Технический дефолт Америки объявлен отложенным. И… что? Как будут развиваться события – этот вопрос остается, по большому счету, без внятного ответа. Что последует за снижением кредитного рейтинга Америки? Как будет развиваться вновь объявленный актуальным глобальный финансовый кризис? Какая валюта будет стабильной в условиях турбулентности рынков? На эти вопросы нам отвечает один из самых авторитетных российских экономистов, Михаил Делягин.
– Уважаемый Михаил Геннадьевич, как Вы думаете, отразится ли снижение кредитного рейтинга Америки на положении США как лидера глобальной экономики? Может ли раздираемая внутренними политическими противоречиями Америка вообще сохранить лидирующую роль?
Снижение кредитного рейтинга Америки подрывает фундамент всей современной мировой финансовой системы, которая опиралась как раз на незыблемость доверия к финансовой системе США. Более того, это одно из очень ярких проявлений того, что операторы глобальных рынков уже в значительной мере освободились от каких бы то ни было национальных пристрастий, и действуют не в интересах той или иной страны, а в своих собственных интересах. В 1995 году Билл Клинтон сказал, что глобализация – это Америка. Он имел в виду, что Америка была главной движущей силой глобализации, и сама глобализация осуществлялась Америкой в интересах Америки. Когда мы видим, что Standard & Poor's понижает кредитный рейтинг США, это проявление того, что глобализация осуществляется уже не Америкой, а материально и психологически обособившимися от нее операторами глобального рынка в своих собственных интересах.
Сейчас мы видим очень четкое разделение политических сил Америки, которые пытаются действовать в интересах США, и политических сил, которые действуют, исходя из собственных интересов и интересов глобального рынка. На мой взгляд, это означает, что главным субъектом различия стали не Соединенные Штаты Америки, а глобальный управляющий класс. Эту группу людей нельзя назвать однородной, многие из них даже не отдают себе отчета о мотивах своего поведения и о реальной структуре своих интересов, если они противоречат базовым идеологическим установкам. Но они живут уже не в странах, а в пятизвездочных отелях по всему миру, или в хорошо охраняемых загородных резиденциях. Америка сегодня, безусловно, сохраняет лидирующие позиции, но происходит это уже скорее по инерции.
– Как Вы думаете, по какой валюте кризис ударит сильнее всего? По доллару, евро, рублю?
Кризис играет на руку так называемой «валюте-убежищу». Так можно назвать свободно-конвертируемую валюту страны, которая не обладает значимым для себя производством, и поэтому их руководство не испытывает потребности дезавуировать валюту для поддержания его конкурентоспособности. Так вот, ни одна из этих трех валют не является валютой-убежищем. Единственная валюта, которая будет выигрывать от кризиса – швейцарский франк. Он уже вырос за время кризиса в цене чуть ли не на четверть, и вряд ли будет снижаться.
Я думаю, что больше всего от кризиса пострадает рубль, просто потому что он самый слабый из всех. Однако в ближайший год сильные потрясения рубль не ждут. Нынешнее ослабление рубля вызвано эффектом глобальной дестабилизации, но у нас и в прошлом августе рубль ни с того ни с сего на 10% упал. Упал просто потому, что слишком сильный рубль нашей экономике не под силу. Теоретически рубль даже какое-то время может побыть временным и валютой-убежищем, хотя неопределенность избирательного года нам, конечно, помешает. Но в перспективе трех-пяти лет у рубля нет никаких шансов остаться крепкой валютой.
Проблема американской экономики заключается в том, что там сложилась модель, которая для своего существования требует увеличения размера государственного долга. А вот количество субъектов мировой экономики, которые так могут продолжать поступать с американскими долгами, ограничено. Ни одного глобального покупателя долларов не осталось: Япония не может покупать долларовые ценные бумаги (то есть одалживать Америке), потому что ей нужны наличные для погашения последствий аварий на Фукусиме; Европе нужны наличные для решения проблем стран, которые хотят работать как в Греции, а жить, как в Германии; Китай заявил, что он не хочет более покупать ценные бумаги США, потому что когда он их покупает, они быстро обесцениваются, ведь снижение кредитного рейтинга ведет к обесцениванию.
Единственным покупателем долларовых ценных бумаг остается представитель глобального спекулятивного капитала. К чему приведет такая ситуация?
К тому, что политика хаотизации больших территорий будет продолжена. Это то, что мы видели сначала в Северной Африке, и теперь в Сирии. Это не экспорт нестабильности, это просто хаотизация достаточно больших территорий, потому что нужно сделать так, чтобы во всем мире было еще хуже, чем в Америке, тогда спекулятивный капитал будет покупать американские государственные бумаги.
Но это политика, которую, с одной стороны, нельзя долго продолжать, а с другой стороны, обратите внимание, кредитный рейтинг США понизили не до, а после того, как они определили новый потолок увеличения государственного долга. Но при ухудшении экономической конъюнктуры может случиться так, что этот потолок будет выбран до следующих президентских выборов. Тогда ситуация июля этого года повторится в следующем году – перед выборами – с одной маленькой разницей: республиканцы встанут в позу и скажут, что Америка должна жить по средствам, откажут в увеличении объема государственного долга. И на этот раз это будет означать технический дефолт США.
Это не катастрофа, но мировую экономику тряхнет прилично. Это приведет к развитию событий по сценарию 2008 года: доллар сначала упадет, дальше, когда выясняется, что залогом всех кредитов в мире являются американские госбумаги или те активы, которые зависят от цены на американские госбумаги, и возникнет ситуация, когда значительная часть кредитов в мире окажется необеспеченными. Кредиторы будут просить погасить часть кредита, который оказался необеспеченным из-за удешевления налогов. Люди начнут распродавать активы, и доллар (да и любая наличность) вновь станет очень желанной валютой. Так доллар укрепится, но при этом он перестанет быть валютой всемирной, он станет валютой макрорегиона. Евро станет резервной валютой для части мира, которая ориентируется на Европу, а юань станет резервной валютой для части мира, которая ориентируется на Азию. Собственно, этот процесс уже начался.
– Насколько взаимосвязано положение американской экономики и общее положение дел в России?
– Несмотря на совершенно незначительный объем внешней торговли с США, состояние нашей экономики сильно зависит от ситуации Америке. Определяющий фактор – цены на экспортное сырье, в первую очередь – на нефть. Снижение мировой цены на нефть означает катастрофу для России. Если в США произойдет технический дефолт, который обвалит мир в глобальную экономическую депрессию, с высокой вероятностью этот технический дефолт, даже до перехода в стадию депрессии, приведет к снижению цен на нефть и к экономической катастрофе.
– Как-то можем смягчить последствия?
Никаких проблем. Для этого нужно всего лишь заниматься развитием своей экономики, всего лишь от слов о модернизации перейти к реальным модернизационным процессам. Пока все эти разговоры остаются не более чем просто пожеланиями, не имеющими никакого отношения к реальности.
Беседовала Наталья Демченко