становится все больше. Они взаимодействуют между собой и массовой культурой. Массовая культура, поскольку ей тоже необходимо обновляться, втягивает в себя элементы этих субкультур, подчиняя их себе. Эти два процесса – диверсификация и интеграция – лежат в основании современной массовой культуры.

– У меня создалось впечатление, что в 2000-е, пресытившись европейской классикой в 1990-х, люди стали ориентироваться на артхаус. Сегодня же, создается впечатление, приелся и артхаус, и аудитория стала смотреть «грайндхаус», коммерческое, часто «плохое» жанровое американское кино 1950-80-х. Наряду с этим и в самой массовой культуре чувствуется запрос на грайндхаус: выходят документальные фильмы, посвященные этому направлению американского кино, а Тарантино с Родригесом создают double feature «Грайндхаус». Согласитесь ли Вы с этим тезисом?

– Это зависит от того, насколько люди были «закормлены» фильмами того или иного направления в детстве. В этом смысле «дешевые» картины, которые всегда составляли репертуар кинотеатров, куда ходили дети, не имевшие денег, чтобы попасть на блокбастеры, были частью культурного опыта поколений американских подростков.

У нас совершенно другой культурный опыт. Фильмы, упоминаемые Вами, дошли до нас в 1990-е годы. А уж культовыми они стали у тех экспертов, которые, пресытившись элитарным, фестивальным кино, захотели чего-то еще. И, делая на канале «Культура» программу «Культ Кино», мне приходится доказывать, что «культовое кино» – это не классика, а как раз фильмы про живых мертвецов. Сам термин Cult movie возник тогда, когда из трэша выявились какие-то произведения, которые стали предметом культа. Но это результат многолетнего цикла, в котором и живет массовая культура. К нам оно приходит уже в качестве отката оттуда и иногда воспринимается как модное. Однако в нашей ситуации это органично только для молодого поколения, которое родилось вместе с «видеопиратством». Для критиков моего поколения – это совершенное безумие.

У нас «Культовое кино» – это просто удачный эпитет, а потому «культовым» в России может стать что угодно.  Совсем недавно в лицензии был выпущен едва ли не самый культовый американский фильм «Шоу ужасов Роки Хоррора». Не знаю, кто его смотрит, но очевидно, что отечественный зритель не понимает того безумия, что происходит в фильме. Один из отечественных критиков даже написал, что смотреть этот фильм – «все равно, что подглядывать в замочную скважину за чужой вечеринкой». Какие же из культовых фильмов Вы показываете в рамках своего проекта на канале «Культура»?

– Много всего. С большим трудом удалось показать «Ночь живых мертвецов» Джорджа Ромеро. Я показывал «Ведьму из Блэр». В будущем я покажу одну из картин Роба Нильсена. Всего не перечислишь… Это и классический Голливуд, и «Новый Голливуд», и совсем современные картины.

– Раз уж Вы упомянули о «Новом Голливуде». На Ваш взгляд, можно ли назвать трансформация Скорсезе успехом или же нет?

–  Если судить по сборам его фильмов, то он соседствует с Ноланом. Однако сейчас Скорсезе снимает мало. Он больше увлечен реставрацией кино. Но, безусловно, его современные картины отличаются от его фильмов 1970-х годов. Тогда и ситуация была другая. Похожая трансформация произошла и с еще одним представителем «Нового Голливуда», с Копполой. Все-таки Скорсезе продолжает хотеть делать искусство и его делает. Некоторые из сильных режиссеров ушли в продюсеры. Так, Лукас чрезвычайно талантливо показал, что главное в фильме – это продюсер, то есть воплотил главную идею мейнстрима, что продюсер – это главный человек в кинопроцессе, который должен уловить тенденцию и убедить инвесторов выделить деньги. А вот единственным режиссером, который не ушел в продюсеры и сохранил свободу, остался Спилберг.

Насколько я помню на ВГТРК, Вам не позволили показать цикл передач, посвященных сексу. Может быть, Вы посоветуете нашим читателям трансгрессивные фильмы, которые Вам не удалось показать относительно широким массам.

– Сейчас много таких фильмов. Но они не запрещаются, а наоборот получают высокие рейтинги у отечественной аудитории. Сексуальная революция началась в 1960-е годы и, затем отойдя на второй план, уступила место семейным ценностям. Сейчас трансгрессия возвращается, но связана она будет с сексуальными отношениями между роботами и нетрадиционными персонажами. Это будет гораздо более интересным, чем современные порнофильмы, разрешение которых убило «трансгрессивное кино». Случилось это после того, как фильмы «Глубокая глотка» и «Дьявол в мисс Джонс» были признаны шедеврами. Сейчас же в силу усиления цензурных запретов это может вернуться. Для меня интересны темы технологий, связанные с 3D. Кинофильм «Секс и Дзен» в этом плане является характерным, поскольку, во-первых, это экранизация древнего трактата, а во-вторых – 3D.

– А Вы видели недавний скандальный «Сербский фильм»? Довольно трансгрессивная картина?

– Это трансгрессия, но в европейском стиле. Этот фильм шокировал даже видавших виды, тем не менее, став фестивальным хитом. Лучше пусть трансгрессия будет на экране, нежели в реальной жизни.

Беседовал Александр Павлов

Обсудить с другими читателями >
Ранее в рубрике
автор:Яков Шустов
Странный маккартизм
Под крылом — Аляска
автор:Яков Шустов
автор:Яков Шустов
автор:Яков Шустов
По ту сторону Конана и Ктулху
Поющие рыбы России
команда авторов
Кирилл Бенедиктов руководитель отдела интеллектуальных расследований. Писатель, политолог. Участник Цеха политической критики
Наталия Быкадорова специальный корреспондент портала Terra America
Василий Ванчугов политический философ, профессор кафедры истории философии факультета гуманитарных и социальных наук РУДН
Наталья Войкова обозреватель портала Terra America, эксперт по гендерным вопросам
Наталья Демченко руководитель отдела спецпроектов портала Terra America
Дмитрий Дробницкий главный редактор портала Terra America. Публицист, политолог
Александра Забалуева выпускающий редактор портала Terra America
Александр Костин эксперт по проблемам безопасности и военно-политического сотрудничества
Никита Куркин один из основателей и продюсер проекта Terra America, участник Цеха политической критики
Эдвард Люттвак американский историк, специалист по вопросам международных отношений, истории военных конфликтов и стратегии действий вооруженных сил.
Виктория Максимова художник, культуролог
Борис Межуев один из основателей портала Terra America, участник Цеха политической критики. Кандидат философских наук, доцент философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова
Юлия Нетесова кандидат политических наук, специальный корреспондент портала Terra America
Александр Павлов Кандидат юридических наук, доцент философского факультета НИУ - ВШЭ
Алексей Черняев кандидат политических наук и заведующий отделом Латинской Америки портала Terra America.