Состоявшаяся на прошлой неделе встреча за обедом недавних соперников Барака Обамы и Митта Ромни может стать началом определенной трансформации существующей американской политической системы.
Начнем с того, что такие встречи победителя и побежденного для американской политики отнюдь не являются традиционными. Но Обама, возможно, хочет основать такую традицию. В 2008 году он встретился после выборов с тогдашним своим соперником сенатором Джоном Маккейном, правда, не в Белом доме, а в своем избирательном штабе в Чикаго.
Но та встреча была всего лишь жестом вежливости. А вот нынешняя может иметь важные политические последствия. Не вызывает сомнения, что встреча с Ромни вызвана маячащим не за горами «финансовым обрывом» и острой необходимостью достижения двухпартийного консенсуса для его преодоления.
О том, какими путями можно уйти от края американской финансовой пропасти, мы скажем чуть ниже. Пока же обратим внимание на следующее обстоятельство. Как известно, Америка – одна из немногих чисто президентских республик, существующих в демократическом мире. Здесь вся исполнительная власть принадлежит президенту, и Конгресс лишен возможности непосредственно влиять на ее решения.
В то же время в США по сути нет понятий лидер официальной оппозиции или лидер главной оппозиционной партии, столь обычных для парламентских демократий Европы. Дело в том, что в США таким лидером мог бы стать только претендент, проигравший последние президентские выборы. Однако в Америке претендент-неудачник сравнительно редко баллотируется на следующих президентских выборах, поскольку оппозиционная партия обычно старается найти более перспективного кандидата, которого, однако, практически невозможно определить в первые годы нового президентского цикла.
Так, если взять историю американских президентских выборов, состоявшихся после Второй мировой войны, лишь однажды неудачник выставлялся на двух выборах подряд в качестве основного кандидата от партии. Это был демократ Эдлай Стивенсон, безуспешно баллотировавшийся в президенты в 1952 и 1956 годах.
Да и само понятие «оппозиционная партия» в США чисто условно. Ведь партия, проигравшая президентские выборы, может одновременно получить большинство в палате представителей, как сейчас республиканцы, или даже сразу в обеих палатах Конгресса. Тем не менее, нельзя исключить, что отныне проигравшая президентские выборы партия не будет прекращать борьбу до следующего выборного цикла, а начнет систематически готовиться к следующим выборам, сконсолидировавшись вокруг своего лидера.
Поскольку Ромни проиграл Обаме лишь с небольшим отставанием по числу голосов избирателей, он в принципе годится на роль главы теневого правительства. И тогда претендент-неудачник действительно может стать главным партнером Обамы в переговорах о бюджетном кризисе, а также и об иных проблемах, которые возникнут в период его второго президентского срока.
Прошедшая предвыборная кампания показала возросшую роль партийного аппарата. По сути, исход выборов зависел от способности партийных структур в штатах мобилизовать избирателей на голосование за своего кандидата. Кроме того, выяснилось, что у республиканцев большие проблемы с расовыми и национальными меньшинствами, которые в силу действия демографических факторов составляют все большую долю среди американских избирателей. Не исключено, что работу с отдельными группами избирателей руководство республиканской партии собирается поставить на постоянную основу, а для этой цели полезно иметь и постоянного лидера, который мог бы участвовать в пропагандистской кампании, пусть и не такой интенсивной, как в предвыборный период.
Суть приближающегося «фискального обвала» состоит в том, что в случае, если республиканцы и демократы не договорятся о повышении потолка американского госдолга и уменьшении бюджетного дефицита, то с 1 января наступит автоматический секвестр бюджета с сокращением государственных расходов.
Корень преткновения – в способе, каким можно уменьшить дефицит. Республиканцы настаивают на том, что следует сократить государственные расходы, но при этом сохранить налоговые льготы как для среднего класса, так и для крупного бизнеса. Демократы налоговые льготы собираются сохранить только для среднего класса, значительно увеличив налоговое бремя для корпораций. И для сенаторов, и особенно для членов палаты представителей решение проблемы «фискального обрыва» чрезвычайно важно с точки зрения выборных перспектив. По сравнению с географией президентских выборов округа для выборов в палату представителей нарезаны гораздо более дробно, и в них в гораздо большей степени сконцентрированы представители отдельных расовых, национальных, религиозных групп, чьи интересы выражают конгрессмены.
Этим и объясняется победа республиканцев на выборах в палату представителей при проигрыше ими президентских выборов. Большинство республиканских избирателей представляют белый средний класс. Эти избиратели как раз выступают за снижение как налогов, так и государственных расходов. И излишняя уступчивость конгрессменов-республиканцев в вопросе о госдолге грозит им проигрышем следующих выборов. И точно так же конгрессмены-демократы, ориентирующиеся в первую очередь на избирателей из числа расовых и национальных меньшинств и лиц с доходами ниже среднего уровня, зависящих от государственной поддержки, наоборот, не могут себе позволить урезать государственные расходы, поскольку это наверняка не понравится их избирателям.
