От редакции: С начала января в русскоязычной и американской прессе начали циркулировать слухи о возможном скором приезде в Россию Тома Донилона, помощника президента США по вопросам национальной безопасности. Основной целью визита называлась встреча с Владимиром Путиным. Слухи, надо сказать, не были лишены основания — Донилон не первый раз выступает в качестве эмиссара Белого Дома. Он имеет опыт личного общения с российским лидером: 4 мая 2012 года, за три дня до инаугурации президента России, Путин и Донилон встречались в Москве.
Известно, что Барак Обама не приедет в Россию в мае, как это раньше планировалось, и лидеры двух стран встретятся только в сентябре, на саммите G-20. Новый раунд чартерной дипломатии Томи Донилона, таким образом, приходится как нельзя кстати. Первоначально предполагалось, что Донилон прибудет в Москву в конце января, однако постепенно сроки визита сдвигались все ближе к февралю. И вот, 2 февраля, во время 49-ой Мюнхенской конференции по безопасности Сергей Лавров подтвердил, что приезд Донилона планируется на самое ближайшее время.
О возможной повестке предстоящего визита сотрудник портала Terra America поговорил с Дмитрием Трениным, директором и председателем научного совета Московского центра Карнеги.
* * *
– Уважаемый Дмитрий Витальевич, стало известно, что в ближайшее время советник президента США по национальной безопасности Том Донилон посетит Москву для встречи с президентом России. В российских и зарубежных СМИ обсуждаются различные варианты тем этой встречи. Какова, на Ваш взгляд, может быть повестка этой встречи? Поспособствует ли она улучшению российско-американских отношений?
– Выступая 2 февраля на Мюнхенской конференции по безопасности, вице-президент США Джо Байден сказал, что президент Обама намерен поднять тему отношений с Россией в очередном Послании о положении страны, с которым он вскоре планирует выступить. Очевидно, Белый дом сумел преодолеть чувство разочарования в связи с серией шагов российского правительства (закрытие американских государственных программ помощи) и парламента (запрет на усыновление американцами российских детей) и решил не игнорировать Россию, как многие советовали, а продолжить прагматичное сотрудничество с ней.
Не думаю, что у Вашингтона появилась какая-то «генеральная стратегическая линия» в отношении РФ, но есть намерение работать на ряде направлений, на которых американские и российские интересы совпадают. Том Донилон приедет, вероятно, для того, чтобы прощупать почву насчет перспектив такого сотрудничества.
– Существует точка зрения, что Обама хочет внести предложения по вопросу сокращения ядерных вооружений. Как Вы думаете, какие предложения могут быть сделаны американской стороной и будут ли они услышаны и приняты в России?
– Президент Обама намерен продвигаться далее на пути сокращения ядерных и обычных вооружений, и Россия, естественно, является основным потенциальным партнером США в этой сфере. В Белом доме знают, разумеется, о российских озабоченностях, в частности, по вопросу о ПРО. Еще на встрече в Сеуле в 2012 году. Барак Обама говорил Дмитрию Медведеву, что в случае переизбрания намерен «проявить гибкость», чтобы попытаться достичь договоренности с Москвой. У Москвы, разумеется, свои приоритеты и свои взгляды на роль ядерного оружия и проблему контроля над вооружениями, но в принципе РФ не отказывается от диалога. Вряд ли выработать формулу согласия по проблеме ПРО будет легким делом, но возможность для этого существует.
Если в ближайшее время между Москвой и Вашингтоном будет достигнута договоренность о возобновлении переговорного процесса в области контроля над вооружениями, это будет означать, что минимум доброй воли у сторон присутствует.
– Может ли продолжение диалога в области ядерного вооружения привести к снижению напряженности в других областях двусторонних отношений, в частности, по целому ряду социально-гуманитарных вопросов? Может ли визит Донилона переломить тенденцию на ухудшение российско-американских отношений, которая началась с принятия так называемого «Акта Магницкого» Конгрессом США?
– При всей важности разоруженческих вопросов, они не являются и не могут являться основным «полем» российско-американских отношений в XXI веке. Гораздо важнее торговля и инвестиции, наука и технологии, а также всевозможные прямые контакты между людьми. Главное, что произошло между США и РФ в 2012 году – это «вторжение» российской внутриполитической повестки в отношения между США и РФ. Это произошло сразу же после начала протестных акций, последовавших за думскими выборами.
Владимир Путин, по-видимому, считал, что против него зимой и весной 2011-12 годов выступали не только внутренние оппоненты, но и те, кого он называл их внешними спонсорами, и прежде всего – правительство США. На мой взгляд, влияние США на российскую внутреннюю политику многократно преувеличено, так что по-настоящему установленным фактом является одержимость американским вмешательством в российские дела.
Принятие Конгрессом США «Акта Магнитского» зафиксировало другой факт – равнодушное, индифферентное отношение к России в среде американского политического сообщества. Если бы отношениями с Россией в Конгрессе дорожили хотя бы так, как в администрации Обамы, никакого акта не было бы.
Тревожит вот какое обстоятельство: в то время как на российской политической арене активизировались игроки, которые патриотизм воспринимают как синоним антиамериканизма, в общественном мнении США Россия «уходит за горизонт», но при этом эхо российской внутриполитической борьбы создает в целом негативный фон для отношений с Москвой. Итак, российская внутренняя политика в прошлом году не только «въехала» в двусторонние отношения, но и осталась там. Это – новое явление, которое впредь следует учитывать.
– Изменятся ли российско-американские отношения с уходом с поста госсекретаря Хиллари Клинтон и приходом Джона Керри? На Ваш взгляд, какую роль в определении политики США играет советник по национальной безопасности и, в частности, Том Донилон?
– Внешнюю политику США определяет президент. Это конституционное положение особенно справедливо для администрации Барака Обамы. Даже Хиллари Клинтон – несмотря на свои прошлые и будущие президентские амбиции – была вынуждена действовать в русле приоритетов и подходов Обамы. Тем более в таком русле будет следовать новый госсекретарь Джон Керри. Я думаю, что Керри будет надежным и компетентным проводником линии президента.
Положение Тома Донилона определяется его должностью советника и ближайшего помощника главы государства. Большинство людей, занимавших эту должность в Белом доме в последние десятилетия, не проявляли серьезных политических амбиций и не пытались непосредственно влиять на направление внешней политики Вашингтона. Широко известными, правда, становились не они, а те немногие, кто все-таки пытался играть самостоятельную роль, например Генри Киссинджер и Збигнев Бжезинский.
По моему мнению, Том Донилон относится к группе большинства.
Материал подготовила Наталья Демченко