Сегодня в США до трети населения принадлежит к evangelicals, а христианство составляет фундамент национальной культуры. В такой ситуации проповедь оказывается одним из важных элементов общественной жизни. Из нее рождается институт публичных прений, политических дебатов и телевизионных шоу. Этот формат, непривычный и плохо знакомый российскому зрителю составляет основу религиозной жизни Америки, где различные идеологии и особенно христианские церкви являются участниками конкурентного рынка идей.
Российские реалии подобной конкуренции не предполагают ни структурно, ни функционально: в условиях, например, монополии нескольких религиозных объединений на вопросы «духовно-нравственной культуры» ожидать появления фигуры публичного проповедника практически невозможно. Однако герой появился там, где его не ждали. Отправленный «за штат» священник, актер и писатель Иван Охлобыстин выступил в необычном для русской культуры амплуа – публичного проповедника, избрав единственно возможный для него формат «священнодействия» – проповедь.
И если для православной традиции проповедь является факультативной частью богослужения, даже не зафиксированной в каноне церковных служб, место для нее приходится практически «выкраивать», то для протестантского мира проповедь оказывается чуть ли не главной частью молитвенных собраний и даже интерпретируется как возможность единения общины во Христе. Если взглянуть на выступление о. Иоанна через призму американского института публичных проповедей, то оно приобретает совсем иные оттенки.
Для культурного пространства Америки после ряда «Великих пробуждений» проповедь – это больше, чем просто часть церковных практик. Дав толчок развитию многих форм публичных выступлений, проповедь создает пространство коммуникации с новыми возможностями и функциями. Она начинает играть роль психотерапевта, политического агитатора, семейного консультанта, комедианта, друга, отца и матери. И все в одном лице.
Три типа «евангельских христиан»
В самом общем виде «евангельских христиан» (evangelicals) можно разделить на три большие группы: традиционалисты, центристы и модернисты. Первых отличает строгое следования классическим протестантским идеям и принципам (таким как оправдание верой, абсолютный авторитет Писания, всеобщее священство и т.п.), которое дополняется крайней степенью политизированности. В результате эта группа формирует политическое направление, или даже движение, которое часто маркируется как «правые христиане» (the Christian right), поддерживающие многие фундаменталистские идеи и выступающие за активное участие христиан в политической жизни Америки и обустройства порядка в мире. Центристы также весьма консервативны в вопросах веры и морали (таких как однополые браки, аборты, религиозное образование, эволюционная теория и т.п.), однако, в отличие от традиционалистов, стараются избегать прямого участия в политической деятельности и воспринимают ее как вторичную по отношению к исполнению и проповеди Евангелия. Две первые группы приблизительно равны по численности и составляют до 4/5 от общего числа «евангельских христиан», в то время как модернисты представляют меньшинство, которое более свободно и открыто в расстановки акцентов в вопросах веры.
Из наиболее заметных и характерных традиционалистов можно выделить Пэта Робертсона (Pat Robertson) – медиамагната и телеевангелиста, владельца компании CBN (the Christian Broadcasting Network) и целого ряда христианских организаций и корпораций, занимающихся преимущественно производством медиаконтента. Робертсон оставил церковное служение ради карьеры политика и даже участвовал в праймериз: в 1988 году от выдвигался от Республиканской партии, но проиграл Джорджу Бушу-старшему. После этого он продолжил активно заниматься развитием своей христианской медиаимперии, активно поддерживая идеи примата христианских идей в политике. В настоящий момент он является одним из наиболее влиятельных представителей консервативного христианства США.
К центристам можно отнести таких заметных проповедников как Рик Уорен (Rick Warren) и легендарный Билли Грэм (Billy Graham). И если аудитория Рика Уоррена – это, в первую очередь, молодое поколение христиан и пасторов, для которых он является настоящим образцом общения с нецерковной молодежью, то проповеди Билли Грэма направлены на самые разные социальные и возрастные группы: по некоторым оценкам его суммарная аудитория превысила 2 миллиарда человек. Однако, несмотря на разницу потенциальных слушателей, этих проповедников объединяет строгое следование фундаментальным нормам библейской морали (осуждение гомосексуальных браков, абортов, и т.п.) при отказе активно вмешиваться в политическую жизнь страны.
Среди модернистов можно выделить Брайана МакЛарена (Brian McLaren), который является одним из основателей и наиболее активных участников движения «emerging church», постмодернистского взгляда на церковь как пространства коммуникации для распространения Евангелия. В рамках такой коммуникации невозможна открытая конфронтация и критика чужих взглядов, но всячески поощряется диалог через взаимную деятельность, в первую очередь, миссионерского и благотворительного характера. Так, в частности, МакЛарен всегда уклоняется от прямого публичного ответа на вопрос о допустимости гомосексуальных отношений, чтобы, по его словам, не повредить никакой стороне спора. То же касается и других острых вопросов, за исключением разве что всевозможных новых технологий, использование которых МакЛарен всячески приветствует, будучи и сам их активным пользователем.
Три формата проповеди
Помимо содержательных вопросов проповеди большое значение имеет и медиаформат, в котором она предлагается. В конечном счете, их всего три: радио, интернет и телевидение.
