Судьба фильма «Мартовские иды» в России была неприглядной. Если по миру он собрал аж 73 миллиона при небольшом для Америки бюджете в 12,5 миллионов долларов, то у нас — скромные 485 тысяч.
Причин тому можно назвать несколько.
Например, в российский прокат картина вышла 14 февраля 2012 года. Вряд ли нужно напоминать, что оставалось меньше месяца до выборов президента Российской Федерации. Народ шастал по улицам и площадям, грызся в социальных сетях, обзывая друг друга «жуликами и ворами» и «агентами Госдепа», смотрел телевизионные дебаты, и вряд ли на этом фоне кому-то была так уж интересна киноаллюзия на давно минувшие выборы президента каких-то там Соединенных Штатов. Так что если кинопрокатчики питали некие надежды завлечь зрителя «на аналогии», то они просчитались.
Вот еще одна причина: российскому зрителю Джордж Клуни интересен в виде героя-любовника или там сурового, но обаятельного преступника. А тут – кандидат в президенты. Не стреляет, не целуется… Точнее, целуется, и не только, но в фильме это происходит за кадром, а потому малоинтересно человеку с ведерком попкорна.
По сути, перед нами самый настоящий производственный роман. Да-да, именно такой, как снимали в СССР про трудовые будни ткачих, шахтеров или комбайнеров. С обязательными передовиками производства, разгильдяями-бракоделами, внимательными начальниками и искореняемыми бюрократами в потертых нарукавниках. Несмотря на определенную долю киношной интриги, в «Мартовских идах» герои занимаются исключительно работой.
Они работают на политику. И секс или дружеский ужин в кадре – это тоже политика. Потому что там иначе не бывает.
События «Мартовских ид» имеют под собой реальную основу, которая базируется в первую очередь на пьесе Farragut North американского драматурга Бо Уиллимона. Уиллимон в 2004 году участвовал в предвыборной кампании губернатора штата Вермонт Говарда Дина, боровшегося за выдвижение кандидатом в президенты от Демократической партии. Политологи были почти уверены, что Дин победит, но тот неожиданно слился. В итоге, если кто не помнит (а таких, думаю, подавляющее большинство), демократы выдвинули Джона Керри, который проиграл Джорджу Бушу младшему – как после выяснилось, кому на потеху, а кому и на горе. А Уиллимон за время работы на Дина много повидал и в результате написал довольно популярную пьесу, из которой Джордж Клуни в свою очередь сделал фильм.
Собственно, от всей этой истории Клуни оставил рожки да ножки. Понятное дело, никакого Дина там нет, зато есть губернатор Пенсильвании Майк Моррис (его играет сам Клуни), который борется с другим демократом, сенатором Пулмэном. Действие разворачивается в суматохе последних дней перед началом праймериз в штате Огайо и вертится даже не вокруг кандидатов, а вокруг пиарщика Стивена Майерса (Райан Гослинг), который работает в команде Морриса.
Майерс несомненный идеалист, то бишь человек, который наивно верует, что в президенты стремятся затем, чтобы остальные люди стали жить лучше. Собственно, постижение Майерсом того, что же на самом деле представляет собой современная политика в колыбели демократии, и является сюжетным стержнем картины.
«Так и что же она собой представляет?», — резонно спросите вы.
Да то же, что и у нас. Грязь, склоки, подлость, ложь, предательство. Тот же Клуни, презентуя фильм, справедливо заметил: «В политике — будь ты республиканцем или демократом — практически невозможно избежать рукопожатий, после которых хочется быстрее помыть руки».
Кстати, сам Клуни — убежденный сторонник демократической партии и самого Барака Обамы. В 2008 году Клуни даже организовал в Женеве мероприятие в его поддержку и собрал для предвыборного фонда Барака Хусейновича несколько сотен тысяч долларов. Тем приятнее сознавать, что Клуни способен смотреть на ситуацию объективно.
