Bioshock Infinite состоит из трех частей: американской, русской и завершающей, которую смело можно назвать блокбастерной. Это шутер – вы бегаете и стреляете во врагов. Это история отца и дочери – почти всюду вас сопровождает Элизабет, неугомонный ребенок с пугающими способностями, взрослеющий у вас на глазах. Это религия – проявления гротескно гипертрофированного христианства встречаются на каждом шагу. Это путешествие в красный хаос и золотой патриархальный патриотизм.
Наконец, это первая игра, по-настоящему ставшая резонансным общественным событием.
Начинается все в Коламбии, парящем в облаках небесном городе, который взял и отшвартовался от США. Соединенные Штаты стали слишком либеральными – и в городе воздвигли огромные статуи Отцам-Основателям, которым буквально молятся («Пресвятой Вашингтон, спаси и сохрани!»). Америка стала слишком цветной – и в городе активно действует Ку-Клукс-Клан, члены которого собираются в помещении с гигантской статуей убийцы Бута и витражом, на котором изображен Авраам Линкольн в образе Дьявола. США стали секулярными – и городом начал править Пророк Захария Комсток, чья дочь Элизабет, «агнец Коламбии», живет в огромном монументе ангела, парящем посреди города и заменяющем горожанам статую Свободы.
Вас наняли вызволить Элизабет и привезти ее обратно в Нью-Йорк. Вы Антихрист, появление которого предсказал Захария. Едва вы появляетесь в Коламбии, как ультрапатриотический американский «диснейленд» (между парящими домами передвигаются на рельсах, более всего напоминающих роллеркостеры) оборачивается кровавой баней.
Гротескно-яркая карикатурная Небесная Республиканская Америка резко контрастирует с жестокостью и насилием, сцены которого разворачиваются в пространстве Bioshock. Боевая часть начинается с того, что вы всаживаете крутящийся магнитный крюк в лицо полицейского. Врагов можно сжигать заживо. Бить электротоком. Сталкивать с летающих платформ. Использовать можно не только оружие, но и магию. С ее помощью вы то подбрасываете несчастных жителей Республики в воздух, то напускаете на них стаи ворон-людоедов.
Стандартная схема боя такова. Вас атакуют на большой территории с множеством укрытий, препятствий и разноуровневыми огневыми точками. На вас нападают самые разные противники, среди которых выделяется Моторизированный Патриот, механический Джордж Вашингтон с шестиствольным пулеметом. Самая лучшая и захватывающая тактика – зацепиться за рельс и, визжа от восторга, нестись с огромной высоты на магнитном роллеркостере, поливая полицейских из пулемета. Причем полицейские тоже могут цепляться за рельс, догонять вас, вступать в перестрелки, превращая бой в веселый смертельный хаос. А уж когда сверху подлетают платформы с подкреплением, и вы мечетесь в небе, исторгающем свинцовый дождь...
Это настолько захватывает, что вы можете забыть про историю. В отличие от многих других игр, Bioshock не принуждает вас полностью изучить сюжет, который можно постичь, складывая мозаику из разговоров случайных прохожих, забытых кем-то аудиозаписей и фильмов. Так что просто несясь вперед и стреляя, вы так и не поймете смысл происходящего. Главный герой при этом почти не высказывает своего отношения к творящемуся на небесном острове. Как заявил в интервью The Wall Street Journal главный дизайнер Bioshock, Кен Левин, сделано это намеренно – писать примитивную агитку с поучающим авторским комментарием ему не хотелось. В качестве ориентира он приводит роман «1984». Возможно, в этом-то и вся ирония – бестселлер Джорджа Оруэлла является одной из величайших агиток в истории.
