От редакции: Отречение Папы Бенедикта XVI от Святого престола вызвало огромный резонанс в церковной и политической среде. Ссылки на преклонный возраст и необходимость «адекватного реагирования на современные вызовы» убедили далеко не всех, ведь предыдущий понтифик осуществлял свое служение до последнего дня, невзирая на все проблемы со здоровьем. Появились как конспирологические версии «смещения» предводителя всех католиков посредством «либерального заговора» в Ватикане, так и политологические спекуляции, связывающие отречение Римского Папы с последними социо-культурными событиями в католических странах, в частности, во Франции, где под давлением президента-социалиста Франсуа Оланда были легализованы однополые браки — и в этом смысле шли намеки, наоборот, на «правый заговор», призванный мобилизовать Святой престол на жесткое противодействие «левому наступлению» на Церковь.
Портал Terra America продолжает знакомить читателей с мнениями и прогнозами известных американских религиоведов, теологов и политических обозревателей. Ранее мы публиковали интервью с Джереми Лоттом, главным редактором издания Real Clear Religion. Сегодня на вопросы нашего корреспондента отвечает отец Роберт Сирико, теолог, экономист, известный политический комментатор, священник Римской Католической Церкви, основатель Института Эктона мозгового треста по изучению религии и свободы, ставящего своей целью разработку «принципов сосуществования иудео-христианской традиции и свободной рыночной экономики».
* * *
— Отец Роберт, как Вы думаете, почему Папа Бенедикт XVI отрекается от Святого престола? Считаете ли Вы, что его возраст и физическое состояние являются основными причинами такого решения?
— Да, я полагаю, что это именно так. Столетия истории минули с тех пор, когда последний понтифик отрекался от престола, поэтому люди склонны прислушиваться к конспирологическим теориям. Но любой, кто знает этого человека (Бенедикта XVI — ред.), любой, кто читал его сочинения, кто слушал то, что он говорит, очень хорошо знает, что он с самого начала считал себя физически неготовым к престолу. Папа был избран в возрасте 78 лет, он размышлял о возможности подобного исхода дел в нескольких весьма давних интервью. Думаю, что это и есть действительная причина. Он всегда был очень искренним — когда он не мог что-то сказать, он не говорил этого, но не прибегал к словам лжи.
— Считаете ли Вы, отче, что грядущая отставка как-то изменит Католическую Церковь? Я имею в виду предположения о возможных последствиях этой неожиданной отставки. Звучат предположения, что Католическая Церковь будет двигаться от консервативных взглядов к более «прогрессивным»... Что Вы об этом думаете?
— Не соглашусь. Это все политический анализ церковной деятельности, и он не имеет никакого отношения к жизни самой Церкви. Римская Католическая Церковь видит себя не так, как видит себя политическая организация или бизнес-предприятие. Политическая организация оценивает себя исходя из мнений своих избирателей, бизнес пристально следит за настроениями своих потребителей. Церковь же внимательна к Истине Евангелия, данного нам Господом Нашим Иисусом Христом, и всей целью папства является сохранение единства этой истины и любви. Так на это следует смотреть с богословской, церковной точки зрения.
Если говорить в более мирских, политизированных терминах, то не стоит забывать, что Папа Бенедикт XVI, как и его предшественник, Папа Иоанн Павел II, назначили всю Коллегию кардиналов… если быть точным, практически всю. И все эти люди имеют сходные с ним богословские убеждения.
— Следовательно, нет никаких оснований думать, что следующий Папа Римский неизбежно будет более либеральным, верно?
— Если под термином «либеральный» подразумевается человек политически или теологически либеральный, то я скажу: нет, решительно нет! А вот стиль руководства следующего понтифика, я думаю, может сильно отличаться от стиля предшественника. Ведь и между личностями Иоанна Павла II и Бенедикта XVI есть значительная разница — разными оказались и стили их правления.
— Вы упомянули, что прошло уже несколько сотен лет с момента последнего отречения папы. Это было во времена Великой Схизмы. И еще мы можем вспомнить, если я не ошибаюсь, слова Папы Павла VI, который сказал, что «Папа не может отречься». Оказывается —может. Не считаете ли Вы, что это как-то подрывает авторитет Ватикана?
— Папа Бенедикт XVI, видя свою неспособность быть выносливым и энергичным, сохранять высокую интеллектуальную концентрацию, которых требует современный понтификат, решил, я думаю, что в современном обществе глава Католической Церкви должен гораздо быстрее реагировать на требования своего времени, чем Папы предыдущих веков. Не думаю, что это как-то меняет теологию Церкви.
Давайте я так еще скажу: стать Папой Римским — это не то же самое, что стать священником. В последнем случае вас посвящают в сан на всю жизнь, на самом деле даже больше, чем на всю жизнь — вы священник во веки веков. Но Папа не является Папой навечно, он является таковым постольку, поскольку он выполняет определенную миссию, функцию. И когда он больше не может соответствовать этой функции, он может уйти. Важны две вещи: он должен сделать это свободно, и он должен объявить о своем решении соответствующим людям. Папа Бенедикт XVI выполнил оба этих условия.
— Поправьте меня, если я ошибаюсь, но в течение длительного времени внутри Католической Церкви существовало опасение, что если Папа уйдет в отставку из-за проблем со здоровьем, даже если проблемы действительно серьезные, то он создаст своего рода опасный прецедент, и позже непопулярный Папа может быть каким-то образом смещен под предлогом плохого здоровья. Есть ли такая обеспокоенность сегодня в Ватикане? И в целом, какое психологическое значение имеет нынешнее отречение?
— Ну, есть очевидная разница между отставкой и смещением. Смещение Папы Римского не предусмотрено. В каноническом праве совершенно ясно сказано, что когда он подает в отставку, ее никто не принимает. Иными словами, в Католической Церкви нет власти выше папской, так что никто не может принять его отставку. Папа сам принимает подобное решение, затем он отрекается, а уже потом Церковь начинает процесс избрания его преемника.
Что отречение Бенедикта XVI может сделать, так это создать прецедент, сделать папское отречение более представимым, поскольку мы уже были этому свидетелями, ведь до этого последний Папа Римский отрекся еще до открытия Америки.
Беседовала Юлия Нетесова