От редакции: В пятницу на прошлой неделе Барак Обама объявил о назначении нового посла США в Пекин. Если его кандидатуру утвердит Сенат, то новым посланником Вашингтона станет сенатор-демократ от штата Монтана Макс Баукус. Он не является ни кадровым дипломатом, ни признанным специалистам в международных вопросах. Зато он хорошо известен как экономический эксперт, специализирующийся на Юго-Восточной Азии. Агентство Associated Press рекомендует его как человека с огромным опытом переговоров с китайскими коллегами «по вопросам снятия торговых барьеров и достижения финансовой прозрачности». С этим нельзя не согласиться – Баукус был одним из активных сторонников включения Китая в ВТО.
Это назначение произошло на фоне обмена колкостями между Пекином и Вашингтоном по поводу состоявшегося еще 5 декабря инцидента в Южно-Китайском море между кораблями ВМС США и КНР. Тогда американский ракетный крейсер Коупенс чуть было не столкнулся с кораблем, сопровождавшим китайский авианосец «Ляонин». Этот инцидент был подтвержден официально лишь на прошлой неделе, после чего последовал обмен «любезностями» в прессе. США назвали поведение китайских ВМС «безответственным», а Пекин обвинил Вашингтон в намеренном нагнетании напряженности у берегов Китая. Правда, в англоязычном сообщении «Синьхуа» помимо этого содержался призыв к ясным договоренностям в военной сфере и упрочению доверия между двумя странами. Так или иначе, но токийское интернет-издание The Diplomat расценило исход противостояния в Южно-Китайском море как однозначную победу Китая: «Бесспорно, это очко в пользу китайского лидерства».
В субботу пришла очередь Японии, теперь уже она была обвинена «в нагнетании напряженности» из-за принятого накануне бюджета страны на 2014 год, согласно которому расходы на оборону возрастут на 2.2% и составят почти 46 миллиардов долларов. Военное ведомство Китая припомнило Японии не только спорные территории, но и ее агрессивные действия в ходе Второй Мировой войны.
Одним словом, обстановка в регионе далека от спокойной. Несмотря на заявления администрации Обамы, что «тихоокеанский разворот» в ее внешней политике не направлен на сдерживание Китая, Поднебесная явно приготовилась к тому, чтобы такому сдерживанию противодействовать, причем противодействовать именно сейчас, когда США, благодаря ирано-американской разрядке, высвободили силы и средства для того, чтобы сосредоточить все свое внимание на АТР.
Надо отметить, что в ходе обсуждения темы Pacific Pivot мнения, высказанные на портале Terra America, разошлись. Наши отечественные авторы склонны считать «сдерживание Китая» реальной политикой, проводимой в связи с экспансией китайского присутствия в мире. Им вторит известный стратег Эдвард Люттвак.
А вот наш сегодняшний собеседник, президент Института экономической стратегии и консультант Экспортно-импортного банка США, Клайд Престовиц не только считает «сдерживание» неверным термином, но и выступает против «тихоокеанского разворота» как такового. С его точки зрения, решение проблем региона лежат в плоскости дипломатии и экономического сотрудничества. Возможно, именно поэтому на пост посла в КНР и был выдвинут Макс Баукус.
* * *
– Уважаемый господин Престовиц, связываете ли Вы «тихоокеанский разворот» с успехами в нормализации отношений с Ираном?
– Я не думаю, что это взаимосвязано. Возможно, здесь какая-то событийная логика и есть, но я для себя эти два вопроса между собой не связываю.
– То есть, Вы не заметили за последние два года дефицита внимания к Азиатско-Тихоокеанскому региону из-за сосредоточенности Белого Дома на ближневосточных проблемах?
– Нет, я бы так не сказал.
– Хорошо. А с какими сложностями сталкиваются США в АТР?
– Я думаю, главная сложность – это экономическая конкуренция. У США существенный дефицит торгового баланса с Азией, особенно с Китаем, и улучшение конкурентоспособности экономики США, промышленности США, на мой взгляд, является наиболее важной задачей. Это во-первых. Во-вторых, безусловно, растущая мощь Китая. Как вы знаете, недавно Китай объявил о новой опознавательной зоне ПВО. Это было неожиданно, никто не знал, что это произойдет, и это вызывает много вопросов о том, будут ли у Китая появляться больше таких зон, как это отразится на туризме и транспортном сообщении в регионе.
Так что вопросов, связанных с тем, как вести дела с Китаем, достаточно много. Это важный вопрос и для Японии. У Японии не только экономические проблемы. Между Китаем и Японией имеются довольно серьезные разногласия. Отношения между Китаем и Японией, а также между Японией и Кореей очень напряженные. И Корея, и Япония являются союзниками Америки. Поэтому вопрос о том, как сохранить стабильность и готовность Японии к сотрудничеству, также очень важен. На мой взгляд, этого вполне достаточно, чтобы Госсекретарь США не сидел, сложа руки.
– Вы упомянули опознавательную зону ПВО. Почему она, на Ваш взгляд, появилась именно сейчас?
– О, если бы я знал! Вы задаете очень хороший вопрос, и я очень бы хотел, чтобы у меня был такой же хороший ответ на него. Но, увы, у меня его нет. Уже давно обе страны имеют исторические притязания на маленький остров[1], которым Япония управляла с 1972 года. Очевидно, что китайцы бросают им вызов, но почему они сделали то, что сделали, именно сейчас, я не знаю.
