От редакции: В преддверии встречи президента России и Папы Франциска I портал Terra America публикует серию материалов о новом Понтифике. Является ли он «либеральным Папой» или, будучи консерватором, стремится к более откровенному разговору с миром? Каковы его взгляды на чувствительные социальные вопросы и международные отношения? Насколько отставка его предшественника стоила репутации и социально-политического влияния Святому Престолу и лично новому Понтифику? Способен ли он вдохнуть новую жизнь в Католическую Церковь и стать ее новым лицом? Наконец, чего ожидать от встречи Владимира Путина и Папы? Об этом мы побеседовали со старшим аналитиком независимого католического издания National Catholic Reporter отцом Томасом Ризом. Отметим, что о. Томас, как и Папа Франциск I, является иезуитом.
* * *
― Отец Томас, совсем скоро Папа Франциск I встретится с Владимиром Путиным. По Вашему мнению, это будет рутинная встреча Папы с главой другого государства, или нам следует ждать чего-то большего?
― Сложно сказать… Я бы не ждал каких-то чудес, однако ведь мы уже далеки от времен холодной войны. Дипломаты Ватикана ― реалисты. Они не видят в Путине ни ангела, ни демона. Они будут рады возможности работать с ним вместе над мирным урегулированием в Сирии и на Ближнем Востоке в целом. Вместе с тем, они знают, что у Путина есть и своя политическая повестка. В Ватикане также надеются на то, что эта встреча послужит улучшению отношений с Русской Православной Церковью. Возможно, даже состоится встреча Патриарха и Папы в какой-нибудь третьей нейтральной стране. Я не думаю, что Папа поедет в Россию, даже если Путин его пригласит. Такой визит невозможен, пока оба, Путин и Патриарх не пригласят его.
― Нас в России удивило и порадовало письмо, которое Папа направил президенту Путину по поводу ситуации вокруг сирийской гражданской войны, осуждающее любое внешнее военное вмешательство. Можем ли мы сказать, что в этот момент родился еще и новый Папа-миротворец, который будет и дальше нести миротворческую миссию во все регионы мира? В связи с этим ― насколько велики силы и возможности Святого Престола для миротворчества? Какую роль Церковь может сыграть в прекращении конфликтов, подобных сирийскому?
― И Иоанн Павел, и Бенедикт выступали против войн в Персидском заливе. Святой Престол всегда поддерживал мирный процесс на Ближнем Востоке, однако эта поддержка немногим больше, чем возможность для сторон услышать голос морали. У Ватикана длительная история сотрудничества с разными странами мира в областях, где позиции сторон совпадают или близки, даже тогда, когда наши мнения расходятся по другим вопросам. Ватикан не разделяет мир на добрых и злых парней, как это делают американцы.
― Насколько, на Ваш взгляд, повлияла добровольная отставка Папы Бенедикта XVI на мировой престиж и влияние Ватикана? Будет ли в связи с этим новый Папа Франциск I заведомо более слабой фигурой на международной арене, чем его предшественники?
― Отставка Папы Бенедикта повлияла на репутацию Ватикана ― в положительном ключе. Мы увидели, что высшее лицо Церкви отдает себе отчет в том, что современная медицина может долго поддерживать тело человека живым уже после того, как он будет не в состоянии выполнять тяжелый труд Папы. Бенедикт XVI показал себя скромным лидером, который ставит нужды Церкви выше собственной власти, славы и статуса.
― Можно ли сказать, что Папа Франциск продолжит консервативную линию Иоанна Павла II и Бенедикта XVI? Или его скорее можно назвать либералом? Что можно сказать о политике нового Папы после его первых восьми месяцев в Риме?
― Знаете, термины «либерал» и «консерватор» больше сбивают с толку, нежели что-то проясняют, когда мы говорим о Католической Церкви. Католические иерархи, включая пап, склонны быть либералами в вопросах социальной справедливости и равенства, но они весьма консервативны в вопросах сексуальной ориентации и абортов. Я бы сказал, что в экономической сфере они левее либеральных демократов в США, но солидарны с республиканцами в их противодействии легализации однополых браков и абортов.
Что же касается Франциска I, то я бы отметил два его важных отличия от предшественников.
Во-первых, его подход более пасторский. Иоанн Павел II и Бенедикт XVI выступали слишком академично, вели себя, как учителя ― какими они и были в их предшествующей жизни. Папа Франциск вместо того, чтобы проводить время со студентами, которые назубок выучат каждое его слово, провел большую часть своей карьеры на улицах бедных кварталов и в домах обездоленных необразованных людей. Выражая свои мысли, он приводит примеры, рассказывает притчи и использует метафоры, а не оперирует абстракциями. И он на своем примере показал, что современные люди более склонны слушать «живого» собеседника, нежели человека академического склада.
Во-вторых, Папа Франциск стремиться не к спору с людьми, не согласными с Церковью по отдельным вопросам, а к тому, чтобы донести до людей Благую Весть любви, сострадания и справедливости в позитивном ключе. Он убежден, что людей скорее привлекает Божественная красота Откровения, нежели убеждают аргументы.
― Новый Папа сделал несколько весьма примечательных заявлений, которые можно истолковать как призыв к более активному участию Святого Престола в социально-политической жизни мира. Так ли это? И действительно ли Франциск I способен вдохнуть новую жизнь, новую энергию в Церковь?
― Церковь, вообще говоря, должна держаться подальше от партийной политики и никогда не поддерживать публично кандидатов или политические партии.
С другой стороны, политика ― это инструмент, с помощью которого люди могут принимать решения, способствующие общественному благу. В этом смысле Церковь может и должна влиять на политику и участвовать в политических дискуссиях, напоминая обществу о морально-этических ценностях ― защищать жизнь, заботиться о бедных, сохранять мир и так далее. Однако у Церкви нет ни знаний, ни права выступать с какими бы то ни было программами по достижению этих целей.
Голос Церкви должен пророчески призывать к справедливости и милосердию, однако именно миряне должны найти способ, как осуществить эти призывы. Например, Церковь может и должна утверждать, что доступ к здравоохранению является правом каждого человека, но добиваться реализации этого права должны политики и эксперты. Чем более конкретным в земных делах делается учение Церкви, тем более она сдвигается к области, где возможны дебаты и должны приниматься благоразумные доводы.
― По Вашему мнению, является ли избрание Папой Франциска I своего рода выбором Ватиканом стратегической линии на межконфессиональный диалог? Будет ли такой диалог успешным, и что он будет означать для всего мира?
― Я думаю, что Папа Франциск начнет с дружеских объятий партнеров по диалогу, показывая им братскую любовь и уважение. Затем он сосредоточится на тех сферах, где мы имеем сходную позицию, дабы найти возможности для сотрудничества и начать учиться друг у друга. И только тогда, когда дружба и взаимное уважение станут нерушимыми, можно начинать говорить о разногласиях.
Беседовала Юлия Нетесова