Интересно, все ли знают, что одной из самых важных и, наверно, самых великих вещей в Соединенных Штатах является завтрак? Не домашний. Домашний завтрак – вещь скорее приватная, слишком интимная.
Кто знает, вдруг какой-нибудь человек завтракает вчерашним ужином? Или спит до обеда, и тогда ни о каком завтраке речи уже и быть не может. Важной составляющей американской культуры является именно завтрак в публичном пространстве – там, где еду готовят специально для тебя и подливают кофе ровно столько, сколько ты захочешь выпить…
Любопытно, что завтрак в России, как правило, носит именно частный, интимный характер. Обычно это пара бутербродов, наспех сделанных перед работой. Небрежно брошенная колбаса на хлеб, иногда даже с сыром. Может быть, чай или растворимый кофе – потому что варить хороший некогда. И аккуратно размазать масло тоже некогда – уже нет ни сил, ни времени.
Иногда завтрак у нас – это хлопья с молоком. Но ведь данная практика заимствована нами у американцев, между прочим. Так что это не вполне русский завтрак. Да, Каша! Если это традиционно русская, хорошо сваренная крупа, то прекрасно. Но все же чаще это растворимые каши в пакетиках, тоже, кстати, заимствованные.
Грубо говоря, как таковой культуры завтрака у русских нет. Некоторые, конечно, завтракают в кафе, и это совсем другая история.
Публичный завтрак у нас калейдоскопический. Все зависит от кафе, ресторана и опять же от времени. В разных местах завтраки разные. Кроме того, сотрудникам офисов не до завтрака в кафе, ведь надо успеть на рабочее место, чтобы целый день раскладывать пасьянс косынку или лайкать фоточки друзей в социальных сетях.
А так, конечно, можно съесть вкусные сырники с кофе или невкусные блинчики с тем же самым кофе. В общем, в России каждый выбирает себе завтрак по душе.
А некоторые предпочитают и вовсе не принимать пишу утром. Причем последнее по моим наблюдениям встречается довольно часто. И никакой сложившейся практики завтракать у нас не существует. А потому закрепить идею «завтрака» в популярной культуре у нас фактически невозможно.
А вот в Соединенных Штатах – завтрак начало всякой деятельности. Как щепетильно американцы относятся к завтраку, можно увидеть хотя бы в мультсериале «Симпсоны», этой энциклопедии американской жизни. В одной из серий знаменитого шоу из-за неприятностей во всех других учебных заведений Гомеру пришлось отдать хулиганистого сына Барта в католическую школу. И вот однажды, когда Гомер заехал к католикам, чтобы забрать сына, священник пригласил Гомера на ужин:
- Ужин? А что на ужин?
- Блинчики.
- Блинчики?! О, Господь, спасибо тебе! Ты сотворил чудо, превратив ужин в завтрак!
После этих слов Гомер падает ниц и преклоняется перед чудесами, что творит католическая церковь. Это не просто смешной диалог.
В нем, впрочем, как и обыкновенно в сериале, скрыт глубокий смысл. Самая очевидная интерпретация эпизода заключается в том, что американцы боготворят завтрак и считают его фактически главным приемом пищи в сутки.
Действительно, что может быть лучше, чем начать сложный и изнурительный день, побаловав себя роскошным завтраком? Пироги, блинчики, яйца всевозможного вида (смешанные, обычные, Бенедикт), сосиски, жареный бекон, тосты с джемом или без джема, утренние сэндвичи, омлеты всяких сортов, маффины, кексы, апельсиновый сок, вафли с фруктами или без и далее бесконечный список разных лакомств.
Разумеется, важна и атмосфера. Какая-нибудь частная кафешка лучше подойдет для завтрака, чем любой фастфуд. Впрочем, многие заведения в США специализируются только на завтраках. Они рано открываются и уже закрыты к двум часам дня. В России такого нет.
И одним из тех гениев, кто закрепил первостепенный статус завтрака в американской популярной культуре, стал Квентин Тарантино. Собственно, гений раннего Тарантино в том и заключался, что он превратил повседневность, бытовую сторону жизни рядовых американцев в очень важную вещь.
Вернее даже не превратил, а просто обратил внимание, насколько завтрак составляет на самом деле важную часть американского быта. Но мало было обратить на это внимание, нужно еще было и любить то, о чем говорил режиссер. И так, как смаковал завтрак в своих ранних фильмах Тарантино, вряд ли кто-то мог это сделать лучше.
