Отечественный фильм Джанике Файзиева «Август. Восьмого», который как не трудно догадаться, посвящен событиям середины лета 2008 года, сопровождают скандалы. То в Интернете слили переписку чиновников разной руки, в которой говорится и о производстве картины, то в Украине ленту снимают с проката. Однако этот фильм не появился «вдруг», а стал реакцией на другую, наверное, более громкую картину «Пять дней войны», увидевшую свет в середине 2011 года.
На самом деле внимания заслуживает именно эта обойденная вниманием лента. Зная о содержании американского фильма, можно предположить, почему решили снять русский.
Последний фильм именитого американского режиссера Ренни Харлина «Пять дней войны» привлек внимание разве что прессы и некоторых политически пристрастных кинолюбителей. И если бы не пропагандистский характер картины, лента канула бы в истории проходных плохих фильмов, коих в истории американского кинематографа насчитывается бесчисленное множество. Лента давно увидела свет, но внимания критиков на себя не обратила. Писали о фильме только тогда, когда его начинали снимать, в 2009 году, так как это был хоть какой-то скандал. Сегодня, когда лента, наконец, увидела свет, не получилось даже скандала: фильм никто не заметил.
И это показательно.
Сюжет «Пяти дней войны» вертится вокруг двух историй. Первая – основная – посвящена тому, как журналисты, увидев и засняв безобразия, творимые наемниками российских властей, пытаются сквозь боевые действия донести правду до мирового сообщества. Слово «правда» здесь не случайно. Слоганом фильма стала фраза «У них не было другого оружия, кроме правды».
Во второй истории мы видим президента Саакашвили, который плачет, кричит на советников, кусает собственный галстук и, в конце концов, принимает жизненно важные решения. Последние касаются того, что он, несмотря на то, что русские власти были настроены крайне агрессивно, отдает приказ об одностороннем перемирии и отзывает грузинские войска из Осетии. Грузинский народ ликует.
Обсудим сначала вторую линию, так как она является второстепенной и с точки зрения сценария абсолютно ненужной. Роль Саакашвили играет довольно знаменитый голливудский актер Энди Гарсия, известный многими образами; его знают, например, по таким лентам, как «Крестный отец 3» и «Чем заняться мертвецу в Денвере?».
Выбрали Гарсия по двум причинам. Во-первых, он довольно сильно похож на грузинского президента (или же, точнее, грузинский президент похож на него). Во-вторых, Гарсия является любимым актером Саакашвили. Поэтому можно сказать, что Голливуд не только угодил, но и польстил лидеру Грузии. Однако вставки с Саакашвили, как уже было сказано, фильм портят. Гарсия, проливающий фальшивые слезы на площади перед восхищенными грузинами, не только не убедителен, но и чрезвычайно смешон. Настолько смешон, что после первых двух вставок с его участием начинаешь понимать, что эта линия картине не нужна. Она придает фильму дополнительную пропагандистскую нагрузку и заставляет критически воспринимать увиденное, а ведь этого легко можно было избежать.
Другая линия интереснее и важнее. Русские вторгаются в Осетию. Однако они не только потворствуют сепаратистским настроениям жителей, но и уничтожают мирное население. Разумеется, боевые действия начинает Россия, разбомбив Южную Осетию. А на экранах телевизора мы, между прочим, видим неприлично хихикающих Путина и Медведева. Осетины показаны предателями, которые идут на сговор с агрессорами и за это, кстати, жестоко расплачиваются. Так, отец главной героини, грузинской девушки, которую берут с собой в опасное приключение американские журналисты, «сдав» американцев, видит, как на его глазах убивают еще одну его дочь.
Примечательно, что главными злодеями являются не солдаты российской армии, а наемники. Вид у главного из них жуткий: весь в татуировках и чрезвычайно злой, убить гражданских для него – все равно, что муху. На пленке, снятой американцами, как раз изображено, как наемники убивают мэра и начальника полиции какого-то села (а до этого невинную старушку). Зачем именно они убили этих людей, так и остается загадкой. Кстати, лидер солдат-бандитов делает особый акцент на том, что он – казак. Так что досталось в картине и русскому казачеству.
Смотреть на все это просто невыносимо. И даже не потому, что это пропаганда чистой воды. А потому что кино просто-напросто очень плохо сделано. На самом известном сайте, посвященном кинематографу, Internet Movie Data Base (IMDB) популярность и качество любого фильма определяется зрительскими симпатиями. За картину может проголосовать любое заинтересованное лицо. Главное – это оценка и количество проголосовавших. Проголосовали за картину «Пять дней войны» 4800 человек, что, кстати, довольно много, но вот общая оценка ленты «5.6» баллов из «10». При том отзывы, написанные пользователями, далеки от позитивных: «Трэш», «Ложь, ложь, ложь» и т.д. Пишут туда главным образом англоязычные зрители и преимущественно американцы. Поэтому можно сделать выводы, что, по крайней мере, зрителям, не стесняющимся высказывать свое мнение, фильм не пришелся по вкусу.
Удивительно, зачем вообще режиссер, в фильмографии которого числятся такие картины, как «Крепкий орешек 2» и другие менее известные, но более качественные ленты, взялся за эту работу. Ответ «из-за денег» не годится, так как бюджет у картины невысокий, и американцы согласились на съемки разве что потому, что могли на них очень сильно сэкономить – все в процессе создания картины было бесплатным – войска, техника и т.д. (Известно, кстати, что грузины долго стучались в американские студии со своим сценарием). Так что чести фильм Харлину не делает, и, вероятно, режиссер будет стыдиться этой работы, как, кстати, и некоторые «звезды» типа фактически уже вышедшего в тираж Вэла Килмера, играющего в картине второстепенную роль.
Примечательно, что фильм увидел свет лишь в 2011 году, то есть спустя довольно продолжительное время после событий, которым он, собственно, и посвящен. За это время в мировой политике много чего произошло, и интерес к войне у рядовых зрителей, жаждущих зрелищ, а не поиска политической истины, практически исчез. Потому на картину и не обратили особого внимания.
Однако нужно сказать главное. Дело в том, что и этот фильм не возник из ниоткуда, а в свою очередь тоже стал реакцией на другую пропагандистскую картину. В 2009 году был выпущен фильм Игоря Волошина «Олимпиус Инферно» с точно такой же сюжетной канвой, как в «Пяти днях войны». С тем исключением, что главные герои – американский энтомолог и его русская подруга – нечаянно засняли на камеры, как грузинские войска вторгаются на территорию Осетии. Однако надо сказать, грузинские военные, которые охотятся за журналистами, выглядят не столь вызывающе и не являются такими уж злодеями, как русские в более позднем фильме американского производства.
В целом отечественная лента, хотя и представляет собой «русский взгляд на войну», выглядит более удачной. Однако и она не лишена совершенно ненужных сюжетных ходов. Например, когда русские военные берут в плен грузина, тот просит мобильный, чтобы написать смс родным, обращаясь к нашим «брат». Солдат акцентирует внимание своих однополчан на том, что у него в Грузии объявился «брат», но, проявив великодушие, протягивает сотовый. Такие сцены всегда не только не уместны, но и пошлы. Но в русском фильме их значительно меньше.
Но «Пять дней войны» плохой не потому, что там много пропаганды, а потому что он очень плохо сделан: очевидно, съемки, игра актеров и режиссура были просто вымучены. Главная претензия к картине даже не политическая, а эстетическая. Великие режиссеры Лени Рифеншталь и Сергей Эзейнштейн, например, создавали шедевры кинематографа, хотя и чрезмерно пропагандистские, потому что верили в то, что они делают. Когда же пропагандистские картины снимаются, чтобы освоить бюджет, да еще и маленький, получается дешевая поделка.
В начале статьи мы, кстати, не случайно вспомнили о «Крестном отце 3». В американском мультсериале «Симпсоны» есть прекрасный эпизод, в котором главный герой Гомер Симпсон помогает голливудскому актеру снять картину для «простых людей». Лента получилась столь ужасающей, что продюсеры заявили Гибсону, что она хуже, чем «Крестный отец 3». На это Гибсон жутко оскорбился и попросил коллег следить за языком. Продюсеры же ответили: «Да, Мэл, мы погорячились. Конечно, твой фильм лучше “Крестного отца 3”, но все равно он очень плохой». К сожалению, фильм «Пять дней войны» хуже даже «Крестного отца 3». Причем в разы.
Любить такие фильмы просто неприлично, и тем, кто их спонсирует, нужно как следует задуматься над тем, что они не просто спускают деньги в черную дыру, но и наносят колоссальный вред своему политическому имиджу. Хотя, повторимся, это ответ на русское кино. Следовательно, русские сняли еще один фильм, чтобы отреагировать на американский. Теперь американцам нужно делать другой. Так, мы и будем снимать ленты на один и тот же сюжет, устремляясь в то, что Гегель когда-то назвал «дурной бесконечностью».