Тенденции и проблемы высшего образования в регионе
Экономический и политический потенциал любого крупного государства, претендующего сегодня на серьезное место в мире, зависит от уровня развития высшего образования и науки. Наиболее развитые страны Южной Америки в лице Бразилии, Аргентины и Чили демонстрируют огромный прогресс в этом отношении. Менее чем за 200 лет они прошли путь от иезуитских колледжей до современных университетов и научных центров, от почти поголовной неграмотности к массовому высшему образованию.
Несмотря на заметные успехи, даже ведущие страны Южной Америки испытывают серьезные трудности в плане конкурентоспособности своего высшего образования. Согласно только что вышедшему рейтингу, который подготовило консалтинговое агентство по вопросам образования Quacquarelli Symonds (QS) на основе оценки 2500 вузов по всему миру, ни один из университетов всей Латинской Америки не входит в сотню лучших. Наивысшую оценку в регионе получили Университет Сан-Пауло (139-е место) и Католический университет Чили (195-е место). В списке 700 лучших вузов мира на всю Южную Америку приходится 42 университета, в том числе 12 в Бразилии, 7 в Чили, 6 в Аргентине и 5 в Колумбии.
За последние два десятилетия ряд южноамериканских вузов расширили свою ресурсную базу благодаря экономическому развитию региона. Это привело, соответственно, к повышению качества образования и продвижению вверх в международных рейтингах ВУЗы этих стран. Однако университеты Южной Америки по-прежнему имеют дело с ворохом проблем: помимо финансирования, это недостаточная международная известность и связи, неэффективное управление. Еще одна их специфическая особенность: университеты региона отличаются высокой политизированностью. Даже наиболее развитые страны Южной Америки финансируют высшее образование в меньшей пропорции по отношению к достигнутым положительным экономическим показателям. При этом частные и корпоративные инвестиции в эту сферу также крайне невелики.
Но, несмотря на все трудности, региональные лидеры, и, прежде всего, Бразилия, по уровню научно-технического развития на сегодняшний день далеко обогнали страны Ближнего Востока и находятся на уровне, сопоставимом с Индией.
Высшее образование в Бразилии: быстрый взлет
Бразилия – наглядный пример того, как та или иная страна может быстро достичь успеха в образовательной политике, несмотря на имеющиеся препятствия. Первый настоящий университет в этой стране появился в 1912 году, а само высшее образование стало заметным явлением только после 1945 года. Еще в 1960-1970-е годы значительная часть населения Бразилии была неграмотной, а сегодня бразильские вузы выпускают хорошо подготовленных специалистов. Во многих областях знания бразильцы возглавляют страны Латинской Америки, их публикации вызывают заметный отклик международного научного сообщества. Массовое высшее образование помогло Бразилии не только стать лидером научно-технического прогресса среди стран Латинской Америки, но и начать на равных участвовать в мировой интеллектуальной конкуренции.
Считается, что лучшие университеты находятся на юге страны[1], однако достойный уровень образования можно найти повсюду: и государство, и отдельные штаты содержат университеты, предлагающие качественное образование. Престижем пользуются федеральные университеты Рио-де-Жанейро (UFRJ), Сан-Паулу (UNIFESP), Бразилиа (UnB), штатов Баия (UFBA), Рио-Гранди-ду-Сул (UFRS) и Минас-Жераис (UFMG). Среди университетов, принадлежащих штатам, выделяются университет Сан-Паулу (USP), университет штата Сан-Паулу (UNESP), университет Кампинаса (Unicamp). Также заметны несколько частных вузов, включая католические.
В бразильских вузах нет платных отделений. Абитуриент поступает в учебное заведение, принадлежащее федерации или отдельному штату, и учится там бесплатно – либо идет в частный вуз и платит за учебу. Правительство и сами университеты реализуют программы, которые помогают поступать бедным в вузы. Часть студентов – выходцев из бедных семей получает стипендию по новой программе ProUni – «Университет для всех», другая их часть студентов получает обычную стипендию. Значительное количество студентов учится, ничего не платя за учебу, но также не получая никаких выплат от вуза.
Технологические исследования в Бразилии сосредоточены в университетах и научно-исследовательских институтах. Их высокий уровень позволяет стране как осуществлять собственную ракетно-космическую программу, так и развивать проекты создания атомных военных подводных лодок и, возможно, ядерного оружия. Среди самых известных технологических центров страны следует упомянуть Институт Освальдо Круса, Космический Технический Центр Воздушных сил, Сельскохозяйственную Корпорацию Исследований. В Латинской Америке Бразилия благодаря процветающим образованию и науке занимает лидирующее место по развитию космонавтики, биотехнологий, ВПК, атомной энергетики и IT-сферы.
