Больше трех лет прошло с тех пор, как один из самых заметных и оригинальных американских режиссеров Квентин Тарантино выпустил на экраны свой фильм «Бесславные ублюдки», полный красочных диалогов и любопытных стилистических решений. И вот, наконец, 17 января отечественным зрителям предстоит увидеть новое творение режиссера, получившее название «Джанго освобожденный».
Тарантино продолжает двигаться в отношении той цели, которую поставил для себя, сняв «Ублюдков». Как «Ублюдки» явились весьма вольной интерпретацией итальянского боевика с одноименным названием, так и «Джанго» стал не менее вольной интерпретацией спагетти-вестерна «Джанго» и всех его многочисленных продолжений.
Кроме того, оба фильма посвящены очень специфическим культурным и политическим темам. Первый изображал отряд евреев, уничтожающих нацистов, второй – освобожденного чернокожего раба, жестко расправляющегося с белыми рабовладельцами.
Но если зрители хорошо знают, про что «Бесславные ублюдки», то про пока еще не вышедший «Джанго» сказать несколько слов необходимо, чтобы было понятно, о чем именно идет речь.
Этот фильм о том, что эксцентричный европеец, в прошлом дантист, а ныне охотник за головами (Кристоф Вальц) разыскивает раба Джанго (Джейми Фокс), чтобы тот помог найти нескольких бандитов, сменивших имена. «Дантист» дарует Джанго свободу и предлагает пленнику сделку: черный в течение некоторого времени помогает ему в охоте на преступников, а охотник за это поможет тому найти жену, с которой Джанго был разлучен. Поиски приводят героев в дом еще более эксцентричного человека, чем Дантист, – мистера Кэнди, рабовладельца (Леонардо ДиКаприо), который промышляет тем, что тренирует чернокожих рабов и заставляет сражаться их насмерть с такими же рабами других белых господ.
В поместье, где проходит завершающая часть фильма, к слову длящегося почти три часа, их встречает верный чернокожий слуга мистера Кэнди (Сэмюэл Л. Джексон) – антипод Джанго, завистливый и коварный холуй, жестокий и властный с чернокожими и верный, податливый пес своему господину. Встреча всех героев в одном месте оборачивается любопытной развязкой, которую, разумеется, раскрывать нельзя.
Сказать, что это кино великолепно – не сказать ничего. Тарантино сделал фильм динамичным и в тоже время ровным: спокойные моменты вовремя сменяются сценами в стиле «экшн», а потом снова водворяется спокойствие. Хотя диалоги, несмотря на то, что по своему обыкновению они у Тарантино пустые, в данном случае настолько изящные и напряженные, что часто смотрятся с не меньшим интересом, нежели перестрелки.
Бережно позаимствованная музыка, бесконечное количество ссылок на иные жанровые фильмы, появление в кадре Франко Неро, который был самым первым Джанго, еще в далеком 1966 году и еще не черным, – все это делает фильм наслаждением для киномана. Хотя это не входит в количество заслуг Тарантино, но надо обратить внимание на то, что и русский дубляж выполнен на высоком уровне и поэтому, по крайней мере, не портит впечатление от кино.
Желающие, конечно, смогут посмотреть фильм и с субтитрами. Но поверьте: дубляж в данном случае не хуже оригинальной дорожки.
Как того и следовало ожидать, в США вокруг фильма развернулись серьезные политические споры. Как-никак, затронуты щепетильные вопросы расы и постыдной главы американской истории.
Да и действие картины происходит ровно за два года до начала Гражданской войны. Публицисты и критики спорят о том, что именно хотел сказать Тарантино? Почти все чернокожие представлены забитыми людьми, за исключением Джанго – сверхчеловека, и слуги мистера Кэнди – тоже в каком-то смысле сверхчеловека, просто выбравшего путь холуя, а не героя. И последний персонаж настолько яркий, что однозначно негативным его не назовешь. В конце концов, исторические и культурные условия предполагали, что у черных будет непростая судьба. Так и с другими персонажами.
Персонаж Вальца – прекрасен, но не менее прекрасен и герой ДиКаприо. Каким бы жестоким, беспощадным, циничным и подлым он ни был, этот герой настолько обаятельный, что невольно проникаешься к нему чувством симпатии, иногда даже большей, чем по отношению к другим героям. Таким образом, все рабовладельцы с Юга выглядят в фильме, пусть иногда и мерзавцами, но очень обаятельными и по-своему приятными людьми.
Так, у Тарантино и оказывается все смешано: нет ни однозначно хороших, ни однозначно плохих. Если в «Бесславных ублюдках» и были немцы хотя бы неглупые, но, по большей части, они показаны все-таки отрицательными персонажами, то в «Джанго» не то чтобы нет отрицательных персонажей, но понятия добра и зла в фильме оказываются порядочным образом смешанными, так что в этом кино симпатизировать можно абсолютно всем героям.
В конце концов, нелепые куклуксклановцы с плохо сшитыми мешками, среди которых появляется из самых знаменитых молодых комиков Джона Хилл, что уже презабавно, вызывают лишь умиление и смех, а не презрение.
Так что это за кино?
Критика Тарантино табуированных тем американской культуры, которая может быть осуществлена только в форме меткой иронии, или это всего-навсего стеб над священными местами американской истории – стеб, который критики почему-то постоянно называют «постмодернистским»?
Разумеется, второе.
«Джанго освобожденный» следует воспринимать точно так же, как и «Бесславных ублюдков». Действительно, кто может воспринять историю про то, как евреи-нацистоненавистники уничтожили Гитлера и всю верхушку Третьего рейха? Так и в «Джанго». Персонажи там намеренно переигрывают, сверкают своим талантом, а когда нужно уступить место на сцене другим героям, мгновенно стихают и исчезают в тени, хотя остаются в кадре.
Они выглядят настолько нереально, что у зрителя не может сложиться иного впечатления, будто перед ним вовсе не альтернативная история и отнюдь не стилизация, а зарисовка популярного комика на определенную тему, в которой он дал своему воображению разгуляться вдоволь.
Разумеется, Тарантино не закладывал в свой фильм никакого политического содержания. Искать в нем политику и спор демократов и республиканцев – это все равно, что искать то же самое в самом первом фильме «Джанго» 1966 года. Но то, что там ничего нет, вовсе не означает, что этого там не следует искать. Искать надо. Ведь сама тематика фильма обязывает к этому. В конце концов, там, где нет ничего, можно найти все. Но это относится исключительно к политике, а не к многочисленным «пасхальным яйцам», оставленным для нас в фильме самим Тарантино.
Обязательно посмотрите это кино на большом экране и обязательно при первой возможности. Конечно, для фанатов «Мстителей» и «Хоббита» у фильма есть большой недостаток: он в 2D. Но фильм настолько крутой, что и этот грех ему можно простить.