Первое – радио – наиболее ранний формат для проповедей, однако до сих пор сохраняющий свою популярность. Многие из популярных проповедников ведут одну или несколько передач на радиостанциях, как проповеднической направленности, так и светского характера. Из наиболее заметных радиопроповедников можно выделить Чака Суиндола (Charles «Chuck» Swindoll) с его программой «Insight for Living» и Джона МакАртура (John MacArthur), ведущего передачи «Grace to You». Этот формат ориентирован в первую очередь на возрастную аудиторию и потому для него характерна скрупулёзная библейская экзегеза, вплоть до подробного разбора каждого слова в отдельном стихе Евангелия или иного библейского текста.
Те проповедники, которые обращаются преимущественно к молодой аудитории и жителям крупных городов (в особенности восточного побережья), чаще используют подкасты (например, в iTunes) и всевозможные новые медиа (микроблоги, социальные сети и т.п.). К их числу относится Энди Стэнли (Andy Stanley), автор книги «Communicating for a Change», активный новатор в области новых форм церковной проповеди, манеру которого активно копируют молодые пасторы, и Тим Кэллер (Tim Keller), основатель одной из крупнейших церквей в Нью-Йорке и создатель одного из самых популярных проповеднических подкастов в iTunes.
Однако наиболее популярной формой проповеди на протяжении последних нескольких десятков лет остается телеевангелизация, которая уже давно перешагнула формат частных передач и дала толчок к появлению самостоятельных телевещательных сетей. В настоящий момент в США существуют сотни подобных сетей, но наиболее влиятельными являются две: первая – это уже упоминавшаяся The Christian Broadcasting Network (CBN) – фундаменталистская телевизионная сеть, созданная Пэтом Робертсоном и активно продвигающая идеи «правых христиан». Вторая – это The Trinity Broadcasting Network (TBN) – крупнейшая христианская телевизионная сеть в Америке, основанная супругами Полом и Дженис Крауч (Paul & Jenice Crouch), в вещательной сетке которой находят место передачи самых разных деноминаций: не только протестантов и католиков, но и мессианских евреев. Среди телеевангелистов TBN числятся такие популярные проповедники как Бенни Хинн (Benny Hinn) и Джоэль Остин (Joel Osteen), создающие из своих выступлений настоящее шоу, так и яркие представители афроамериканских христианских групп – Эдди Лонг (Eddie long) и Ти Ди Джейкс (T.D. Jakes).
Телеевангелисты, такие как упомянутые выше четверо, в большинстве своем являются последователями, так называемой, теологии процветания (Prosperity Gospel или Prosperity Theology) – протестантской идеологии, насчитывающее, по некоторым оценкам, свыше 10 миллионов последователей, в основе которой лежит идея того, что Бог заинтересован в финансовом и материальном благополучии христиан, и потому успех в карьере и семье является необходимым и естественным свидетельством христианской жизни. Оборотной стороной теологии процветания, которая часто подвергается критике, является представление о необходимости постоянных пожертвований церкви, которые являются залогом финансового благополучия верующих.
Охлобыстин и «доминионизм»
Если попытаться представить себе, что о. Иоанн Охлобыстин оказался бы в пространстве американской культуры, то он, несомненно, воспринимался бы как один из этих проповедников. Ничего выдающегося в таком случае в его выступлении на стадионе в Лужниках бы не было, более того по многим позициям он бы просто проиграл. Он не смог бы тягаться с Джоэлем Остином в организации шоу и его разнообразии, проиграл бы в ораторском искусстве Бенни Хинну и Ти Ди Джейксу, не смог бы сравниться с ясностью и последовательностью в изложении идей с Риком Уорреном.
Однако, если отвлечься от формальной части и посмотреть на содержание речи о. Иоанна, то, несомненно, его «Доктрина-77» имеет очень много общего с позицией группы «традиционалистов», таких как Пэт Робертсон. И более того она точно подходит к позиции «правых христиан» и той идеологии, которую в последнее время часто описывают в американской прессе как «dominionism». Доминионизм предполагает не просто лоббирование христианских идей в политической жизни, но утверждает первенство христианского мировоззрения над любым другим и необходимость его доминирования в США и во всем мире. Идея отталкивается интерпретации библейской заповеди Адаму и Еве, данной Богом в Эдемском саду: «and have dominion over the fish of the sea, and over the fowl of the air, and over every living thing that moveth upon the earth» (Быт. 1:28).
Внимание к доминионизму в США усиливается раз в четыре года, с приближением очередных президентских выборов, начиная с 1988 года, когда в предвыборной гонке участвовал Пэт Робертсон. Одни кандидаты используют тему «превосходства христиан» для дискредетации оппонентов, другие – для привлечения колоссального электората консервативно настроенных христиан. В 2008 году предположительная связь Сары Пейлин с доминионистской церковью The New Apostolic Reformation сыграла против нее; в праймериз 2012 года Рик Перри уже попытался привлечь NAR на свою сторону.
Теперь и в России, похоже, появился свой dominionism. Христианский. Фундаменталистский. Аккурат к выборам. Случайность?
Terra America рекомендует в качестве музыкального сопровождения к статье: