В воскресенье кандидат от исламистского движения «Братья-мусульмане» Мохаммед Мурси был официально объявлен победившим на выборах президентом Египта. Чуть ранее прошла информация о клинической смерти бывшего главы страны Хосни Мубарака, правившего страной последние 30 лет. Во многом символичная смена лидеров и эпох в полный рост поставила вопрос, определяющий настоящее и будущее Египта. И с какими силами США будут отныне иметь дело в этом стратегически важном уголке мира.
Текущий период вообще уникален для Египта. Еще никогда за современную историю не менялась страна так быстро и динамично. Сейчас мы наблюдаем кардинальные изменения власти, общества и государства, и, более того, на этом примере понимаем, как на самом-то деле работали механизмы «арабской весны».
Напомним историческую канву египетских событий – это также немаловажно. На момент принятия Хосни Мубараком полномочий президента страны, Египет как государство находился в кризисе. Избранный прежним президентом Анваром Садатом курс завел страну в тупик. К началу 80-го года Египет выполнил возложенную на него Западом роль организатора развала арабского союза, и в принципе, как таковой, особой ценности для покровителей уже не представлял. Изменились и условия диалога. Если в начале диалога с США Египет, пусть и декларативно, рассматривался как полноценный партнер, то к концу 70-х тональность кардинально изменилась. За неполные 10 лет Египет под финансовым руководством МВФ ощутимо деградировал экономически. Логика МВФ диктовала и логику политическую, что привело страну к политическому кризису, череде голодных бунтов и росту социальной напряженности. Экономический кризис усугублялся доктринальным тупиком. Новому капиталистическому Египту не нашлось места в Западном мире, кроме вполне ожидаемой колониальной роли. Путь Анвара Садата до боли напоминает карьеру первого и последнего президента СССР М.Горбачева. Убийство второго президента Египта, полностью дискредитировавшего себя в глазах арабского мира и своих граждан, лишь поставило жирную точку в череде неудач этого человека.
Главным провалом из целой череды личных и общих неуспехов Садата стал окончательный развал еще окончательно не сложившейся системы государственной власти. Государственный аппарат как сообщество профессионалов управления отсутствовал. Политические репрессии, общая социальная нестабильность добили ростки того, что общими усилиями еще оставалось. Хосни Мубарак начинал свою президентскую карьеру фактически в осадных условиях, когда целые города и области выходили из-под контроля центральной власти. Города сотрясали голодные бунты, регулярно проходили террористические акты исламских фундаменталистов. Экономика была в состоянии комы, ни о каких инвестициях или росте ВВП не могло и речи идти.
Главной задачей Мубарака в тех условиях было воссоздание гражданского аппарата, который в итоге правления Садата находился в состоянии полураспада, и сформировать предпосылки для создания светского буржуазного общества. Армия давала власть, но не условия для ее удержания. Мубараку необходимо было создать свою социальную платформу, общественную силу, на которую можно опираться в стратегической перспективе.
Говоря об итогах правления Мубарака, сравнивая «было-стало», можно сказать, что Мубарак за тридцать лет преобразований превратил Египет в качественно иную страну. Одним из неоспоримых достижений бывшего президента была контртеррористическая борьба. Фактически, к середине 90-х Хосни Мубарак предотвратил «алжирский сценарий», полностью выбив подпольную инфраструктуру исламистов. К слову, в начале правления президента теракты проходили в Каире регулярно. Только сам Мубарак пережил шесть покушений. Следующим плюсом в копилку этого президента Египта было создание инвестиционно привлекательного административного климата. Экономика поступательно развивалась, темпы роста значительно увеличились после назначения в июле 2004 года нового кабинета министров во главе с Ахмедом Назифом. Именно Ахмед Назиф и стал одной из опор режима Мубарака, человеком, который должен был реализовывать дальнейшие преобразования в экономике и обществе. Но вышло все по-другому…
Почему? Говоря о причинах так называемой «арабской весны», необходимо реконструировать политический ландшафт Египта, определить истинную мотивацию и действия сторон.
На 2011 год карта политической власти составляла довольно устойчивую структуру с центром в виде правящей Национально-демократической партии и различных фракций и течений. Глубоко ошибочно было бы причислять Хосни Мубарака к фракции военных. Также ошибочно рассматривать военную страту как самостоятельную политическую силу. Экономически военное сословие было вполне обеспечено и стояло на верхних этажах социального дома Египта, но, как таковое, не имело политической платформы.
Самостоятельность верхушки армии могла дать только гражданская, политическая надстройка. Кто ею в определенный момент стал – пока вопрос еще дискуссионный, но, судя по происходящим событиям, с большой долей вероятности, это различные олигархические группы, которым угрожали дальнейшие политические и экономические реформы Хосни Мубарака, которые он планировал начать в 2011 году. Об их начале президент публично заявил на ежегодной конференции правящей Национально-демократической партии в 2010 году. Тогда же были озвучены масштабные социальные реформы. В этом плане анатомия египетского протеста до боли схожа с событиями в России, когда во главу угла встали не экономические реформы, а вопрос власти – категорическое требование смещения президента any way, any cost. С другой стороны – высшее военное чиновничество. Планы Мубарака по кардинальному переформатированию кадрового состава правительства и всего экономического блока, массовому вводу кадрового резерва, формированием которого и занимался сын президента Гамаль, стали явной угрозой потери экономических преференций и власти для вооруженных сил. Эта угроза и толкнула высшие чины армии к альянсу с олигархической верхушкой, которая и выступила главным спонсором египетской революции.
Роль исламской оппозиции в ключевых событиях явно переоценена. «Братья-мусульмане» при всех своих возможностях не имели ресурсов, чтобы организовать социальный взрыв. Роль исламских националистов стала расти в геометрической прогрессии на втором и третьем этапе событий, когда образовался вакуум гражданской власти. Будучи властителями умов и сердец социальных низов, исламисты агрессивно заявили о своих правах на участие в переделе «властного пирога». Вместе с тем говорить об исламской оппозиции как субъекте переворота безосновательно. Отнюдь не исламисты оперативно лишили Мубарака всех возможностей по управлению ситуацией, заблокировав центральные объекты государственной инфраструктуры. Параллельно была парализована поддерживающая президента властная платформа – разгромлены ключевые пункты общественной безопасности – объекты МВД, службы госбезопасности (Mubahath Amn el Dawla – State Security Investigation Service). Не случайно «восставшие массы» также напали и сожгли центральное здание Национально-демократической партии в Каире, парализовав гражданский политический аппарат по всей стране. Сейчас мало кто вспоминает, но объекты общественной безопасности штурмовали хорошо обученные, вооруженные группы, которые шли в авангарде толпы. В этой ситуации руководство армии фактически предало своего президента, отстраненно наблюдая за планомерным уничтожением власти.
Доводы о неспособности армии восстановить порядок безосновательны. Армия Египта – самая многочисленная и хорошо вооруженная боевая сила на Ближнем Востоке. Верхушка армии спокойно дождалась паралича гражданской администрации, чтобы взять власть в свои руки. И ввод части войск был сделан не для сохранения стабильности, а для охраны того, что понадобится новым хозяевам Египта.
Резюмируя: ни о какой революции речь идти не может. Мы наблюдали спланированный государственный переворот. Его итогом будет или новая военная диктатура, или исламистский режим под зелеными знаменами – если «Братья-мусульмане» договорятся с олигархатом.
Ресурсы и возможности сторон
Организационная слабость «Братьев-мусульман» в данной ситуации сыграла во благо движения. Последовательно выбивая крайнее крыло «Братьев-мусульман», режим Мубарака толкал их к действию на легальном поле, где оппозиция вполне могла действовать. Естественный прогресс движения в сторону тактики социальных действий во многом схож с генезисом движения ХАМАС, которое за неполных 10 лет взяло в свои руки власть в Палестинской автономии. Активная социальная позиция и политика сделали из «Братьев-мусульман» влиятельную общественную силу, игнорировать которую было невозможно. Вместе с тем у политической платформы «Братьев-мусульман» – «Партии свободы и справедливости» – несмотря на большое количество образованных, европеизированных лидеров есть стратегический недостаток – отсутствие практики управления. За армией же стоят значительные финансовые ресурсы, и что более важно – административный аппарат. Это уравнивает силы сторон и подталкивает их к диалогу.
Предвыборные баталии
Говоря о предвыборной гонке, которая в принципе сейчас уже может считаться оконченной, необходимо выделить два ключевых момента: а) выборы оформили контуры (и приоритеты игроков) политической системы Египта на ближайшие годы, б) система неустойчива, так как сохраняется конфликт интересов по ряду стратегических направлений.
Логика событий довольно ясна. Армия окончательно оформила так называемый «турецкий прецедент», выведя вооруженные силы из-под политического контроля, став определяющей политической силой в Египте. Эта идея связывает все действия маршала Тантауи в одну стройную конструкцию. В аккурат перед вторым туром выборов военные через суд, по сугубо формальному поводу, объявили итоги парламентских выборов недействительными. Чуть позднее был принят декрет ВСВС, по которому бюджетные вопросы и контроль над финансами остаются у военных до избрания нового парламента. Фактически была произведена вторая фаза государственного переворота, которая утвердила диктат армии над гражданскими институтами. Расчет ВСВС был точным и выверенным. Исламская оппозиция, занятая президентскими выборами, работой с массами, и внутрифракционной борьбой, просто не имела ни организационных, ни интеллектуальных ресурсов, чтобы оппонировать планам армии. Главный козырь – выход на улицы – автоматически бы обнулил все достижения исламистов на предвыборной гонке. В такой ситуации уличное противостояние было одинаково вредно всем. Ранее, в ноябре 2011, года армия четко дала понять, что будет жестко пресекать любые угрожающие власти уличные волнения.