Поэтому компромисс между республиканцами и демократами в бюджетных делах оказывается столь трудно достижимым. Единственно, что может подвигнуть две партии на достижение хотя бы какого-то модус вивенди, – это реальная угроза рецессии, которая, по единодушному мнению экспертов, гарантированно наступит в случае секвестра бюджета.
Но если опять же рассматривать возможную будущую рецессию с точки зрения электоральных перспектив, то она оказывается более выгодной для республиканцев. Во-первых, от кризиса в большей мере страдает демократический электорат, и этот фактор может понизить его явку на выборах. Во-вторых, сам факт углубляющегося экономического кризиса, как правило, негативно влияет на поддержку избирателями действующей президентской администрации. Поэтому новый экономический кризис почти гарантирует поражение преемника Обамы на следующих выборах. Тем более что в случае, если согласия достичь не удастся, и кризис начнется, обе партии будут обвинять в этом друг друга.
Таким образом, в достижении компромисса по проблеме фискального обвала в большей мере заинтересованы демократы. Скорее всего, если компромисс в последний момент будет достигнут, он будет гораздо ближе к позиции республиканцев, то есть государственные расходы будут сокращены более радикально, чем повышены налоги. А это, в свою очередь, может понизить в будущем электоральные шансы Демократической партии.
О чем говорили друг с другом за обедом, поглощая индейку с чили и салат с курицей-гриль и запивая довольно скромное меню минеральной водой, Обама и Ромни, достоверно неизвестно. Сообщалось лишь, что они обсуждали возможности и необходимые шаги для сохранения ведущей роли Америки в мире. Ну, на эту тему договориться несложно. Можно не сомневаться, что как президент, так и его менее удачливый соперник хотят видеть Америку сильной, процветающей и сохраняющей свою ведущую роль в однополярном мире. Хотя бы потому, что превращение мира в многополярный, как свидетельствует исторический опыт, повышает риск возникновения больших региональных войн.
И средства сохранения американского влияния очевидны, и на сей счет между Обамой и Ромни вряд ли существуют серьезные разногласия. Надо по возможности не уменьшать американского военного присутствия за границей, сохранять возможность вести полторы или две полномасштабные войны одновременно в разных регионах мира, оказывать помощь тем странам, от которых зависит стабильность в наиболее «горячих» регионах планеты, продолжать борьбу с международным терроризмом...
В то же время, главной темой в разговоре Обамы и Ромни наверняка была тема «финансового обрыва». Само объявление о встрече президента и претендента вызвало рост котировок на американских биржах, поскольку появилась надежда на то, что в ближайшие дни удастся урегулировать бюджетный кризис.
И не случайно Ромни перед встречей с Обамой встретился со своим бывшим кандидатом в вице-президенты Полом Райаном, который теперь вновь занял пост председателя бюджетного комитета палаты представителей, один из ключевых для урегулирования проблемы фискального обрыва. Наблюдатели надеялись, что Ромни передаст Обаме конкретные предложения республиканского большинства палаты по решению этой проблемы. Однако, судя по тому, что в официальном коммюнике ничего не говорилось о том, что Обама и Ромни обсуждали финансовые вопросы, можно сделать вывод, что, либо конкретных предложений со стороны республиканцев не последовало, либо они оказались неприемлемы для Обамы, и никакого заметного прогресса на переговорах не было достигнуто.
Несомненно, декабрь будет месяцем напряженных переговоров между республиканцами и демократами по бюджетным проблемам, и если соглашения и удастся достичь, то только в самый последний момент.
Не исключено, что у Конгресса в этом году даже не будет спокойного Рождества. И вполне вероятно, что Обаме и Ромни придется встретиться еще не раз, что закрепит за последним не существовавший прежде статус неофициального лидера оппозиции.
Что же касается самой проблемы американского госдолга, то она является частью проблемы общего роста мировой государственной и частной задолженности, что стало главной причиной кризиса 2008 года. Сейчас уже очевидно, что американская и мировая экономика многие десятилетия стимулировали свой рост абсолютным ростом задолженности по отношению к национальным ВВП, и теперь ее размер достиг критической величины, после преодоления которой сумма задолженности рискует превратиться в мнимую величину, поскольку не будет шансов на погашение большей ее части.
Тогда придется либо списывать долги отдельных стран, либо фактически лишать эти страны экономического суверенитета, вводя там своеобразное внешнее управление.
В США положение с госдолгом пока еще не столь критическое, но если наращивать госдолг прежними темпами, критическая ситуация может наступить в ближайшие десятилетия. А это будет настоящей катастрофой для мировой экономики, принимая во внимание роль доллара как главной мировой резервной валюты. Вот этот будущий глобальный кризис Обама и Ромни сейчас пытаются предотвратить.