Итак, для международной конференции по Сирии уже определили временные рамки. Она должна начаться после 1 июня и закончиться до 1 августа. Это явствует из того, что страны Евросоюза, только что фактически отменившие эмбарго на поставки оружия сирийским повстанцам с 1 июня, неофициально дали понять, что Англия и Франция, те страны, которые выступают за начало поставок сирийской оппозиции, не начнут такие поставки до 1 августа, чтобы дать шанс поискать политического урегулирования в рамках международной конференции в Женеве. Таким образом, конференция по Сирии должна состояться и завершиться до 1 августа, в противном случае она рискует не состояться никогда, и останется только военное решение, которого и США, и Россия пытаются избежать. Пока что предварительно начало конференции намечено на 30 июня, но срок ее старта еще может не раз поменяться.
Американская администрация старается продемонстрировать, что в ее рядах существуют разногласия по сирийскому вопросу. Дескать, госсекретарь Керри выступает за поставки оружия сирийским повстанцам, а вот президент Обама против. В данном случае мы вряд ли имеем игру в доброго и злого следователя, когда воинственность Керри призвана оттенить миролюбие Обамы. Более вероятно, что действующая администрация просто обозначает обе имеющиеся у нее альтернативы, чтобы при необходимости использовать ту, которая будет соответствовать сложившейся ситуации.
Например, можно будет продемонстрировать общественности, что президент, под давлением обстоятельств, вынужден был, скрепя сердце, санкционировать поставку вооружений умеренной части сирийских повстанцев, хотя в душе всегда был противником военного вмешательства в Сирии.
Россия же в качестве средства давления на партнеров по урегулированию сирийского кризиса использует возможность поставок в Сирию зенитно-ракетных комплексов С-300 и противокорабельных ракет «Яхонт». Очевидно, Москва угрожает осуществить эти поставки Асаду в случае, если США и некоторые страны Евросоюза начнут поставки оружия сирийской оппозиции.
Эти поставки являются безусловно неприемлемыми для Израиля, и он уже предупредил, что ответит жестко. В качестве ответных мер можно предположить как превентивные удары по местам возможной дислокации ракет еще до приведения их в боеспособное состояние, так и широкомасштабное вторжение израильских войск в Ливан с целью уничтожения военной инфраструктуры «Хезболлы» и ее боевых подразделений. Такое развитие событий Россия бы ни в коем случае не хотела бы допустить, поэтому, по всей вероятности, поставки ракет в ближайшее время останутся нереализованной угрозой до тех пор, пока эскалация сирийского конфликта не прекратится.
Созывая новую конференцию по Сирии, Россия и США преследуют разные и противоречащие друг другу цели. Россия стремится в той или иной степени сохранить Асада у власти, а для этого они хотят максимально затянуть, во-первых, споры по вопросам подготовки конференции и, во-вторых, саму конференцию, если она все-таки будет созвана. Для целей затягивания главным приемом является требование максимального расширения числа участников конференции. Тут прежде всего выступает неприемлемый для западных стран партнер – Иран. Но не только. Москва и официальный Дамаск очень хотели бы, чтобы сирийская оппозиция на конференции была бы представлена не единой делегацией, а представителями отдельных независимых организаций.
Не секрет, что в Сирии, как и в России, имеется так называемая «имитационная оппозиция», которая лишь имитирует противостояние с Башаром Асадом, а на самом деле в любой момент готова заключить с ним соглашение, удовлетворившись чисто формальными уступками. Если бы такие организации были представлены на конференции, то представители Асада в любой подходящий момент могли бы заключить соглашение с представителями «имитационной оппозиции» и объявить, что политическая цель конференции достигнута.
Однако такой сценарий категорически не устраивает реальную оппозицию в лице «Сирийской освободительной армии» и других военизированных организаций, которые, несомненно, в этом случае бойкотируют конференцию. Также Россия и Сирия заинтересованы в том, чтобы сирийское правительство было представлено на конференции далеко не первыми лицами, не способными подписать обязательного для Асада соглашения.
У американской администрации в сирийском конфликте стоит трудноразрешимая задача. С одной стороны, в Вашингтоне хотят любой ценой не допустить сохранения Асада у власти. Действительно, США и подавляющее большинство стран Евросоюза уже объявили сирийского президента персоной нон грата, и им практически невозможно иметь с ним какие-то отношения. Но, с другой стороны, Обама хотел бы добиться ухода Асада преимущественно политическими средствами или, во всяком случае, обойтись без отправки в Сирию американских войск. Самым простым способом он считает договор с Россией о том, что она больше не будет поддерживать Асада и согласится на его неучастие в переходном правительстве.