Когда вы освобождаете Элизабет, то получаете лучшего компьютерного компаньона за всю историю видеоигр. Это великолепно анимированная героиня с непосредственным детским поведением (Элизабет провела в заточении почти всю свою жизнь и теперь с огромной радостью изучает всё, что встречается вам на пути) и чудовищно быстро меняющейся психологией – буквально за несколько часов она проходит путь от наивного ребенка до девушки, горящей мрачной жаждой мести. В бою Элизабет незаменима – то она подносит вам патроны, то через разрывы в реальности меняет окружение, давая вам тактическое преимущество и дополнительные возможности (вроде вырастающего из стены крюка, зацепившись за который, вы можете перепрыгнуть прямо в тыл к врагам, а затем тут же взлететь обратно). Именно Элизабет, история того, что с ней случилось, и образует несущую конструкцию сюжета игры Bioshock. Все оказывается намного сложнее, чем кажется вначале, и окончательно паззл складывается лишь к финальным титрам.
Тем временем вслед за вступительным патриотическим гротеском приходит время Красного Смеха. Главный герой поднимает восстание рабочих, улицы наполняются ревущими толпами, в окнах реют алые знамена, и повсюду звучат автоматные очереди – это расстреливают сдавшихся полицейских. Если первая часть – пародия на местечковый патриотизм и религиозность одноэтажной Америки, то вторая – кровавая дань коммунизму. На улицах тонущего в насилии и ненависти города лютуют Красные Черти – восставшие переодеваются красными рогатыми бесами.
Левин сам не понял, что сделал. Лишь русский игрок в определенный момент столбенеет, когда его взору предстает одна из набережных обреченной Коламбии. Эвакуация. Потерянные в спешке и давке чемоданы и шляпки-канотье. Перегруженная транспортная баржа. Протянутые в мольбе руки обывателей. А вдалеке – зарево пожаров и алые знамена... Конечно же, это Крым, ноябрь 1920 года. Сходство усиливает лидер восставших, негритянка Фицрой, пытающаяся в какой-то момент перерезать глотку белому мальчику, сыну фабриканта Финка. «Это буржуазное отродье надо вырезать под корень!» – Левин счастлив в своем неведении, ведь когда он писал этот диалог, ему, видимо, казалось, что это лишь гротескное преувеличение...
Кровь и огонь повсюду. Ультра-христианскую ксенофобскую республиканскую мечту пожирает хаос коммунистического сатанизма. А вы бежите и бежите по рушащемуся городу вслед за ведущей вас к финалу Элизабет.
И этот финал сегодня обсуждают все, кто хоть чуть-чуть интересуется играми. Выяснилось, что Bioshock повествует не о Республиканском Диснейленде и не о Коммунистическом Аде, а о покаянии. Взрослые серьезные люди пишут километры постов, пытаясь разъяснить последний твист, и столь живой и массовой дискуссии о значении сюжетной линии игры я лично припомнить не могу.
Левину удалось невероятное. Компьютерная игра превратилась из события мира развлечений в событие общественное, в событие культурное, заставив миллионы игроков самых разных возрастов всерьез задуматься о патриотизме, религии и последствиях коммунистических экспериментов. Медиумом XIX века был роман. XX века – кино. На примере Bioshock мы видим медиум XXI века – компьютерную игру. Ее сюжетная линия еще не дотягивает до классической литературы, но классическое кино прошлого века она уже во многом превосходит, оставаясь при этом превосходной в плане игровой механики.
Продажи только начались, но аналитики уже прогнозируют 5 миллионов проданных копий (плюс как минимум столько же нелегально скаченных). Дело, впрочем, не в копиях – даже более популярные проекты не возбуждали такой широкой общественной дискуссии по важным общественно-политическим вопросам.
Bioshock Infinite – одно из важнейших событий второго десятилетия XXI века. О нем почти наверняка спустя 100 лет будут упоминать в курсе истории культуры. Были игры популярнее. Были игры с более глубоким содержанием. Но игр, до такой степени сочетавших массовость и серьезность постановки социальных и этических вопросов, еще не было.
Добро пожаловать в новую эпоху. XXI век наконец-то по-настоящему начался.
Об игре Bioshock Infinite в ролике: