От редакции: Федеральная резервная система США вызывает «большие вопросы» американской общественности еще с кризиса 2008 года, когда именно эту структуру, сочетающую в себе признаки как государственной организации, так и частной корпорации, обвинили в том, что именно ее политика и привела к финансовому обвалу. В 2012 году вопрос о ФРС вновь находится на острие общественного интереса в США прежде всего потому, что эта структура находится под постоянной критикой конгрессмена Рона Пола. Пол представляет интересы либертарианского крыла Республиканской партии США и контролирует чуть больше трети ее избирателей.
Что представляет собой сегодня этот институт, и в какой мере его деятельность насущно необходима для функционирования как американской, так глобальной экономики? Соответствует ли деятельность ФРС и его последних руководителей принципам политической ответственности чиновничества и постулатам свободного рынка. Эти вопросы портал Terra America решил задать, пожалуй, самому авторитетному американскому специалисту в области изучения Федеральной резервной системы (ФРС) – Аллану Мельтцеру, автору «Истории Федеральной резервной системы» в трех томах (2001, 2009 гг.). Это сочинение считается наиболее авторитетной и компетентной научно-исследовательской работой по данному финансовому институту.
Профессор Мельтцер – создатель и руководитель «Теневого комитета открытого рынка», который является объединением научных кругов и кругов бизнеса, цель которого – создание альтернатив для Федерального комитета открытого рынка. ФКОР – это структура при ФРС, которая отвечает за устойчивость внешних платежей США и международной торговли. Мельтцер также ранее руководил специальной Комиссией Конгресса США по исследованию международных финансовых институтов (т.н. «Комиссия Мельтцера»).
***
– Уважаемый профессор Мельтцер, какое место, по Вашему мнению, занимает Федеральная Резервная Система внутри американской экономической и финансовой структуры?
– Какое место она занимает или должна занимать?
– Расскажите о том и другом, если это разные вещи.
– Да, разные. Федеральная Резервная Система превратилась в многофункциональное агентство. Она не только занимается кредитно-денежной политикой, но и выполняет большую часть фискальной политики Федерального Казначейства, занимается спасением банков, которые я назвал бы, по логике ФРС, «слишком крупными, чтобы позволить им разориться» (too big to fail). Функции «подушки безопасности» для ФРС совершенно нежелательны. Федеральная Резервная Система должна последовательно следовать ясному, хорошо известному денежному правилу - избавляться от «слишком крупных, чтобы позволить им разориться» банков, потребовав от них держать собственный капитал в больших объемах.
– То есть Вы считаете, что Федеральная Резервная Система должна сосредоточиться на внутренней денежной политике, а не пытаться предотвращать системные кризисы?
– Нет, нет, такого выбора не стоит. Если бы ФРС сосредоточилась на политике внутри страны, то она как раз и могла бы чаще предотвращать системные кризисы. Кризисы происходят от того, что ФРС помогает их финансировать. Причина того, что в США возникают подобного рода «пузыри», заключается в том, что люди избавляются от денег и скупают активы.
– Не могли бы Вы, пожалуйста, подробнее остановиться на том, как Федеральная Резервная Система способствовала кризису или как она стала невольным его соучастником?
– За столетнюю историю ФРС, было только два периода, когда ей удалось добиться одновременно стабильного роста и низкой инфляции. Это было в 1923-1928 годах, когда еще существовал золотой стандарт, и с 1983 по 2002 годы, когда она следовала так называемому правилу Тейлора. ФРС более чем содействовала последнему кризису тем, что удерживала процентные ставки на слишком низком уровне очень долго, и тем, что финансировала рост необеспеченных кредитов в жилищном строительстве.
– В одном из интервью для нашего портала, один специалист из Нью-Йоркского университета сказал мне, что, когда в доме случается пожар, нельзя дать ему сгореть для только, чтобы преподать людям урок. Он имел в виду, что ФРС должна была совершить те действия, которые она сделала во время прошлого кризиса. А, по Вашему мнению, был ли у ФРС выбор?
– Был. Альтернатива, о которой я говорил людям из Федерального Казначейства еще в 2008 году, заключалась в том, чтобы сказать банкам: смотрите, если вам нужно 20 миллиардов долларов, чтобы восполнить ваш капитал, идите на рынок и займите 10 миллиардов по рыночным ставкам, а мы одолжим вам еще 10 миллиардов по льготным ставкам. Таково было мое предложение. Вместо этого они начали спасать банки. Они уже в третий или четвертый раз спасают «City corp.». В третий или четвертый раз… Но, согласно ФРС, у «City corp.» до сих пор остаются «сложности». Но почему налогоплательщики должны постоянно платить за ошибки банкиров? Предполагается, что капитализм не должен заключаться в этом. Я много раз повторяю и повторял: капитализм без банкротства – как религия без греха. Без банкротства он просто не работает.
– Мой последний вопрос касается трех последних председателей Федеральной Резервной Системы – Волькера, Гринспена и Бернанке. Кто, по Вашему мнению, был самым успешным из них, если можно использовать это слово?
– Несомненно, Пол Волькер. Главной ошибкой Федеральной Резервной Системы, одной из главных ошибок, которые сейчас совершаются в стране, является то, что у ФРС слишком краткосрочная перспектива, они уделяют внимание тому, что происходит лишь в очень короткий период времени. Почитайте интервью руководителей ФРС, – а я делаю это многие годы, – и вы заметите, что они никогда не задаются следующим вопросом: если мы сделаем сегодня то, что мы собираемся сделать, какова будет ситуация через год? Что произойдет через два года, через три? Они никогда не спрашивают себя об этом. Единственным председателем ФРС, который задавал себе этот вопрос, был мистер Волькер. Он знал, что не сможет прекратить инфляцию за месяц или за год, что на это уйдет больше времени, и поэтому у него был долгосрочный план, который он более или менее последовательно выполнял.
– А нынешний глава ФРС, Бен Бернанке?
– У Бена Бернанке нет никакого долгосрочного плана. У Федеральной Резервной Системы нет, несмотря на многочисленные заявления председателя Бернанке, вразумительного объяснения того, как избавиться от груза 1,5 триллионов долларов избыточных резервов. Поэтому мы стоим перед риском галопирующей инфляции, и этот риск стал еще большим из-за того, что Центральный Европейский Банк присоединился к этой инфляционной политике, как и Банк Японии.
Беседовала Юлия Нетесова