Встреча президента России Владимира Путина и Папы Франциска I состоялась 25 ноября. Беседа длилась всего полчаса. За это время, как и прогнозировали российские эксперты, Понтифик и президент России успели обсудить вопросы, связанные с мирным урегулированием сирийского конфликта. Владимир Путин преподнес Франциску икону Владимирской Божьей Матери. Папа Римский, в свою очередь, вручил российскому президенту майолику с садами Ватикана («Коммерсант», 26.11.2013 г. www.kommersant.ru «Встреча римского и Владимирской», Андрей Колесников).
Российские эксперты считают, что Папа Франциск заинтересован в защите и поддержке христиан на Ближнем Востоке, в Африке, Латинской Америке и Азии («Ведомости», 25.11.2013г. www.vedomosti.ru «От редакции: Чего ждать от встречи Владимира Путина с папой римским»).
С этой точкой зрения согласен Анатолий Красиков, глава Центра по изучению проблем религии и общества Института Европы РАН и доктор исторических наук. Вместе с тем, он считает, что визит Владимира Путина в Рим вряд ли окажет какое бы то ни было влияние на предстоящую встречу патриарха Кирилла и Папы Франциска, которая планируется, но о дате и месте пока ничего не сообщается («РИА Новости», 25.11.2013г. www.ria.ru «Встреча Путина с папой укрепила позиции РФ и Ватикана, считает эксперт», Виктор Хруль).
Российские СМИ вспомнили и предыдущие встречи Владимира Путина с главами Католической Церкви ― тогда основной темой диалога тоже были события в «горячих точках». Так, в 2007 году во время встречи с Папой Римским Бенедиктом XVI американские войска все еще находились в Ираке, и продолжался ливанский конфликт («Российская Газета», 21.11.2013 г. www.rg.ru «Владимир Путин встретится с Папой Римским 25-26 ноября»).
Женева-2: Иран сохранит свою ядерную программу
Конференция в Женеве стартовала 21 ноября. За день до этого 20 ноября прошла встреча Владимира Путина с Биньямином Нетаньяху, во время которой президент России подтвердил, что позиция Москвы в переговорах с Тегераном не изменилась.
21 ноября встретились глава МИД Ирана Джавад Зариф и Кэтрин Эштон, представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности. До этого заместитель Джавада Зарифа Аббас Арагчи встретился с замгоссекретаря США по политическим вопросам Уэнди Шерман, а также с представителями Франции, Великобритании и Германии.
Абасс Арагчи во время встречи настаивал на том, что обогащение урана не должно приостанавливаться. Также он выразил надежду на то, что другие участники переговоров смогут повлиять на Париж с его преувеличенными требованиями. Напомним, что в ходе переговоров Франция потребовала прекратить обогащение урана до 20%, снизить уже существующие запасы и, кроме этого, отменить запуск практически завершенного ядерного объекта в Араке («Коммерсант», 22.11.2013 г. www.kommersant.ru «Иранскому атому готовят прорыв», Сергей Строкань).
В ночь с 23 на 24 ноября участники конференции в Женеве (Китай, Великобритания, Россия, Германия, США, Франция) пришли к договоренности. Теперь Иран обязан снизить активность своей ядерной программы, открыть полный доступ к ядерным объектам для экспертов, что позволит удостовериться в мирной направленности иранских исследований. В ответ международное сообщество ослабит существующие эконмические санкции, которые ранее были введены в отношении Тегерана.
По мнению премьер-министра Израиля Биньямина Нетаньяху, такой исход переговоров является не чем иным, как «исторической ошибкой». Позиция Тель-Авива на протяжении всего диалога оставалась неизменной ― Иран не должен иметь своих ядерных технологий. В телефонных переговорах с Нетаньяху Барак Обама также выразил свое скептическое отношение к утверждению Тегерана о мирной направленности его ядерной программы («Эксперт», 25.11.2013 г. www.expert.ru «Удовлетворить всех»).
Согласно заявлению пресс-службы Кремля, достигнутые в ходе женевской конференции договоренности включают в себя поэтапное введение мер, обеспечивающих безопасность мирной ядерной программы Тегерана. Разработанный план действий, по словам президента РФ Владимира Путина, также подразумевает контроль со стороны МАГАТЭ («ИТАР-ТАСС», 24.11.2013 г. www.itar-tass.ru «Путин: Результат встречи Ирана и «шестерки» в Женеве ― это выигрыш для всех»).
