Новое правительство Украины столкнется с тем же, что и прежнее, – с глубоким экономическим кризисом. Чтобы решить финансовые проблемы, Украине понадобится 35 миллиардов долларов. США и страны Европы готовы оказать стране временную финансовую поддержку.
Администрация Обамы объявила, что США больше не признают Виктора Януковича президентом Украины и поддерживают новое правительство в Киеве. Представитель Белого дома Джей Карни заявил, что, хотя Янукович «был демократически избранным лидером, его действия подорвали его легитимность, и в настоящее время он не управляет страной».
Высокопоставленные американские чиновники, включая заместителя госсекретаря Уильяма Бернса и министра финансов Джека Лью, как предполагается, встретятся с политиками, предпринимателями и представителями гражданского общества в Киеве в течение следующих двух дней. К ним присоединятся чиновники Европейского союза («The Guardian», www.theguardian.com 25.02.2014 года, «Viktor Yanukovych no longer leading Ukraine, US declares»).
Для того, чтобы справиться с экономическим и долговым кризисом, Украина нуждается в сумме 20-25 миллиардов доллароы на 2014 и 2015 годы: 15 миллиардов долларов в текущем году и 10 миллиардов долларов в следующем. Эти деньги нужны будут, чтобы выплатить зарплаты и пенсии, а также осуществить оплату по государственным облигациям. Исполняющий обязанности президента Александр Турчинов заявил, что казначейский счет почти пуст.
Украина должна была получить транш помощи от России в размере 15 миллиардов доллароы, но после того как начались беспорядки в Киеве, выплаты были приостановлены. Страна успела получить только 3 миллиарда долларов.
Министр финансов Украины Юрий Колобов выражает надежду, что Европа или Соединенные Штаты окажут финансовую помощь в течение следующих двух недель. Основные надежды в сегодняшней ситуации возлагаются на МВФ, но потребуется время для того, чтобы договориться об условиях предоставления кредита (как правило, речь в таких случаях идет о пакете антикризисных мер). Однако Украина однажды уже подвела Международный валютный фонд, будучи не в состоянии придерживаться поставленных им условий по предоставлению займов, выделенных с 2008 по 2010 год.
Несмотря на это, МВФ готово приступить к срочным переговорам с Украиной, как только будет сформировано новое правительство. На сей раз антикризисный пакет должен включать сокращение энергетических субсидий, правительственных расходов и меры по борьбе с коррупцией. А до тех пор Украина, вероятно, получит временную поддержку со стороны отдельных стран Европы и США. Соединенные Штаты уже подтвердили готовность оказать помощь Украине. А во вторник руководитель внешней политики ЕС Кэтрин Эштон сказала, что ЕС готов помочь Украине с «краткосрочными потребностями в финансировании», пока новое правительство не сможет договориться о полноценном пакете помощи с МВФ. Европейские чиновники также призвали Японию, Китай, Турцию, и Россию помочь Украине («Associated Press», hosted.ap.org 25.02.2014 года, «No easy bailout plan for Ukraine»).
В Брюсселе и Вашингтоне полагают, что в среднесрочной перспективе экономическое выживание Украины будет связано с подписанием договора о сотрудничестве с Европейским союзом, который подразумевает зону свободной торговли и отсутствие визовых ограничений.
Однако США опасаются, что Россия решит оказать экономическое давление на Украину, воспользовавшись своими «энергетическими рычагами», или введет войска в Крым.
В Крыму существует большое количество объединений граждан, требующих отделения полуострова: «Крымский фронт», «Народно-освободительное движение», «Таврический союз», пророссийская партия «Русский блок», казачьи формирования и так далее. Лидеры этих движений требуют от местного парламента провести референдум по вопросу отделения Крыма от остальной части Украины («РБК», www.rbc.ru 25.02.2014 года, «Активисты Крыма требуют отделения полуострова от Украины»).
В Белом доме считали, что Россия может ввести войска уже в ночь с воскресенья на понедельник. Советник президента США по национальной безопасности Сьюзан Райс призвала Россию не «совершать ошибки» и поспешила добавить, что события на Украине – это не продолжение холодной войны. Но министр иностранных дел России Сергей Лавров на конференции в Люксенбурге заявил, что Россия и не собиралась вмешиваться во внутренние дела Украины («Газета.ru», www.rbc.ru 24.02.2014 года, «Telegraph: США предостерегают Россию от военного вмешательства в Крым»).