Однако Россия на это наверняка не пойдет. И дело не только в том, что американцы не предлагают никакого достойного размена за устранение Асада, например, отказ от европейской ПРО в ее нынешней форме. Еще важнее, что Россия не может позволить себе потерять лицо, сдав Асада, даже в обмен на сколь угодно значительные уступки. Это произвело бы очень негативное впечатление на немногих еще остающихся у нее союзникаов, особенно в странах СНГ, с которыми Москва как раз сейчас собирается особо активно развивать отношения. Поэтому на практике перед Америкой сейчас стоит такая альтернатива: либо ждать падения режима Асада неопределенно долго, даже в случае, если сирийской оппозиции будут оказывать открытую помощь поставками вооружения отдельные страны Евросоюза, или приступить к массированным поставкам американского вооружения и боевой техники умеренным противникам Асада, используя для их транспортировки американские корабли и самолеты.
Недавний опыт ливийского конфликта показывает, что без американской поддержки европейские члены НАТО не в состоянии проводить воздушные операции и операции по транспортировке даже в бассейне Средиземного моря.
И есть некоторые признаки того, что Вашингтон все меньше верит в то, что новая Женевская конференция принесет в Сирию политическое урегулирование. Создается впечатление, что эта конференция нужна Америке в значительной мере только для того, чтобы показать своей и мировой общественности, что президент и его администрация сделали все возможное, чтобы достичь политического урегулирования в Сирии, и теперь нет других средств прекратить войну, кроме военных. А поэтому необходимо начать поставку оружия тем отрядам сирийской оппозиции, которые не связаны с «Аль-Кайдой».
На мысль о том, что в Вашингтоне рассматривается именно такой сценарий, наводит поездка в Сирию сенатора Маккейна, одного из наиболее видных сторонников вооруженного вмешательства США в конфликт на стороне сирийской оппозиции, и его встреча на сирийской территории с противниками Асада. Не приходится сомневаться, что такая поездка не могла быть предпринята без ведома и разрешения Белого дома. Неслучайно Обама лично встретился с Маккейном, чтобы узнать об итогах поездки. Это напоминает предварительный зондаж с целью определить, каким группам оппозиции стоит поставлять оружие.
Провал Женевской конференции по Сирии, если она все-таки будет созвана, более чем вероятен. Оппозиция готова участвовать в конференции только в том случае, если Асад уйдет. А он уходить пока не собирается, равно как и вести серьезные переговоры со своими настоящими противниками.
Ни со стороны России, ни со стороны США и их союзников не предпринимается каких-либо заметных усилий, чтобы убедить, соответственно, сирийское правительство и умеренную часть сирийской оппозиции придти к какому-то разумному компромиссу. Какой уж тут компромисс, если с одной стороны отменяется эмбарго на поставку повстанцам оружия, а с другой – грозят поставками самых современных зенитных и противокорабельных ракет режиму Асада.
Между тем, контуры возможного компромисса можно наметить. Например, можно создать переходное правительство без участия Асада и членов его семьи (но с гарантией их безопасности), зато с гарантированными квотами представительства алавитов, шиитов, христиан, друзов и с международными гарантиями прав меньшинств. За этим должен последовать ввод в страну международных миротворческих сил для разъединения конфликтующих сторон и обеспечения прав меньшинств.
В составе миротворческих сил должны быть представлены контингенты как из стран-союзников Асада, так и из стран, выступающих против нынешнего сирийского президента. Нельзя сказать, что подобное правительство будет очень уж эффективным. Опыт Ливана, Боснии и Герцеговины не настраивает на оптимистический лад. Но такая схема, по крайней мере, сможет остановить гражданскую войну в Сирии. Однако шансы, что подобный компромисс будет достигнут на конференции в Женеве, близки к нулю.
Поэтому, к несчастью, гораздо более вероятным является сценарий дальнейшей военной эскалации сирийского конфликта. По всей видимости, резкие перемены могут последовать месяца через два, когда определится провал будущей Женевской конференции по Сирии. К этому времени могут начаться поставки оружия повстанцам из стран ЕС, а возможно – и из США. Ответом на этот шаг, как дал понять российский министр обороны, станет поставка Асаду новейших российских ракет.
Точно так же, если первым шагом станет поставка в Сирию С-300 и «Яхонтов», ответом будут, кроме действий Израиля, массированные поставки оружия сирийским оппозиционерам из западных стран. Также поводом к таким поставкам могут послужить доказанные факты применения в Сирии химического оружия. При таком развитии событий количество жертв в Сирии значительно возрастет, но и развязка конфликта, вероятно, приблизится.