Начнем с того, что первая сцена фильма «Бешеные псы» – это завтрак в кафе ранним утром. Несколько грабителей перед большим делом сидят как ни в чем ни бывало, кушают блинчики, спорят о разных несущественных вещах, а затем начинают препираться из-за чаевых.
То есть грабеж грабежом, а завтрак и сопутствующий ему знаменитый тарантиновский диалог – по расписанию.
В «Криминальном чтиве» завтрак – вообще один из главных героев. Самая первая сцена в фильме – это диалог парочки грабителей, который происходит во время завтрака. Последняя сцена – то же самое кафе и завтрак двух гангстеров, которые должны встретиться с той самой парочкой грабителей. На протяжении всего фильма речь постоянно идет о завтраке и кофе и во время завтрака.
Вообще большинство действий происходит ранним утром – даже до завтрака. Когда Винсент и Джулс посещают молодых ребят, обманувших Марселаса Уоллеса, то застают хозяев квартиры за завтраком. Важно, что те не готовили, а взяли еду из фастфуда домой. После в виду чрезвычайных обстоятельств герои оказываются в квартире Джимми, где тот угощает их кофе и просит их не заговаривать его историями о том, какой у него роскошный кофе, потому что его беспокоят другие вещи – в частности «мертвый ниггер в гараже». Выкрутившись из передряги, герои отправляются… позавтракать. Это только затравка и третья новелла.
Во второй новелле, когда герой Брюса Уиллиса Буч ранним утром отправляется за «золотыми часами», его подружка подробнейшим образом рассказывает, чем будет завтракать. А когда Буч возвращается, та сообщает ему, что таких-то вещей ей съесть не удалось, потому что они не были представлены в меню.
До этого, когда Буч приезжает к себе домой, то первым делом ставит жариться тосты. Не успев их съесть в силу конкретных причин, он убегает и случайно встречает самого Марселаса Уоллеса, который несет что бы вы думали? Завтрак. Судя по всему, он идет с завтраком в квартиру, откуда только что сбежал Буч и где остался лежать труп гангстера, с которым Марселас должен был разделить завтрак.
То есть действие во время завтрака в фильме происходит во время завязки и двух историй из трех. И только в одном эпизоде действие происходит во время ужина. При этом ланч не упоминается ни разу.
Что касается ужина – это экстраординарный случай. В отличие от всех других эпизодов, связанных с бытом или работой, в данном случае речь идет о развлечении. Винсент Вега должен развлечь жену Марселаса Уоллеса, пока того нет в городе. Таким образом, во вселенной «Криминального чтива» есть только завтрак и ужин – причем ужин для особых случаев. И даже сама идея ужина ставится авторами (Тарантино и соавтором сценария фильма Джеймсом Айвори) под сомнение, в то время как завтрак не подлежит никакой критике.
Во время ужина Винсент Вега берет стейк и ванильную колу, а миссис Миа Уоллес – бургер и молочный коктейль, знаменитый «пятидолларовый молочный коктейль». И хотя коктейль «чертовски вкусный», он не стоит своих денег, как то утверждает Винсент. Кажется, что это возмущение Винсента Веги – неважно подсознательно или вполне осознанно – символизирует то, насколько пренебрежительно относится сам Квентин Тарантино к идее ужина: «Да, это вкусно, но не оправданно дорого. А вот завтрак никогда не обманет»…
Завтрак в США и правда никогда не обманет. А вот в России, даже если придешь позавтракать в американский ресторан, прочувствовать это величие не получится.
Большее удовольствие получишь от созерцания завтрака у Тарантино, чем непосредственно от самого завтрака. Кофе еще раз не дольют, стоимость запредельна. Поэтому к американскому завтраку в России можно относиться примерно так же, как Тарантино относится к американскому ужину.
Кстати, в своем романе «Заводной апельсин» Энтони Берджесс постоянно подробно описывает, что именно ест главный герой Алекс (чего практически нет в экранизации). Точнее это описывает сам Алекс, так как роман написан от первого лица. Это почти всегда – каша, тосты, сок, бекон.
В скудости меню главного героя сказывается не только идея «бедной английской кухни», но и то, что вся эта кухня состоит из завтрака, и поэтому фактически ничего кроме «завтрака» главный герой не ест.
При этом, хотя меню описывается подробно, автор не делает культа из пищи, не возвеличивает прием пищи, а просто констатирует меню главного героя. В этом, пожалуй, состоит одно из радикальных отличий американцев от британцев.
Первые смогли сделать из завтрака примерно то, что сделали японцы из своей кухни – роскошный пиар, на который впоследствии купился весь мир. С той лишь разницей, что американский завтрак – действительно великая вещь – сытная и вкусная.