Высшее образование в Аргентине: эпизодические прорывы
Первые вузы в этой стране появились только после завоевания независимости. Быстрое развитие высшего образования в Аргентине пришлось на первую половину XX века, когда возникла разветвленная система университетов. На сегодняшний день в стране имеется около 500 высших учебных заведений, причем государственными являются порядка 50 вузов, а большинство принадлежит Католической Церкви.
Государственные вузы предоставляют бесплатное образование, однако стипендию получает примерно 10% студентов. В высших учебных заведениях отсутствует единая программа, а период обучения в зависимости от профиля составляет в среднем 4-6 лет. В большинстве университетов отсутствуют вступительные экзамены для абитуриентов.
Около 60% аргентинских студентов изучают гуманитарные науки, медицину и право, в чем прослеживается явная преемственность с классической испанской системой высшего образования, выросшей из ренессансных университетов Саламанки и Алькала-де-Энарес. Ведущей сферой науки и образования в Аргентине была и остается медицина. В этой области уроженцы Аргентины получили три Нобелевские премии и достигли ряда важных успехов, например, создав первое в мире искусственное сердце.
Неплохо развита атомная энергетика: исследования в данной сфере начались в 1957 году, а уже в 1974 аргентинцы построили первый коммерческий ядерный реактор. Сегодня АЭС, построенные по аргентинской технологии, работают в Перу, Австралии, Алжире и Египте. К 1983 году страна достигла способности создать ядерное оружие, однако после падения последней военной диктатуры (1976 – 1983 годов) Аргентина обязалась использовать ядерную энергию только в мирных целях.
Экономическая катастрофа начала 2000-х и последовавшие за ней потрясения привели к появлению ряда негативных тенденций в фундаментальной науке и прикладных НИОКР. Сегодня деятельность государственных и частных исследовательских организаций отличается отсутствием единства, объемы расходов на НИОКР не превышают 0,45% от ВВП страны, что существенно меньше показателей развитых стран.
Высшее образование в Чили: кризис наследия Пиночета
Существующая система образования в это стране создана во времена диктатуры Аугусто Пиночета. В ту эпоху было отменено бесплатное высшее образование, основные полномочия в этой сфере перешли к частному сектору, что дало мощный импульс коммерциализации образования. Сегодня в Чили плату за обучение взимают как государственные, так и частные университеты. Стоит отметить, что бесплатным является только начальное образование, тогда как обучение и в вузах, и в старших классах школы осуществляется на платной основе.
Вузы являются основной базой для развития науки и технологий в Чили: в их исследовательских центрах и лабораториях работает примерно 70% из числа занятых в этой области. В Чили осуществляется значительное количество исследований в научной сфере, причем 2/3 расходов на них финансируется за счет государственного бюджета. Однако при этом государство оказывает незначительную финансовую поддержку системе высшего образования: около 75% затрат в ней покрывается за счет платежей учащихся.
Обучение в чилийских университетах является самым дорогим в мире после США. По данным Организации экономического сотрудничества и развития (OCDE) стоимость получения высшего образования в Чили в 3 раза выше, чем Италии, в 4 раза выше, чем в Испании и в 19 раз выше, чем во Франции. Сегодня около 70% студентов в стране вынуждены брать кредиты для оплаты обучения, что ставит в сложное положение молодежь из средних и низших слоев.
Образование в Чили во многом является не механизмом социальной мобильности, а способом воспроизводства социального неравенства. Неудивительно, что на протяжении последних 25 лет крупные студенческие беспорядки стали неотъемлемым явлением чилийской политики. Например, в 2006 году предыдущий президент Чили социалистка Мишель Бачелет столкнулась с «революцией пингвинов», названной так по цвету униформы учащихся старших классов. Тогда чилийские студенты и старшеклассники требовали бесплатного и качественного государственного образования.
Подлинный шквал акций протеста студентов и учащихся старших классов школы разразился осенью 2011 года и длится вплоть до сего дня. Протестующие требуют от правого президента Себастьяна Пиньеры ряда структурных перемен в образовательной системе: улучшения качества обучения, введения запрета на получение прибыли в этой сфере, государственного финансирования вузов и школ за счет прибыли от экспорта меди. Хотя правительство пытается вступить в диалог со студентами, оно не идет на компромисс по существу вопроса и активно использует силу для подавления акций протеста. Противостояние по вопросу о судьбе системы образования в Чили продолжается.
[1] Около 2/3 научной продукции в стране производится в университетах, расположенных на территории штата Сан-Паулу