– А Северная Корея? Если говорить о задачах внешней политики США в регионе, представляет ли она значительную проблему или она не столь важна?
– Да, она представляет собой довольно серьезную проблему. Это большая проблема для Южной Кореи, большая проблема для Китая и Японии. В определенном смысле, Северная Корея имеет меньшую значимость для США, но поскольку Америка несет ответственность за оборону Кореи и Японии, для нее она также становится объектом пристального внимания. Я не думаю, что кто-то знает, что на самом деле происходит в Северной Корее, поэтому довольно сложно разработать разумную политику в ее отношении.
– Если вернуться к Китаю… Какова стратегия администрации Обамы в отношении этой страны? «Сдерживание Китая» – это просто образное выражение или все-таки реальная политика?
– Я думаю, это образное выражение. Я не вижу каких-либо действий со стороны Америки по такому сдерживанию. На мой взгляд, политика Обамы заключается в нахождении способов мирного сосуществования с Китаем и вариантов интеграции. США и Китай заключают большое количество торговых соглашений. США делает большие инвестиции в Китай, Китай начинает делать инвестиции в США. Страны достаточно интегрированы, и этот процесс продолжается. Поэтому, на мой взгляд, политика Обамы основывается просто на сохранении стабильных отношений между двумя странами, при которых население обеих стран будет получать выгоду от торговли и инвестиций. Разумеется, по мере того, как влияние Китая в регионе растет, неизбежно возникают конфликты, подобные спору вокруг островов Сенкаку, и тут политика Обамы, как мне кажется, направлена на мирное разрешение этих споров, путем переговоров и арбитража, чтобы избежать крупных конфликтов с Китаем.
– А как изменилась ситуация для Китая в связи с «тихоокеанским разворотом»? Как Вы думаете, не захочет ли Китай положить конец влиянию США в регионе?
– Нет, я так не думаю. И я, на самом деле, не считаю, что ситуация для Китая сильно изменится. Я думаю, Китай устраивает, что США имеют большое влияние в регионе. С точки зрения Китая, США сдерживает Японию и, вероятно, Южную Корею от реализации угроз в его адрес. Военно-морской флот США патрулирует западную часть Тихого Океана и Южно-Китайское море и следит за поставками нефти и сырья в Китай. Я думаю, Пекин понимает это и будет очень обеспокоен, если США вдруг решат уйти из региона.
– Какую роль, на Ваш взгляд, играет Россия в Азиатско-Тихоокеанском регионе? Есть ли у нее здесь союзники? Известный аналитик Фиона Хилл в своей недавней статье в Foreign Affairs говорит о том, что Россия и Япония вместе имеют достаточный потенциал, чтобы изменить баланс сил в регионе. Вы согласны с этим утверждением?
– У меня нет глубокого понимания целей и задач России в АТР. Россия никогда не играла здесь активной роли. Разумеется, она присутствует в регионе, у нее есть потенциал стать более активным игроком, чем она была до этого, но в настоящий момент, на мой взгляд, всё вращается вокруг Китая, Японии, Кореи и стран Юго-Восточной Азии.
Что касается того, могут ли Япония и Россия изменить баланс сил… Я не читал статью, но Россия – ядерная держава, у Японии большой потенциал, поэтому если бы союз Японии и России появился, он, безусловно, оказал бы значительное влияние на баланс сил. Однако из того, что я вижу, я могу предположить, что Россия скорее стремится завязать более тесные отношения с Китаем. Есть Шанхайская группа, в которой состоят Китай, Россия, Белоруссия и другие, и все они неким образом противостоят влиянию США. Поэтому я несколько скептически настроен относительно возможности российско-японского альянса. Но, конечно, в политике нет ничего невозможного.
– Видите ли Вы какие-либо альтернативы стратегии «разворота» во влиятельных кругах Америки? Есть ли группы, которые продвигают другой подход к политике в регионе?
– Конечно! Например, я принадлежу к такой группе. Мы считаем, что для США было бы лучше играть более пассивную роль в АТР. Кроме того, есть много американцев, которые не видят никакой опасности в регионе. Они не верят в то, что Китай собирается напасть на США, они не верят в то, что Китай собирается напасть на Японию. Многие из нас думают что, поскольку от Китая, на самом деле, не исходит никакой угрозы в адрес США, необходимости в так называемом «развороте» нет.
– В таком случае могут ли возникнуть разногласия между теми, кто выступает за приоритетность Ближнего Востока для внешней политики, и теми, кто более приоритетным считает Азиатско-Тихоокеанский регион? Как Вы считаете, может ли возникнуть некое противостояние на эту тему, может быть даже раскол по партийной линии?
– Я так не думаю. Я думаю, Ближний Восток будет оставаться важным фокусом политики США. Равно как и Азиатско-Тихоокеанский регион. Я здесь не вижу никакого потенциального конфликта.
– Это потому, что Азиатско-Тихоокеанский регион в будущем не станет настолько важен для США?
– Нет, Азиатско-Тихоокеанский регион важен. Но США – большое государство и может одновременно решать вопросы и Азиатско-Тихоокеанского региона, и вопросы на Ближнем Востоке. И то, и другое имеет одинаково высокий приоритет.
Беседовала Юлия Нетесова
[1] Имеется в виду спорный архипелаг Сэнкаку/Дяоюйдао (прим. ред.).