Американцы также опасаются, что Россия усугубит финансовое положение соседа, потребовав оплаты долгов за поставки природного газа. Американский эксперт по Украине в Институте Брукингза, бывший посол США в Киеве Стивен Пайфер считает, что Россия имеет множество инструментов для давления на Украину и несомненно преуспеет, если решит «сделать жизнь трудной для Киева». Издание Foreign Policy приводит его слова:
«Я подозреваю, что Россия будет частью проблемы, а не частью решения. Они могут поднять цену на газ, вернув их на до-декабрьский уровень, они могут бойкотировать украинские товары, они даже могут пойти на отказ от поставок газа».
Однако тому, кто посмотрит на карту газовых труб, проходящих через территорию Украины, станет понятно, что перекрытие газового вентиля вряд ли возможно («Foreign Policy», www.foreignpolicy.com 24.02.2014 года, «After the Revolution»).
США и Германия продолжают выяснять отношения из-за слежки АНБ. Германия требует от США подписания соглашения об отказе от шпионажа и сокращает размер своих активов в США на 100 миллиардов долларов.
Германия старается заключить анти-шпионское соглашение с США с тех пор, как стало известно о слежке Агентства Национальной Безопасности (NSA) за канцлером Германии Ангелой Меркель. Прошлогодние новости о массовом шпионаже со стороны США в Германии, в частности, прослушка мобильного телефона Ангелы Меркель, потрясли немцев и разожгли самый серьезный за прошедшее десятилетие спор между трансатлантическими союзниками.
Немецкий министр иностранных дел Фрэнк-Вальтер Штайнмейер должен посетить Соединенные Штаты в четверг 27 февраля. В ходе этого визита соглашение должно быть, наконец, подписано, однако сам Штайнмайер сомневается, что такое соглашение даст значительный эффект.
В выходящей большим тиражом в Германии газете Bild am Sonntag говорится, что NSA вела слежку за 320 персонами в Германии. Главным образом это были политики, но в зону интереса АНБ попали также и бизнесмены. После того, как президент Обама дал приказ о прекращении слежки за Ангелой Меркель, NSA усилило наблюдение за немецкими чиновниками высокого ранга, например, за министром внутренних дел Томасом де Мезьером, являющимся доверенным лицом Меркель.
Bild am Sonntag процитировало советника по вопросам безопасности Обамы Кэйтлин Хайден:
«Соединенные Штаты ясно дали понять, что собирают разведанные в Германии точно так же, как и в любом другом государстве».
Хайден отметила, что Вашингтон, тем не менее, не шпионит за корпорациями, чтобы помочь американским фирмам получить конкурентное преимущество («Reuters», www.reuters.com 23.02.2014 года, «U.S. now bugging German ministers in place of Merkel: report»).
Германия сокращает размер своих активов в США на 100 миллиардов долларов. По данным Bloomberg, Deutsche Bank (DBK) AG, крупнейший инвестиционный банк Европы, сократит свое американское подразделение на целых 25%, чтобы соблюсти новые правила ФРС. Deutsche Bank планирует уменьшить баланс своего американского бизнеса приблизительно с 400 миллиардов доллароы до 300 миллиардов долларов. («Bloomberg», www.bloomberg.com 24.02.2014 года, «Deutsche Bank Said to Plan U.S. Asset Cuts of Up to 25%»).
Как ни странно, финансовая история объективно не связана со шпионской. 18 февраля ФРС США одобрила пакет новых правил для иностранных финансовых организаций на территории Соединенных Штатов. В соответствии с ними, иностранные банки должны будут увеличить долю собственного капитала до 2016 года и уменьшить долю заемных средств. Федеральное правительство, по данным Bloomberg, одобрило новые стандарты, которые требуют, чтобы крупнейшие иностранные банки в Америке держали больше капитала в стране, чтобы защитить налогоплательщиков и выручить их в случае кризиса. Эта реформа коснется 100 крупнейших иностранных банков в США.
Однако наращивание собственных средств может обернуться ростом стоимости кредитования бизнеса и потребителей, препятствуя тем самым восстановлению американской экономики.