Как и в реальности, финалом «Мартовских ид» становится провал кампании. Правда, в фильме кандидату Моррису повредил сексуальный скандальчик (привет Биллу Клинтону!), а с Дином все было куда прозаичнее: он показал себя изрядным профаном в вопросах внешней и внутренней политики, а также допустил немало публичных ляпов.
Между реальным Дином и Клуни тоже мало общего: Клуни, как ни крути, красавец, а Дин – обычный дядька, отличавшийся изрядной неопрятностью, которая якобы «приближала к народу». В частности, он весьма гордился тем, что ходит по своему кабинету в дырявых носках, и носил нарочито мятые и мешковатые костюмы и пальто.
Американские кинокритики и политобозреватели молниеносно нашли в герое Клуни и черты нынешнего президента США. Точнее сказать, Обамы образца 2008 года со всеми его обещаниями новизны в политике, «надежд и перемен». Даже плакаты Морриса «Believe» явно отсылают к обамовскому «Hope». Тем любопытнее уже упомянутый финал, в котором обаятельный поначалу герой начинает выглядеть довольно зловеще.
Означает ли это, что Клуни разочаровался в политике еще недавно столь любимого им Обамы и «Мартовские иды» — своего рода предостережение накануне очередных выборов?
Наверное, нет. Клуни все же не склонен к метаниям, даже при всей своей эпатажности типа недавнего ареста возле суданского посольства в Вашингтоне. К слову, после этого прошел слушок о том, что актер и режиссер вполне может пойти в большую политику, с каким бы отвращением к ней ни относился. А что? У Арнольда Шварценеггера получилось, чем хуже Клуни? Он даже лучше: в отличие от Терминатора, родился на территории США, а значит, имеет право баллотироваться в президенты…
Но вернемся же к фильму.
Несколько тягомотный и тяжеловесный сюжет «Мартовских ид» более-менее начинает раскачиваться с середины, притом что идет картина полтора часа с гаком. Однако даже «неторопливая» часть фильма интересна, в первую очередь, актерскими работами. Прежде всего это, как ни странно, не Клуни, а Райан Гослинг, играющий пиарщика Майерса. На первый взгляд статичный, скупой на эмоции Майерс постепенно раскрывается во всей красе. Хороши и Филипп Сеймур Хофман с Полом Джаматти, играющие руководителей противоборствующих предвыборных штабов — прожженных политических игроков, которые не остановятся ни перед чем ради достижения цели.
По сути, в картине нет ни одного положительного персонажа. Каждый чем-то да неприятен. Чтобы заниматься политикой, необходимы определенная мораль, склад ума и готовность совершать дурные поступки с якобы благими намерениями. Этим «Мартовские иды» отличаются от двух других известных «предвыборных» фильмов – «Основные цвета» Майкла Николса (1998) и «Хвост виляет собакой» Барри Левинсона (1997), в которых крайне недвусмысленно полощут Билла Клинтона.
Там были люди, разуверившиеся в том, что творят, и пытающиеся или как-то исправить содеянное, или хотя бы самоустраниться от происходящего. В «Мартовских идах» таких нет. Здесь все максимально приближено к реальности, и этим пугает. Хотите правду? Получите. А потом подумайте, стоит ли вообще ходить голосовать.
«Какая все же гадость эта предвыборная борьба в Соединенных Штатах! А ведь именно эти люди учат, как все должно быть честно, прозрачно и возвышенно»,— именно так, наверное, думали многие из тех немногих, кто посмотрел фильм во время проката в России. И задавались вопросом – а когда же у нас снимут нечто подобное? Для чего? Или мы и без того не знаем, что честная политика невозможна в принципе?
Как верно написал в своем отзыве один зритель, «суть фильма в том, что когда ты сильный, все хотят быть твоим другом, когда ты слаб, все хотят вытереть об тебя ноги».
Ни убавить, ни прибавить.
А вы говорите – демократия…