Соглашения между Россией и Вьетнамом
Незадолго до визита Владимира Путина в Ханой, который состоялся 12 ноября, во вьетнамских средствах массовой информации была опубликована статья президента России. В ней говорилось о возможности создания зоны свободной торговли (ЗСТ) между Вьетнамом и участниками Таможенного союза. Также сообщалось, что к 2020 году планируется увеличить товарооборот между Россией и Вьетнамом до $10 миллиардов. Сегодня товарооборот между странами равен $3,66 миллиардам.
У взаимоотношений России и СРВ длинная история, и, не смотря на перемены, которые претерпели политические режимы в обеих странах, их диалог все это время не прекращался («Эксперт», 11.11.2013 г. www.expert.ru «Братья навек?»).
На встрече во Вьетнаме был подписан ряд документов. К ним относится, в том числе, соглашение, которое дает возможность Вьетнаму получить технологии создания прорезиненной ткани на шелковой основе и специального комбинезона из нее для того, чтобы самостоятельно ухаживать за телом Хо Ши Мина. Но эта сделка носит скорее символический характер.
Основные договоренности касаются энергоресурсов. Так, «Газпром» подписал договор о создании российско-вьетнамской компании по производству газомоторного топлива. «Роснефть» также не упустила возможности наладить международное сотрудничество и заключила два соглашения, которые касаются «геологической разведки и добычи углеводородов на шлейфе Печорского моря» («Коммерсант», 13.11.2013 г. www.kommersant.ru «Ханоев ковчег», Андрей Колесников).
В ходе визита Владимира Путина во Вьетнам были подписаны также соглашения о военном сотрудничестве, меморандум о взаимопонимании между Министерством образовании и науки России и Министерством образования и технологий Вьетнама. Также был ратифицирован документ, касающийся экологии и природных ресурсов.
Другим важным решением стало подписание программы сотрудничества в сфере медицины и здравоохранения, которая начнет действовать в 2014 году и будет продолжаться до 2016 года («РИА Новости», 12.11.2013г. www.ria.ru «Россия и Вьетнам подписали ряд совместных документов», Ханой).
Сенатские реформы в США
Отныне Сенат Конгресса США сможет решать кадровые и некоторые другие вопросы решением простого большинства, хотя ранее это требовало 60 голосов из 100. С тактической точки зрения, это стало победой демократов ― их в Сенате на сегодняшний день 55 из 100. Но в будущем это может обернуться против них, так как уже сейчас рейтинг их лидера Барака Обамы сократился до 37%.
По мнению Дмитрия Суслова, специалиста Центра комплексных европейских и международных исследований ГУ ВШЭ, эта ситуация в дальнейшем может усугубить и без того прохладные отношения республиканцев и демократов. Вполне вероятно, что уже со следующих выборов (ноябрь 2014 года) в Сенат большинство будут составлять республиканцы. Они будут вправе использовать новшество и принимать различные решения, не обращая внимания на оппонентов.
Стоит отметить, что до недавнего времени республиканцы, пользуясь «правилом 60 голосов», уже успели заблокировать более 30 назначений, исходящих от президента Обамы. («Известия», 22.11.2013 г. www.izvestia.ru «Американские законодатели блокировали «тактику затягивания»», Мария Горковская).
Процедура голосования в сенате США по ключевым вопросам была изменена 21 ноября. По мнению Барака Обамы, прежняя система мешала развитию демократии в стране и решению многих насущных проблем. Так, по словам президента, республиканцы чинили препятствия для принятия закона, гарантирующего женщинам достойную оплату труда, тормозили миграционную реформу, блокировали законопроекты по контролю за оборотом оружия.
До изменения системы голосования в Сенате, помимо «правила 60», была в ходу «флибустьерская» тактика (филибастер). Метафора имеет отношение к пиратам (вольный, свободный). Имеется в виду противодействие нормальной работе заседания путем его бесконечного затягивания, непрерывным внесением поправок или даже произнесением многочасовых речей (прерывать сенаторов было не принято).
Демократы и республиканцы грозили друг другу отменой филибастера на протяжении многих лет, в зависимости оттого, кто располагал большинством в Сенате, но ранее не решались реализовать эту меру на практике. («РИА Новости», 21.11.2013г. www.ria.ru «Обама поддержал урезание возможностей оппозиции в сенате», Алексей Богдановский, Вашингтон).
Любопытно, что принятия самого решения (процедурного по сути) достаточно было простого большинства голосов. То есть практика филибастера и «правило 60» держались до этого времени исключительно на традиции.
После изменения порядка голосования республиканцы смогут блокировать только вопросы законодательного характера, а также назначения судей Верховного Суда. Что касается кадровых вопросов, для их решения будет достаточно большинства, которое пока составляют демократы («Аргументы и Факты», 22.11.2013г. www.aif.ru «Обама поддержал сокращение возможностей оппозиции в сенате США»).