Не удивляйтесь, если Ваша американская знакомая вдруг заявит, что не носит вещи той или иной популярной марки, потому что эта марка «не экологична». Нет-нет, она не обязательно имела в виду, что вон та яркая кофточка – из синтетики. Она могла иметь в виду нечто другое. Скорее всего, то, что стоит за странными значками на одежной бирке.
В 70-80-е гг. XX века в Великобритании и в США появилось такое направление в моде, как sustainable, green или eco fashion. Названий у этого прекрасного ответвления легкой промышленности было много, явление набирало обороты, пока не разрослось до совершенно невероятных размеров. Вплоть до того, что наряду с обычной неделей моды в Нью-Йорке проводится еще и так называемая неделя The Green Shows. Что это такое, и по какому принципу одежда, обувь или украшения причисляются или не причисляются к «green»? Имеет значение список конкретных характеристик, которые в тех или иных соотношениях и отражаются на бирке.
То, что одежда изготовлена без убийства животных, или использования компонентов животного происхождения, что по-английски формулируется как animal friendly, либо vegan. К этой политике полностью или частично присоединилось большое количество производителей, и даже бренды, ранее завоевавшие известность благодаря вещам из натуральной кожи. (Причем вещь из ненатуральной кожи или меха бывает сложно отличить от натуральной: еще в 90-е гг. одной моей знакомой привезли из США «норковое» манто, которое на первый взгляд ну никак нельзя было назвать синтетическим).
Уловив существующий тренд, некоторые нечестные производители (например, Urban Outfitters) даже выдавали натуральный мех за синтетический, но были публично изобличены в этом злодеянии. Ибо честность и только честность – один из постулатов тех, кто решил встать на тропу экологичной моды.
Кстати, отречение от каких-либо животных жертв – это основной принцип и строгого вегетарианства, или веганства. Следуя моде, певица Кэти Перри недавно выпустила серию съедобных бра, при изготовлении которых не использованы компоненты животного происхождения. В Нью-Йорке же проходит шоу одежды из шоколада... Хотя, конечно, подобные лирические отступления доводят идею веганства в моде до абсурда.
«Экологичная одежда» изготовлена из природных органически чистых материалов, без использования пестицидов, инсектицидов и прочих страшных для слуха и здоровья компонентов. Органическая чистота должна быть засвидетельствована специальными организациями, иначе никто не позволит продавать эту одежду как экологически чистую.
Список таких материалов открывают хлопок и лен. Отсюда – бесконечный ряд изделий, типичных для самой распространенной вариации стиля casual: «джинсы/шорты+футболка/поло/рубашка». Причем если бы не бирка, то эту одежду никак и не отличить от «не чистой». Можно только верить.
Большой плюс, если упомянутые материалы еще и окрашены натуральными красителями.
В списке материалов есть и конопля (пенька), и не модифицированная соя, и даже совсем экзотические бамбук или эвкалипт. Сложно представить, но вечерние наряды, например, от ecoSkin или Beau Soleil сделаны именно из волокон бамбука. Дизайнер и основатель марки, Энн Сальваторе Эпштейн прежде работала в Нью-Йорке, в известном модном доме Marc Jacobs, но потом решила основать собственную марку – и, погнавшись за трендом, не прогадала.
Важное качество одежды из органических материалов – понятие biodegradable – то, что материя может разлагаться, те попросту сгнивать, а не замусоривать Вселенную навечно. Что, например, относится к сое. Кстати, одежда из этого материала обладает такими важными и даже уникальными качествами, как защита от микробов и ультрафиолета. (Хотя новейшие защитные функции одежды – совершенно отдельная тема, в которую инвестируют, в первую очередь, создатели спортивной одежды или армейской формы).
С замусориванием вселенной можно бороться еще одним способом: делать одежду и аксессуары из переработанных материалов (здесь уже не столь важно, синтетика это или нет). Так, ваши пляжные «шлепанцы» или сумка в прошлой жизни вполне могли быть пластиковой бутылкой или видеокассетой. Труды «прежних жизней» не обесцениваются, а вещь обретает «жизнь вечную». Как бы кощунственно это ни звучало.
«Вторая» жизнь может быть у любого материала, например, у джинсовой ткани. Даже американские бойскауты, решив быть на гребне волны ради продвижения идей очищения мира и оздоровления природы, недавно выпустили серию патриотических футболок из синтетического волокна, источником которого стали старые пластиковые бутылки.
Тут мы подошли к еще одному важному моменту, такому, как ethic chic, или этическая сторона производства одежды. Сюда входят один или несколько критериев. В целом их можно описать как уважение производителями прав человека, истории страны и промыслов, а также соответствие требованиям сертификата рыночной торговли.
Сертификат подразумевает отсутствие на предприятии детского труда, не чрезмерное количество рабочих часов, поддержку развивающихся стран (закупку у них сырья, возможность предоставить аборигенам или выходцам оттуда рабочие места и т.д.).
В широком (и отчасти – популистском) смысле этот критерий ориентирован на социальную активность покупателя. На то, что он будет осознавать не только безвредность вещи для него самого, (скажем, если она сделана из органически чистых волокон), но и пользу ее для окружающих. Другими словами, на то, что собственную гражданскую позицию и свободу выбора абсолютно каждый может реализовать, даже покупая одежду. Поэтому, превращаясь в тренд, явление «экологичной моды» могло бы свидетельствовать о степени социальной активности населения. Ведь ключевой постулат изначально заключался еще и в том, что мода должна перестать быть «только модой», перестать существовать ради самой себя и пропагандировать общество потребления, но выйти на социально-политический уровень с несколько иным посылом, чем просто красота или удобство.
Хотя, конечно, не стоит идеализировать этот лозунг. Любая мода, если откинуть пафосные образы и громкие лозунги – в первую очередь бизнес, который должен окупаться. Так eco fashion – еще и маркетинговый ход, призванный привлечь покупателя к новым брендам. Известным и уважаемым маркам не нужно загонять себя в узкие рамки «экологичного» тренда. Если известная и уважаемая марка может просто объявить о проведении благотворительной акции, не отворачиваясь при этом от, скажем, изделий из натуральной кожи, то молодая марка старается выйти на рынок на волне модной тенденции, и одной акцией ей явно не обойтись: внимание покупателя надо не только привлечь, но и удержать.
Именно поэтому явление eco fashion характерно для такой страны с перенасыщенным рынком одежды и аксессуаров, как США. Не так давно именно Нью-Йорк был признан главной столицей мировой моды.
Не стоит забывать и третью предпосылку для возникновения eco fashion: интерес к здоровому образу жизни и, следовательно, к «здоровой» и безопасной одежде. Интерес этот в США был всегда, к тому же потребители и производители просто не могли не очнуться от волны воздействия фаст-фудов, генетически-модифицированных продуктов и прочих «прелестей» жизни в XXI веке. Не секрет, что все эти явления увеличивали экономические показатели страны за счет объемов производства (и потребления), но никак не способствовали жизни и здоровью нации. В этом контексте было бы логично рассматривать eco fashion как одну из стратегий выживания.
На фоне таких «больших игр» простым покупателям остается лишь верить в то, что дружелюбные значки на этикетке одежды соответствуют действительности. И делать (или не делать) свой выбор.
Обращаем еще раз внимание наших уважаемых читателей, что они могут понять, как разбираться в аббревиатурах eco fashion здесь.