От редакции. Военный удар США против ядерных объектов в Иране предсказывался некоторыми экспертами еще в 2006 году. Однако с тех пор прошло уже шесть лет, а удара до сих пор не последовало. Тем не менее, тучи постепенно сгущаются в районе Персидского залива. Но США уже не выглядят главной заинтересованной стороной в развязывании войны, более того, возникает ощущение, что множество хвостов все больше виляют одной растерянной собакой. США подстрекают к войне их не в меру ретивые союзники – Саудовская Аравия и Катар, главные спонсоры так называемой арабской демократизации. Их постоянно пугает иранским ядерным оружием израильский премьер-министр. Франция отказалась от роли сдерживающей по отношению к США силы, и сама стала инициатором неоколониальных авантюр. Удержится ли Обама от соблазна укрепить свой рейтинг военным ударом по Ирану или все-таки ему придется возглавить разнородную коалицию в пользу Большой войны, к чему его подталкивают как оппоненты-республиканцы, так и высокопоставленные сотрудники его собственной администрации? Последнюю версию событий пытается рассмотреть постоянный автор портала Terra America, историк и литературовед Борис Соколов. Его точка зрения – что Обаму вынудят к удару в течение лета-начала осени 2012 года, когда он просто не сможет отказаться от помощи Израилю, – выглядит, на наш взгляд, вполне убедительной. Было бы интересно услышать от наших авторов и другие варианты развития событий.
***
Война против Ирана с целью остановки его ядерной программы становится все более и более вероятной, хотя почти никто в мире ее не хочет. Все понимают, что такая война будет иметь негативные и непредсказуемые последствия для всех стран мира, но шансов избежать ее становится все меньше по мере того, как Иран все ближе подходит к созданию ядерного оружия.
Прежде всего, не хочет войны сам Иран, но для ее предотвращения он, безусловно, не готов отказаться от своей ядерной программы.
Конечно, иранское правительство хотело бы завершить свою ядерную программу в мирных условиях, но здесь далеко не все зависит от него. Если Иран получит ядерное оружие, превентивный удар по нему станет маловероятным из-за слишком высокой цены ответного удара, что побуждает противников Ирана спешить.
Войны не хочет и президент США Барак Обама.
И не только из-за своих пацифистских убеждений и потому, что лауреату Нобелевской премии негоже начинать войну. Тут есть и вполне прагматичные соображения, связанные с предстоящими президентскими выборами. Если Америки еще до выборов придется воевать против Ирана, то эта война, независимо от того, кто ее начнет, никак не повысит его шансы на переизбрание. А вот существенно понизить эти шансы такая война может в том случае, если американские войска потерпят хотя бы несколько тактических неудач, связанных со сравнительно высокими людскими потерями.
Но точно также Обама гарантированно проиграет выборы и в случае, если еще до 6 ноября Иран произведет испытание ядерного оружия. Однако даже сравнительно успешный ход военных операций против Ирана никак не повысит шансы нынешнего президента на переизбрание. Большинство избирателей Обамы являются противниками использования американских войск за пределами США и наверняка осудят его за то, что он втянул Америку в войну с Ираном в условиях, когда американские войска все еще остаются в Афганистане. Начало иранской войны грозит свести на нет положительный эффект от вывода американских войск из Ирака и вызвать разочарование в Обаме многих его наиболее активных избирателей.
Войны не хотят и страны Евросоюза.
В этом случае неизбежен резкий рост цен на нефть и углубление экономического кризиса и проблем еврозоны.
Войны, безусловно, не хочет и Россия, поскольку война Запада и Израиля против Ирана грозит устранить последнего противника Америки на Ближнем и Среднем Востоке, по крайней мере, последнего на уровне государства, не считая «Аль-Кайды» и других международных террористических организаций. В случае краха и оккупации Ирана российский голос при решении проблем данного региона вообще не будет слышан. Тем более пророссийский режим Башара Асада в Сирии, как представляется, доживает свои последние месяцы. Но сроки его падения, или даже если он каким-то чудом сможет трансформироваться, вряд ли повлияют на сроки начала возможной войны против Ирана. Противникам Ирана достаточно того, что его единственный союзник уже нейтрализован. Тем более, что в ряды его противников может открыто встать Турция, где уже базируются вооруженные отряды сирийской оппозиции.
