От редакции: Еще в середине ноября, когда рейтинги Барака Обама опустились до рекордно низких отметок за все его президентство, шли споры о том, есть ли будущее у Obamacare или нет. Помимо статей с названиями «Официально: Obamacare – это провал» появлялись и другие, с нотками осторожного оптимизма: «Почему Obamacare все еще может быть успешным проектом». В декабре тон публикаций изменился. Теперь уже никто не пытается убедить читателя, что новый закон «заработает». Кажется, это сегодня уже никого и не волнует.
Слева Обаму критикуют лишь за то, что его реформа «лишилась души». Так, Майкл Цукерман в газете The Atlantic на полном серьезе заявляет, что работоспособность Obamacare – дело десятое, и что просчет президента состоит в том, что он пытался заверить американцев в выгоде для них нового закона вместо того, чтобы представить его как «вопрос морали». А Алек Макджилис в New Republic не защищает саму реформу и ее воплощение, а утверждает лишь, что, несмотря на ее очевидные проблемы, «президентство Обамы еще не мертво». А на правом фланге уже рассуждают о том, как будущий президент-республиканец сможет (причем при помощи чисто технических манипуляций) отменить все положения нового закона.
Как будто американской реформы здравоохранения уже и нет вовсе – есть лишь ее политические последствия… Последствия, которые могут сказаться на выборах в Конгресс в 2014 году и выборах президента в 2016-м.
Между тем, держателям новых медицинских полисов еще предстоит встретиться с немалым количеством проблем, когда с 1 января они отправятся к своим врачам или – что будет сложнее – выбрать себе врача в случае болезни.
Сложно предсказать, чем и когда все же закончится попытка реформы здравоохранения в США образца XXI века. Но сегодня, когда основная масса аргументов уже приведена, мы можем попытаться разобраться в сути этой реформы и выяснить, почему именно она столь болезненно ударила по рейтингам Барака Обамы. Для этого мы начинаем цикл публикаций об Obamacare. Мы проследим истоки реформы, борьбу вокруг попыток лишить ее финансирования, представив при этом самые разные точки зрения. Мы также приглашаем читателей к обсуждению данной темы на нашей страничке в Фейсбуке и в дискуссионной группе.
Открывает цикл публикаций обзор нашего автора Сергея Василенкова.
* * *
Более половины граждан США больше не доверяют Бараку Обаме. 54% респондентов сомневаются в честности и лидерских качествах главы Белого Дома. Этот результат является самым негативным за весь период работы 44-го президента.
Когда 13 ноября этого года The Daily Telegraph со ссылкой на опрос, проведенный Квиннипэкским университетом, опубликовала эти данные, все ожидали неизбежного обратного хода кривой. Однако уже тогда директор Квиннипэка Тим Маллой заявил, что рейтинги подниматься «спешить» не будут.
Прошел месяц, и эти прогнозы подтвердились. Согласно данным Gallup, с тех пор рейтинг Обамы колеблется между 39 и 43% (в целом, в пределе погрешности), а анти-рейтинг стабильно превышает 50%.
При этом еще в конце октября деятельность президента считали успешной 47 % американцев. А в конце прошлого года аналогичный показатель был зафиксирован на уровне 52 %. Таким образом, впервые за время проведения подобных опросов количество негативно настроенных к Бараку Обаме респондентов значительно превысило число граждан, относящихся к нему позитивно. Более того, положительное отношение к политической системе США в целом имеется лишь у 30 % опрошенных.
Любопытно, что наибольшее падение рейтинга зафиксировано среди латиноамериканского и другого небелого населения США, которое, по многим оценкам, обеспечило ему победу в 2012 году.
Некоторые рейтинги выглядят особенно обидно для автора Change. Так, в соответствии с данными опроса, проведенного Langer Research Associates для телекомпании ABC, Обама за весь период своей карьеры получил минимальную оценку и как человек, понимающий проблемы рядовых американцев. А его рейтинг как сильного управленца просел на 15 пунктов в текущем году и на 31 пункт относительно своего самого высокого значения этого показателя сразу же после вступления в должность. Теперь только 41% американцев считает его «хорошим менеджером».
Снижение личной популярности может сыграть с политиком очень злую шутку в ходе какого-нибудь серьезного кризиса, поскольку потеря очков делает его достаточно уязвимым во всех отношениях. Кроме того, президент с низким рейтингом может подставить подножку своей партии на выборах всех уровней.
Разумеется, рейтинг Обамы не так низок, как рейтинг Джорджа Буша младшего в 2007 году – уровень доверия к республиканскому президенту, развязавшему две полномасштабных войны, не превышал тогда 30%. Но это было на исходе второго срока, за 6 месяцев до выборов, а Бараку Обаме еще работать три года, и впереди замаячили неприятные перспективы полностью оппозиционного Конгресса.
