Даже в те моменты, когда рейтинг Барака Обамы опускается до минимума, для обитателей интернета он все равно остается весьма популярной фигурой, причем положительной. Ведь и Дж. Буш-младший тоже был весьма популярен в этой среде, еще до эпохи web2.0, но своеобразно, о чем свидетельствует хотя бы сайт под названием «Буш или шимпанзе?». И если над Бушем в основном надсмехались, то над Обамой скорее довольно безобидно посмеиваются.
Информационно-коммуникативные технологии, сыгравшие важную роль в предвыборной кампании Обамы, очередной команде претендентов в президенты США уже кажутся легко доступной «палочкой-выручалочкой», которой каждый из них должен воспользоваться себе во благо. Однако какой бы сильной ни была команда помощников, эти технологии в неумелых руках могут оказаться кочергой, разбивающей образ кандидата, над которым велась кропотливая работа, и, скорее, отпугивая часть избирателей, ведущих «вторую жизнь» в среде social media,чем их привлекая.
Вот, к примеру, Рик Перри, кандидат в президенты от республиканцев из Техаса, выбрав Райна Гравата (Ryan Gravatt) на роль онлайн-стратега, решил задействовать все ресурсы социальных медиа для своей победы. Каких-то успехов Перри уже добился в 2010 году, не потратив в борьбе за губернаторский пост, если верить ему, ни цента на рассылку традиционных писем и расстановку агитационных знаков, кои принято втыкать на лужайки у дома и вдоль дорог. Все ресурсы были брошены на поимку душ избирателей в «глобальной паутине». И вот он снова ушел в режим онлайн, желая не просто догнать iPresident’а Обаму, но и перегнать его во всех отношениях.
Следует особо отметить, что динамичное продвижение образа Обамы в режиме онлайн в 2008 году имело, среди прочего, и чисто экономический эффект. Многочисленные веб-приложения, установленные в компьютерах, мобильных телефонах и прочих девайсах, обеспечили ему дополнительных спонсоров. Благодаря переводу избирательной компании в плоскость веб-приложений, он упростил контакт с казной претендента на пост президента для тех избирателей, которые перечисляли на его счет по чуть-чуть, а таковых в недрах сети было множество. «С миру по нитке — голому рубаха».
И в тот раз получилось, что к миллионам долларов крупных спонсоров добавились миллионы мелких жертвователей, благодаря которым также появилась сумма со многими нулями. Ни те, ни другие, от своих подаяний не обеднели, а казна избирательного штаба Обамы существенно пополнилась.
Кандидат в президенты Перри решил пойти и в этом отношении дальше Обамы, вознамерившись раскрутить при помощи интернета как можно больше крупных жертвователей. Насколько прирастет его казна — покажет время, а вот вхождение в вожделенное виртуальное пространство пока сопровождается сюрпризами.
Как только 12 августа Перри объявил о своем желании потягаться за пост кандидата в президенты, народ ринулся «гуглить» нового героя и, при наборе в поисковике слов «is Rick Perry…», поисковая система Google тут же давала свою «подсказку», выделяя ее серым цветом, — «gay». И уже только на втором месте в наборе возможных слов и их сочетаний шло «running for president»… При виде такой расстановки приоритетов поисковика, для которого Перри скорее «голубой», чем «звездно-полосатый», пользователи тут же сделали скриншот и выложили его на всеобщее обозрение. Так к образу нового кандидата сразу же прилепились три буквы — lol (интернет-мем, используемый в сетевом общении для выражения смеха в письменной форме), а пользователей долго еще перегибало пополам от хохота при одном упоминании имени Перри.
Особенно памятно интернет-сообществу его видеообращение к участникам съезда «Правые в режиме онлайн» (RightOnline), собравшимся в июне в Миннеаполисе для получения очередной порции навыков и умений, необходимых для успешного противостояния демократам в среде web2.0.