Только одно государство считает войну с Ираном безоговорочно необходимой. Это Израиль.
Там вполне серьезно воспринимают раздающиеся из Тегерана угрозы стереть еврейское государство с лица земли. И понимают, что в тот момент, когда у иранцев появится ядерная бомба, эти угрозы могут стать реальностью. Поэтому в Тель-Авиве всерьез готовятся к нанесению превентивных ракетно-бомбовых ударов по иранским ядерным и другим стратегическим объектам, и постараются сделать это до того момента, когда ядерная программа Ирана примет необратимый характер, и никакие удары уже не смогут предотвратить обретение Тегераном ядерного оружия. И, вполне возможно, что время до этой точки невозврата сейчас уже не превышает года.
Начало войны Запада с Ираном потенциально имеет два сценария.
Первый из них может быть реализован уже в июле, когда должны вступить в силу в полном объеме санкции ЕС против Ирана, включающие эмбарго на закупки иранской нефти. В случае, если Тегерану не удастся втянуть Евросоюз в новый тур переговоров и отсрочить введение санкций, то наиболее вероятным ответом Ирана на санкции станет блокада Ормузского пролива. И тогда американскому флоту придется прорывать эту блокаду силой, что неизбежно приведет к войне с Ираном. Потому что прорыв блокады – это не просто уничтожение иранского флота, но и оккупация иранских островов и побережья, причем на такую глубину, чтобы иранские ракеты не могли поражать суда в Персидском заливе. Так что без высадки десанта и проведения хотя бы ограниченной наземной операции здесь не обойтись.
Если же война не вспыхнет из-за санкций, она наверняка начнется из-за израильского удара по Ирану. Он может последовать не позднее сентября, а дальше все пойдет по первому сценарию, разве что к блокаде Ормузского пролива наверняка добавятся ракетные удары по Израилю. Израиль учитывает, что в этом случае перед выборами Обама не рискнет продемонстрировать слабость перед своим электоратом и вынужден будет начать войну против Ирана, принимая также во внимание позицию американской еврейской общины.
В Тель-Авиве в принципе предпочли бы видеть приход к власти в США республиканского кандидата, поскольку республиканцы считаются более произраильски настроенными, и от них ожидают более решительных действий против Ирана. Однако гарантировать поражение Обамы на выборах никто, разумеется, не может. Поэтому израильское правительство, по всей вероятности, предпочтет осуществить акцию против Ирана еще до ноябрьских выборов, чтобы у американского президента было больше желания выступить против Ирана. В случае же победы Обамы, президент, не связанный более предвыборными обстоятельствами, может не ввязаться в войну с Ираном даже после израильского удара по ядерным объектам или в случае иранских ядерных испытаний.
После переговоров в США Биньямин Нетаньяху заявил, что в ближайшие недели Израиль ударов по Ирану не нанесет. Подобное заявление вполне вписывается в изложенный выше сценарий. Израильская сторона всячески подчеркивает, что американского согласия на удар Израиля по иранским ядерным объектам пока не получена (хотя Вашингтон озаботился тем, чтобы Израиль получил мощные бетонобойные бомбы, способные обрушивать подземные укрытия). По всей вероятности, израильский удар по Ирану будет нанесен без формального одобрения и без предварительно го извещения Соединенных Штатов. Это должно будет несколько уменьшить антиамериканскую реакцию в мусульманском мире.
Можно примерно представить себе, как будут развиваться операции против Ирана.
Сухопутные операции теоретически можно вести с территории Турции, Армении, Азербайджана, Ирака, Пакистана, Туркмении и Афганистана. Однако практически исключено, что одна из этих стран разрешит американцам и их союзникам использовать свою территорию для атаки против Ирана.
Пакистанское правительство уже публично отвергло такую возможность. Учитывая достаточно тесные отношения Турции и Ирана, а также то, что в свое время турецкое правительство отказалось участвовать во второй войне коалиции против Ирака, совершенно невероятно, чтобы на этот раз Турция стала воевать против Ирана. Учитывая позицию Турции, вполне предсказуема и позиция ориентирующегося на нее Азербайджана и тем более позиция пророссийски настроенной Армении. Точно также и власти Афганистана вряд ли позволят находящимся на территории страны международным силам действовать против Ирана. Тем более, что международный контингент там связан борьбой с талибами и не способен выделить сколько-нибудь значительные силы для иранской операции. Равным образом и Ирак, откуда только что ушли американские и британские войска и где во власти преобладают шииты, вряд ли будет участвовать в антииранской коалиции. И нейтральная Туркмения наверняка не будет участвовать в операциях против Ирана.
