В ночь с 12 на 13 июля 2012 года у американского актера с запоминающейся внешностью Майкла Кларка Дункана случился инфаркт.
Его сердце остановилось. Подруга большого черного парня моментально вызвала скорую, а пока та ехала, провела необходимые реанимационные процедуры, в результате чего сохранила любимому жизнь. Однако жизнь продлилась недолго. 3 сентября Дункан скончался от последствий инфаркта. Его сердце остановилось навсегда. А между тем это сердце было большим. Он доказал это, сыграв свою главную роль в «Зеленой миле» (1999 год) Фрэнка Дарабонта. Напомню, что этот фильм в списке 250 лучших фильмов по версии «Кинопоиска» стоит на втором месте после дарабонтовского же «Побега из Шоушенка» (1994 год). Оба фильма – экранизации Стивена Кинга.
Так что зритель, если и не знает имени Дункана, хорошо помнит его образ. Свою карьеру знаменитого артиста Майкл Кларк Дункан начал с самых низов. Хотя он поступил в университет, вскоре ему пришлось бросить учебу из-за болезни матери. Вот почему он не мог рассчитывать на престижную работу. Как говорит в комедии «Не грози Южному Централу, попивая сок у себя в квартале» молодая мама своему сыну, отправляя того поучиться жизни в сложном квартале для чернокожих: «Наберись опыта. Иначе вся работа, на которую ты можешь рассчитывать – это быть сутенером, продавать наркотики или работать охранником у Эдди Мерфи».
Майкл Кларк Дункан выбрал третий вариант. Он стал работать охранником у чернокожих звезд. Ему удалось охранять чернокожие тела Уилла Смита и Мартина Лоуренса. Ну, а если вертишься в такой тусовке, ясно, что рано или поздно черные братья продвинут тебя, представься случай.
А случай должен был представиться
Собственно, Дункан обладал таким внушительным образом, что стезя киноактера должна была найти его сама. Однако в этом и таилась главная опасность для его карьеры – «играть» все время один и тот же типаж. С одной внешностью далеко не уйдешь. По большому счету, все первые роли, которые исполнял Дункан, и были его первой работой. Он «вживался» в образы охранников и агентов службы безопасности на входе ночных клубов и стриптиз-баров (собственно, «Стриптиз-клуб» и «Ночь в Роксбери»).
И хотя некоторые говорят, что первой главной ролью Дункана стала работа в «Армагеддоне» (1998 год) Майкла Бэя, это не совсем так. Дело в том, что все мы прекрасно знаем категорию фильмов про какой-нибудь отряд, который посылают выполнить ту или иную миссию – спасти человечество или что-нибудь помельче. В этом отряде как необходимый структурный элемент должен присутствовать афро-американец, символизирующий неотъемлемую часть Америки. Дункан в «Армагеддоне» всего-навсего явился такой единицей. Ему не нужно было играть, как и в прочих ролях, а нужно было снова побыть собой. Вот почему актеру нужна была такая роль, в которой он мог бы показать свои способности. И эта роль нашлась.
Главным достижением актера, как уже говорилось, конечно, стал персонаж из «Зеленой мили». Дункан играет великана, приговоренного к смертной казни, хотя все его поступки говорят о том, что перед нами не убийца, а очень добрый человек с чистым сердцем. Сыграть такое парню, который до того появлялся в кадре как охранник в баре, где раздеваются женщины, было довольно тяжело. Но он действительно сыграл. Объяснить этот успех нельзя иначе, кроме как мистическим стечением обстоятельств.
Необходимо сказать, что у Майкла Кларка Дункана было множество конкурентов, которых бы могли пригласить в фильм. Примерно таким же характерным типажом обладает, например, Винг Реймз, который начал свою карьеру значительно раньше Дункана. Не искушенному зрителю различить их будет тяжело…
Реймз – такой же большой, такой же лысый и такой же черный афро-американец, как и его собрат Дункан. Он не просто играл сложные роли до того (например, Марселас Уоллас в «Криминальном чтиве»), но и делал примерно то же, что и Дункан. В частности, Реймз играл вышибалу в стриптиз-клубе в фильме «Стриптиз» (1996 год). Однако у Винга Реймза слишком брутальный образ, а его лицо всегда напряжено и сурово, так что он никогда бы не смог исполнить роль доброго великана в «Зеленой миле». Майкл Кларк Дункан же показал, что за грудами мышц и внушительным образом крепкого и страшного парня может скрываться тонкая и чувствительная натура.
Как это ни удивительно, но самые хорошие экранизации Кинга – это, как правило, не перенесение на экран страшных историй писателя, а серьезные драматические произведения, пусть иногда они и имеют фантастический элемент. Взять хотя бы «Останься со мной» и «Мизери» Робра Райнера.
Райнера на посту лучшего экранизатора Кинга сменил Фрэнк Дарабонт. Одно время мне даже казалось, что Фрэнк Дарабонт настолько гениальный режиссер (хотя лично я не люблю его), что способен овладеть материалом, предложенным Кингом, и успешно перенести его на экран. Но дарабонтовская «Мгла» показала, что как раз с источниками, главное в которых – саспенс и фантастический сюжет, даже Дарабонт не может справиться. Кино – не плохое, но и, признаемся, не выдающееся.
Таким образом, можно подумать, что какая-то тайна есть в самом Стивене Кинге. Существует какой-то секрет, который позволяет некоторым мастерам экранизировать драмы Стивена Кинга, но не его ужасы. И это-то в Кинге самое загадочное. Успех этот объясняется лишь неким мистическим характером, которым обладает все его творчество. Майкл Кларк Дункан оказался ключом к этому секрету, когда сыграл роль в «Зеленой миле». Казалось бы, серьезная драма с незначительным элементом фантастики с помощью Дункана обернулась великим кино, успех которого мало кто превзошел. Но это стало и мистическим успехом для самого Дункана, потому что ничего такого он больше не сделает.
За эту работу актера номинировали на «Оскар», который он, впрочем, не получил, и ряд других наград. Однако, что произошло после? Ему бы продолжить сотрудничать с режиссерами типа Дарабонта, но он вернулся к тому, с чего начинал – к своим типажам. Он стал играть наемных убийц («Девять ярдов»), обезьян («Планета обезьян»), преступников, охранников и так далее. Правда, другой его стезей стала работа со звуком. Его голосом, между прочим, говорят очень многие персонажи мультфильмов и детского кино. Но русскому зрителю с устойчивой любовью к дубляжу эту деятельность Дункана оценить сложно.
Что же. Дункана не стало. Но зрители его навсегда запомнят в образе доброго великана Джона Коффи из «Зеленой мили». Он мог сделать больше. Но и этого вполне достаточно, чтобы остаться в памяти зрителей. Таким успехом может похвастаться не каждая звезда…