Тогда Перри, завершая свое выступление, призвал всех следить за ним в режиме онлайн в известной социальной сети микроблогов, произнес «Twitter» как «tweeter» (что означает динамик, громкоговоритель). Тут у многих возникает сразу вопрос: а сам ли Перри ведет свой блог, где выставлено его фото с собачкой в обнимку, если он не знает, как правильно произносится название популярного сервиса?.. Как сказал бы Буш-младший в защиту земляка, «много развелось тут всяких интернетов»! Уже упомянутый выше Райн Грават, отвечающий за онлайн-стратегию Перри, пояснил фонетические особенности своего заказчика тем, что тот «из западной части Техаса, так что это просто акцент». И добавил: «Будь то Твиттер или динамик, он знает, как это использовать».
Как говорили в аграрную и индустриальную эпохи, «слово – не воробей, вылетит – не поймаешь»… В условиях постиндустриального общества, породившего, среди прочих, твитт-сообщество, иной раз уже через несколько минут после оплошности число активно обсуждающих твой чих или опечатку переваливает за тысячи. Быстрота реакции и возможность точно измерить число восторгов и проклятий в тот или иной адрес привлекает внимание аналитиков, журналистов. Для облегчения задачи в этой вечно чем-то встревоженной зоне даже свили особое информационное «гнездо», где ранжируют кандидатов по числу отслеживающих их политический «щебет»: 2012twit.com. «The Washington Post» также проставляет на своем сайте индексы популярности кандидатов в президенты в Твиттере — кто набрал там «последователей», а кто потерял.
Как бы то ни было, обитатели сферы social media догадались, что Перри призвал их не прильнуть ухом к динамику, а направить взоры на мониторы, чтобы читать его сообщения длиной не более 140 знаков. Но здесь Перри, свившему свое «информационное гнездо», не понравились некоторые подписчики, вместо «щебетания», так сказать, «каркающие» на него. Так что часть из них он заблокировал; а среди заблокированных оказались и журналисты. В итоге он сразу же увеличил поток злословия в свой адрес. Ну, а иные журналисты превратили свои злые языки в совочки, стали копать глубже и обнаружили, что в период губернаторской кампании Перри использовал в своем твиттере подставные лица, пытаясь тем самым изобразить перед сетевым сообществом поддержку его кандидатуры афро-американцами.
Но если писателям создание несуществующих в реальности лиц не только не возбраняется, а даже вменяется в творческую обязанность, то политикам такой прием противопоказан. И вот, как возмездие со стороны судьбы, как наказание, реальная команда активистов «Улучшение Техаса» («Progress Texas») создала сайт «Перри в Президенты» (PerryForPresidentFML), генерирующий твитты, правдивые, но весьма нелестные для кандидата. О том, что это так, свидетельствует уже само окончание доменного имени — FML, что означает, согласно словарю интернет-сленга, «F*ck My Life»…
Прочитав собранные твитты в адрес Перри, посетитель сайта уже после третьей строки понимает, почему почти три десятилетия доволен жизнью кандидат (25 лет в различных должностях, 10 лет губернаторства), и отчего страдает штат Техас. Из коротких сообщений все могут, к примеру, узнать, что Перри выделил 16 миллионов казенных денег на развитие технологий, предоставив грант одному из своих доноров периода предвыборной кампании за пост губернатора; что детская смертность возрастала в тот год, когда Перри сокращал финансирование профильных программ и т.д. и т.п. А официальным противникам Перри в таких условиях сам дух партии велел объявить войну новоиспеченному кандидату, используя всю мощь мультимедиа: Демократическая партия Техаса (Texas Democratic Party) красиво оформила злобный сайт «Познакомься с Риком Перри» (MeetRickPerry.com), на котором активисты собрали «злодеяния» Перри в качестве губернатора, перечислили провалы его политики, в деталях пересказали скандалы.
Однако, несмотря на все огрехи, Перри, позже всех ввязавшийся в гонку, остается одним из наиболее обсуждаемых претендентов, и это следует рассматривать как определенный успех в сфере социальных медиа. Но, с другой стороны, есть опасность, как бы благодаря тем же медиа г-н Перри не превратился в комедийного персонажа, потешающего сетевое сообщество своими «перризмами» (как техасец Буш-младший когда-то «бушизмами»).