Более того, как отмечает The Weekly Standard, уже давно не было такого, чтобы по всем пяти ключевым показателям (одобрение деятельности, честность, экономические результаты, управленческие качества и личное доверие) рейтинг оказался негативным. Вот что пишет Фрэд Барнз:
«У президентов редко все пять показателей падают или поднимаются одновременно. Президент Джордж Буш-младший имел низкий рейтинг одобрения, но считался сильным лидером. Биллу Клинтону не доверяли, но предпринимаемые им действия одобряли. Джимми Картеру, наоборот, доверяли, но он провалил рейтинг одобрения и считался слабым менеджером. Индексы Обамы упали все вместе, и изменение тенденции представляется крайне маловероятным».
На рейтинг 44-го президента повлияло несколько факторов, но несомненно главный из них – реализация «Заботы Обамы», Obamacare, наиболее масштабной с 60-х годов реформы здравоохранения США, которая инициирована Обамой и его окружением и считается основным достижением его президентства.
Как показывают опросы Gallup, каждый четвертый американец, не имеющий медицинской страховки (а это главная целевая аудитория реформы), не собирается ее приобретать и готов платить положенный по закону штраф. Более того, молодые американцы (а это электоральная база Обамы) менее всего осведомлены о реформе. Впрочем, среди наиболее информированных о новом законе граждан наблюдается и набольших процент его противников (59%).
* * *
На протяжении последних 30 лет расходы на здравоохранение в Штатах стремительно увеличиваются, при этом, к сожалению, каких-либо явных предпосылок для улучшения качества предоставляемых услуг не наблюдается. Стоимость медицинской страховки растет год от года, в результате чего увеличивается и число незастрахованных американцев.
Ситуация на рынке страховых услуг также оставляет желать лучшего. Сегмент характеризуется высоким уровнем монополизации, что ведет к снижению уровня мобильности трудовых ресурсов. Но это еще полбеды, бич современных американцев – самая настоящая дискриминация пациентов. Люди чувствуют соответствующее отношение как до, так и после подписания договора страхования. Но самое страшное – участившиеся случаи отказа в выплатах по страховым случаям.
Действующие с середины прошлого века программы Medicaid и Medicare также стремительно дорожают, являясь одними из главных причин запредельных показателей дефицита бюджета государства.
В результате самая влиятельная держава в мире получает медицинскую систему, в которой взаимодействие государства и частных структур (а это и клиники, и страховые компании) организовано не лучшим образом. Несмотря на колоссальные финансовые вливания в отрасль, администрация Штатов не имеет реальных рычагов воздействия на происходящее, не может контролировать цены на услуги и уровень издержек, касающийся закупки препаратов. Полное соответствие клиник высоким стандартам обходится слишком дорого, а малоимущие слои населения оплачивать медицинские услуги просто не в состоянии. Таким образом, США является одним из немногих развитых государств, всеобщая медицинская система у которого отсутствует как таковая.
А теперь представьте, что на фоне всего этого безобразия появляется новый президент и дает обещание провести реформу, которая спасет отчаявшихся было поправить свое здоровье американцев. Высокие показатели доверия со стороны населения в начале карьеры в таком свете выглядели вполне логичными.
Что же произошло с течением времени?
Основной целью новой медицинской реформы было и остается максимальное сокращение числа граждан, не имеющих медицинской страховки. При этом большая часть из этой категории населения должна приобрести полис в будущем году в принудительном порядке. Иначе – штраф. Но и стоимость страховки по новым правилам также возросла. Более того, сузился выбор планов медицинского страхования, а к такой гибкости застрахованные американцы привыкли.
В результате возможности получить медицинскую страховку лишается приблизительно 5.4 миллиона человек. И все это несмотря на то, что для бедных американцев в бюджете запланированы специальные субсидии. Помимо упомянутого удорожания страховки, проблема заключается еще и в вердикте Верховного суда, разрешившего практически половине штатов не расширять программу медицинской помощи малоимущим Medicaid. Вердикт верховного суда позволил обойти даже требования федерального законодательства. Так в США появилась особая прослойка людей, которые не настолько бедны, чтобы претендовать на получение помощи, но и не имеют соответствующего уровня достатка, позволяющего купить страховку самостоятельно или (для некоторых категорий граждан – например, студентов) получить субсидию на страхование.
На текущий момент расширение Medicaid приостановлено в 24 штатах из 50.
Согласно последним данным, обнародованным пресс-службой Белого Дома, из 5.4 миллионов американцев, которые не получат страховку, 1.2 миллиона. проживают в Техасе, 848 тысяч во Флориде, 478 тысяч в Джорджии и 377 тысяч в Северной Каролине. При этом в тех штатах, которые продолжили расширение программы по получению медицинской страховки малообеспеченным американцам, страховые дотации получат до 4.6 миллионов человек.
