Чернокожие Вест и Смайли для демонстрации страданий народа сделают остановки не только в афроамериканском сообществе, но и в индейской резервации, в азиатских и белых бедных общинах, ну а закончат они свой тур, проделав путь с Севера на Юг, в Мемфисе, что в штате Алабама.
В то время как в Штатах набирает обороты потребительско-патриотическая кампания «Сделано в Америке», призывающая всех предпочитать отечественное, там же началась еще одна акция с прицелом повлиять на мнение избирателей — турне по стране для демонстрации бедности (poverty tour), устроителями которого стали профессор Корнел Вест (Cornel West) и ведущий ток-шоу на PBS Тавис Смайли (Tavis Smiley).
Особый интерес для нас представляет Корнел Рональд Вест (род.1953) — философ, писатель, критик, актер (замечен был в эпизодах «Матрицы», там он играет одного из советников Зиона, центра сопротивления восставших), правозащитник и видный член Демократических социалистов Америки, профессор Принстонского университета, где в настоящее время преподает в Центре афро-американских исследований и на кафедре религиоведения. Занимаясь проблемами расы, гендера и классов в современном обществе, он опирается на ряд идей, синтезируемых из таких источников, как Афро-американская баптистская церковь, прагматизм и трансцендентализм. Марксистская традиция также попадала в поле зрения Веста, однако после ряда работ по этому направлению мысли он характеризовал себя как «немарксистский социалист» (в частности из-за неприятия Маркса религии). Так что
Вест — это, если характеризовать его кратко, левак из интеллектуалов, вовлеченный в движение за гражданские права, который занимает видное место в авангарде афроамериканского сообщества, инициатор и участник множества политических акций в пользу «униженных и оскорбленных».
В этот раз он сошелся со Смайли, еще одним темнокожим, проявившим себя в качестве активного критика президента Обамы, чтобы проехаться по Штатам в формате «турне нищеты». Вместе они посетят 16 беднейших мест страны. Для начала своей акции они выбрали Чикаго — дорогой сердцу город Обамы. И хотя, согласно их заявлению, «это не анти-Обамовское турне», Вест хочет показать с напарником недостаточность усилий со стороны президента и Конгресса в удовлетворения жизненных потребностей американцев, в наибольшей степени пострадавших от экономического спада после 2008 года.
Чернокожие Вест и Смайли для демонстрации страданий народа сделают остановки не только в афроамериканском сообществе, но и в индейской резервации, в азиатских и белых бедных общинах, ну а закончат они свой тур, проделав путь с Севера на Юг, в Мемфисе, что в штате Алабама.
Под свой тур они выгодно использовали недавний отчет Pew Research Center, отслеживающего социальные и демографические тренды. Согласно его данным, разрыв в уровне благосостояния между белыми, афро- и латиноамериканцами в последнее время увеличивается и, в среднем, белые домовладельцы богаче латиноамериканцев в 18, а чернокожих — в 20 раз. Используя стилистику радикального марксизма, Вест объясняет этот разрыв в уровне благосостояния «непомерной жадностью и властностью американских олигархов и плутократов», не называя при этом цвета их кожи. Он уверен, что бедствия среднего класса, особенно черных и коричневых его составляющих (black and brown middle class), обусловлены алчностью Уолл-Стрита, приведшей мир к финансовой катастрофе2008 года, предпосылки которой — преступная деятельность финансистов, до сих пор не расследования и оставленная без наказания.
И часть вины за последующие бедствия народа Вест возлагает на Обаму.
Когда журналисты PBS спросили Веста о заявлении Обамы в интервью National Public Radio о том, что он не чувствует особой ответственности перед чернокожими общинами, поскольку он, прежде всего, президент всех американцев, то философ заявил, что Обама лжет, декларируя одинаковую ответственность перед всеми членами общества, и то, что это так, показали его действия при выводе страны из кризиса, когда приоритет в помощи получали банкиры, богачи, а не бедные слои населения.
При этом журналисты также спросили Веста, постарается ли он во время турне говорить таким образом, чтобы люди меньше внимания обращали на его личные чувства к Обаме. А у Веста к этому моменту преобладало только одно чувство — обида. Еще бы! Он принимал участие в многочисленных предвыборных мероприятиях Обамы, а тот ни разу не сказал ему спасибо.