Поэтому остается единственный вариант действий для американских и союзных с ними войск, прежде всего, британских. Это военно-морская и военно-воздушная операция с баз в Саудовской Аравии, Кувейте, Катаре и в других странах Персидского залива, а также с авианосцев в зоне Персидского залива, с последующей высадкой десанта на иранских островах и побережье. Имеющаяся в настоящее время американская авиационная и корабельная группировка в этом регионе, состоящая из 90 боевых кораблей, включая три авианосных соединения, является достаточной для того, чтобы подавить иранские ВМФ и ВМС, однако для проведения десанта и даже ограниченной сухопутной операции войск пока недостаточно. В настоящее время в районе Персидского залива располагается около 110 тыс. американских и британских военнослужащих армии и ВВС, но из них на сухопутные войска приходится не более 70 тыс. человек. Кроме того, около 40 тыс. военнослужащих входят в состав американского флота.
Чтобы осуществлять наземные операции в Иране, численность сухопутной группировки надо усилить в 2-3 раза. Такое усиление, вероятно, будет происходить в последующие месяцы. Наращивать сухопутные войска можно будет и после начала воздушных и морских операций, которые, по всей вероятности, займут несколько недель.
На первом этапе операции в ней могут участвовать ВВС Израиля, но затем они, скорее всего, выйдут из войны, чтобы не раздражать арабские государства – союзников США. Войска Саудовской Аравии, Кувейта и других арабских государств Персидского залива в войне против Ирана будут играть вспомогательную роль. Наиболее вероятное время начала боевых действий – период с июля по сентябрь включительно. Если США и их союзники начнут операцию в эти месяцы, то они могут надеяться завершить ее первый этап, связанный с высадкой десантов на иранское побережье, еще до американских выборов. Однако сам ход войны в дальнейшем, а также реакция на нее в мире, особенно в мусульманском, являются непредсказуемыми.
Эта непредсказуемость и является тем главным фактором, который пока что удерживает американскую администрацию от принятия силовых мер против Ирана. То, что реакция в мусульманских, да и других развивающихся стран на военные действия западных государств и Израиля против Ирана, будет резко негативной, сомневаться не приходится, но главный вопрос заключается в том, насколько сильным окажется возмущение «арабской улицы» в государствах Персидского залива, без участия которых в антииранской акции Вашингтону не обойтись. Военная победа Америки над Ираном в случае войны не вызывает сомнений. Однако невозможно предсказать сегодня, как быстро и какой ценой она будет достигнута.
Нельзя также сказать, ограничатся ли западные державы, в случае, если война начнется, только оккупацией прибрежных районов, или им придется проводить еще и второй этап операции, связанный со свержением существующего исламского режима и оккупации основной части иранской территории. В нашей прессе появляются алармистские сценарии, согласно которым конфликт вокруг Ирана перерастает в мировую термоядерную войну после того, как на стороне Ирана выступает Китай, наносящий термоядерный удар по его противникам.
Такой сценарий не представляется реальным и призван прежде всего напугать американскую и европейскую общественность и правительства. Но маловероятным представляется также и то, что Иран прекратит сопротивление даже в случае уничтожения объектов ядерной программы и оккупации побережья. Поэтому необходимость завоевания всего Ирана кажется весьма вероятной. А такая большая война требует наличия плана политического переустройства Ирана, которого США и их союзники явно не имеют.
Опыт же Ирака и особенно Афганистана показывает, что такое переустройство является долгим, трудным и во всех отношениях затратным делом, отнюдь не гарантирующим конечного успеха.
Нынешние предложения переговоров со стороны Ирана по своей ядерной программе, вероятно, являются последним шансом предотвратить военные сценарии развития событий. Гарантировано бы предотвращал войну только отказ Ирана от военной составляющей ядерной программы и безоговорочное принятие международных инспекций. Но пойти на такое для иранского руководства будет означать признание своего поражения. Ни Израиль, ни США не верят, что Тегеран пойдет на капитуляцию. Тем не менее, администрация Обамы будет стараться максимально затянуть новый тур переговоров в надежде миновать опасный предвыборный период.