Расширение Medicaid – лишь одна из череды проблем, возникших в результате внедрения новой реформы здравоохранения. До сих пор недостаточно стабильно работает ресурс Healthcare.gov, стартовавший в октябре этого года. На сайт была возложена важнейшая миссия – стать биржей по выдаче медицинских страховых полисов, стимулировать конкуренцию, что позволило бы снизить цены на страховку. Миссия эта была с треском провалена.
Помимо этого, представители республиканской оппозиции не устают предпринимать попытки по блокировке отдельных аспектов Affordable Care Act (АСА). Одна из таких попыток по сворачиванию реформы в октябре текущего года стала причиной жесткого бюджетного противостояния в Конгрессе, в результате чего ряд государственных учреждений закрылись на две недели.
Общественное мнение также подогревается авторитетными экспертами, работающими в медицинской сфере. Так, достаточно популярный в Штатах общественный деятель и не менее широко известный в недалеком прошлом нейрохирург Бен Карсон, уже известный своей критикой политики Обамы, недавно заявил, что Obamacare – худшее событие в истории страны, уступающее по масштабам своих последствий лишь рабству. Из уст чернокожего активиста, прославившегося спасением детей от ранее неизлечимых недугов, это звучит зловеще.
Как реагирует на все происходящее президент?
Неужели он и его команда просто остаются сторонними наблюдателями, занявшими пассивную позицию, в то время как их главная реформа, а также все мыслимые и немыслимые рейтинги летят в тартарары? Конечно же, нет. Попытки спасти новый проект в сфере здравоохранения предпринимаются достаточно активно, но пока что они недостаточно эффективны.
Обеспокоенный взрывом недовольства, Обама решил внести в свою программу некоторые коррективы. В частности, владельцам старых страховых полисов было позволено еще на год сохранить свои страховые планы, даже если они не соответствуют новым и более строгим стандартам АСА (сторонники Обамы говорят, что эти стандарты более высокие, республиканцы утверждают, что они кабальные для пациентов).
Основная проблема заключается в том, что страховые компании уже целый год готовились к введению в действие Obamacare и многим своим клиентам сообщили о невозможности продления старых планов. Теперь закон обязывает их всё откатить назад, и это вызвало повторную волну недовольства. В сложившейся ситуации у президента появляется возможность свалить всю вину на страховые компании, однако подобный ход вряд ли добавит ему очков, учитывая, что на протяжении последних двух лет Барак Обама неоднократно заявлял о том, что при желании любой американец может сохранить имеющийся у него страховой план. Последнее утверждение президента уже названо самой большой ложью Obamacare.
Многие представители среднего класса, «не дотягивающие» до получения субсидии, в буквальном смысле не знают, что им делать с растущими ценами на страховые полисы. На этом фоне республиканцы требуют свернуть АСА, и даже демократы, с учетом перспектив на 2014 год, начинают также потихоньку дистанцироваться от нового законопроекта.
Более того, лидер большинства демократов в Сенате Дик Дербин во всеуслышание высказал свое разочарование политикой президента Обамы и выразил готовность пойти на сотрудничество с республиканцами, преследуя цель создания закона, позволяющего людям сохранить их медицинскую страховку.
Недостаточная проработка реформы здравоохранения и ненадлежащий уровень менеджмента при ее воплощении в жизнь повлекли за собой гораздо более серьезные последствия, нежели можно было ожидать. Ведь дело не в том, что государственный интернет-сайт был написан с ошибками, а в том, что администрацию президента не раз предупреждали о том, что работать этот сайт в задуманном режиме попросту не будет, но Обама настаивал на дате 1 октября. Кроме того, недавно выяснилось, что Кэтлин Сибелиус, которая взяла на себя всю вину за провал реформы в первые месяцы ее реализации, не только не получила никакой официальной защиты от президента, но и не удостоилось ни одной личной аудиенции у Барака Обамы с июля 2010 года (!) до 30 ноября 2013 года.
* * *
Барак Обама допустил несколько серьезных ошибок и как командный игрок, и как лидер нации, и как представитель своей партии. Быть может, в сложившейся ситуации президенту лучше забыть о своих личных амбициях, касающихся реформистских нововведений?
Гораздо более разумным в его положении будет некоторое изменение курса и принятие ряда мудрых, взвешенных решений, которых до сих ждут от Обамы американцы. Разве такая попытка не будет выглядеть в глазах граждан США более достойно, чем желание войти в историю в качестве политического деятеля, который любой ценой стремился изменить систему здравоохранения государства только потому, что она будет названа его именем?
А там глядишь, и рейтинг начнет движение в обратную сторону…