Когда-то Вест обращался к Обаме со словами «мой дорогой брат», а теперь публично назвал его «черным талисманом олигархов Уолл-Стрита», обозвал «черной марионеткой плутократов». Прежде обычно доставалось Джорджу Бушу в частности и республиканцам в целом. Так, к примеру, считая, что хотя свержение «тоталитарного уродливого режима» Саддама Хусейна было все же желательным явлением, однако война в Ираке началась в результате нечестных манипуляций со стороны администрации Буша. Его «ястребы администрации» характеризовались Вестом не просто как «консервативные элиты и идеологии правого толка», а «евангелические нигилисты», опьяненные силой и движимые великим заблуждением (если не сказать, обуянные бредом) американского господства над миром.
Также немало острых слов в адрес своих оппонентов Вест заслужил, выступая против рыночного фундаментализма, культа свободного рынка, упрощающего заботу об интересах общества. И вот теперь объектом его негодования стал президент из стана демократов, такой же чернокожий, как и сам Вест.
Когда в 2007 годуОбама вышел на финишную прямую президентской гонки, Вест горячо поддержал его, затем в печати стали появляться снимки, на которых Вест и Обама жмут руки друг другу. Однако теплая и дружеская атмосфера сохранялась недолго. Первый раз свое недовольство Вест выразил, когда Обама получил Нобелевскую премию в 2009 г. Тогда профессор заявил, что трудно быть «президентом войны имея премию мира». Ну а к 2011 г. Вест не просто отказался от поддержки Обамы, но и перешел в открытое наступление, назвав его «талисманом олигархов» и «марионеткой плутократов». Произошло это в апреле во время дискуссии на MSNBC, где в острой полемике сошлись Вест и Эл Шарптон (Al Sharpton), баптистский проповедник, радиоведущий, правозащитник, фигура в черном движении очень авторитетная.
Центральной темой той дискуссии было афроамериканское сообщество и беседа, в итоге, свелась к теме, что афро-американцы могут и должны ожидать от собрата своего Обамы. Эл Шарптон вполне справедливо заметил, что чернокожие слишком многого требуют от президента (а в другом месте очень образно сформулировал эту мысль следующим образом: впервые в нашей стране афроамериканский президент, но это не значит, что он, прежде всего, президент для афро-американцев). С этого места беседа в прямом эфире велась на повышенных тонах, и Вест среди прочего заявил, что темнокожие должны требовать, и Обама обязан откликаться на все их запросы, однако Президент не желает делать этого, потому что обслуживает интересы других групп общества.
В итоге, ряд острых высказываний Веста в адрес Обамы расколол афроамериканское сообщество. Профессора и доценты, домохозяйки и блоггеры разбились на два больших лагеря — на поддерживающих Веста или Шарптона в споре за Обаму, расширяя или сужая его обязанности в отношении темнокожей части населения Штатов.
При этом Вест, впав в раж, порой вел себя как ребенок. Так он припомнил Обаме, что во время кампании2008 г. принял участие в 65 агитационных мероприятиях для кандидата в президенты, а когда попросил дополнительные билеты на инаугурацию для брата и матери, ему почему-то отказали; что он часто звонил Обаме, желая дать совет, а тот не отвечал. Ну и, помимо личных обид, добавились еще и переживания за страдающую часть общества, так что Вест поставил отныне своей целью развенчивание мифа об Обаме, который сформировался в афроамериканском сообществе. В ход пошли и сообщения в твиттере, и интервью по радио и телевидению.
Непременный пафос и патетика во имя нищенствующих, частые обращения «брат мой» могла бы уподобить Веста Франциску Ассизскому, однако у него свой святой. И приблизить к его облику Вест хотел и первого темнокожего президента США, да только тот не послушался советов профессора, который даже со страниц «Плейбоя» заявлял, что желает Обаме быть более похожим на Мартина Лютера Кинга. Но все напрасно, все усилия привели ко взаимному разочарованию. При этом Обама в канун выборов получил авторитетного и яростного критика.
Эта история с превращением добровольного союзника в аффективного противника также показывает, что причина размолвки с диалектической, так сказать, подоплекой. Дело в том, что скорее сам Вест попытался манипулировать чернокожим собратом Обамой во имя благих целей. Однако когда это ему не удалось, во всеуслышание заявил, что президентом манипулируют темные силы, а потому он выступает на стороне зла и богатства. Ну а для разоблачения сути политики Обамы и затеян этот тур, во время которого проповедники особых льгот и свобод для нацменьшинств будут демонстрировать обществу нищету и убогость части его сограждан.
Посмотрим, как отреагирует на это шоу общественное мнение, но вот нежелание Обамы оказывать афроамериканцам больше знаков внимания, чем другим сообществам, определенно положительно сказалось на его политическом имидже.