В таких условиях передача поста президента кандидату от исламистов Мохаммеду Мурси было событием для военных вполне допустимым. За Мохаммедом Мурси нет структуры, способной адекватно противостоять государственной машине. Финансы до избрания парламента находятся у них в руках, президент лишен права объявлять войну, парламент распущен и его судьба (точнее судьба выборов) не определена.
Сейчас главным предметом переговоров будет окончательное «умиротворение» «Братьев-мусульман» в обмен на политические перспективы. В данном случае интрига заключается в том, насколько выгодно политики-исламисты смогут «продать» эту услугу. Другие пути ведут в тупик. У исламистов есть возможность вывести массы людей на улицу. Однако противостоять армии и полиции они не смогут. Возможность начала гражданской войны военных не пугает – население не вооружено, а гражданская война без четкой организации и оружия невозможна. Любые попытки коллег-революционеров из соседних стран (в первую очередь, Ливии) помочь будут рассматриваться как иностранное вторжение, а Ливия явно не готова к столкновению с египетской армейской машиной. Позиции военных в Египте сейчас устойчивы и сильны. Они смогут, в случае необходимости, подавить практически любые выступления. Это понимают и «Братья-мусульмане». Сейчас для нового президента главное – вернуть себе инструменты политического влияния. В первую очередь по формированию Кабинета министров. Столь подвешенное состояние должно сделать Мурси и «братьев» более сговорчивыми – тем более, что военные сумели доказать, что они могут на вполне законных основаниях управлять ситуацией достаточное время.
Главным нестабильным элементом политической системы Египта остаются салафиты. Вопрос о поддержке партии «Ар-Нур», представляющей в Египте салафитов, в скором времени станет главным предметом диалога «Братьев-мусульман» с военными. Победа, а, точнее, допущение до победы исламского кандидата, не означает карт-бланш идейно близким союзникам. Скорее наоборот, снижение активности салафитов на руку как военным, так и «Партии свободы и справедливости». Салафиты – это инородное образование в стране исторически устойчивого исламского суфизма. Сейчас партия «Ар-Нур» – главный дестабилизатор ситуации. Как таковой политической программы салафиты не имеют, и в целом как политическая сила дальше примитивного популизма они не ушли. Их аудитория – это социально уязвимые низы. Можно предположить, что египетские салафиты станут предметом серьезного спора между Египтом и Саудовской Аравией, которая является их главным спонсором.
Выводы
Египет продемонстрировал успешный опыт военного переворота на основе синтеза «бескровных» революций и специальных операций. Главной причиной и целью военной реакции была угроза реформирования системы власти. Поспешный и скомканный суд над бывшим президентом Египта Хосни Мубараком и знаменитый указ о «политической изоляции» закрепил этот тезис как политическую реальность. Разрушение действующей политической и общественной инфраструктуры закономерно привело к взрывному росту влияния исламской оппозиции. Вместе с тем для захвата и удержания власти у братьев-мусульман» не было и не могло быть ни ресурсов, ни возможностей. Сейчас исламская оппозиция переживает политический ренессанс, получив историческую возможность вырасти в реальную политическую силу под знаменами исламского национализма. Насколько это реализуемо, покажет время. Пока же, безусловными хозяевами Египта являются военные. Одним из важнейших выводов из ситуации является повторение «турецкой модели», где военные являются самостоятельной и преобладающей политической силой, определяющей путь развития страны. «Реформа» ВСВС полностью вывела армию из-под контроля гражданской власти и передала военным исключительное право по управлению финансами государства. Итоги будущих выборов в Парламент также будут зависеть от позиции маршала Тантауи и его окружения.
Вместе с тем при всех плюсах текущего положения сложившаяся система стратегически неустойчива. Армии пока нечего предложить египетскому обществу. С учетом катастрофического положения в национальной экономике, социальное недовольство будет расти, чем с удовольствием воспользуются оппоненты ВСВС, в первую очередь – салафиты. Козырь военных, административный аппарат, будет терять свою силу, параллельно с повышением у исламистов управленческого опыта.
Сейчас в Египте складывается парадоксальная ситуация, когда умеренная исламская оппозиция выступает в роли социального двигателя. Жесткие политические ограничения заставят нового президента и его политическую платформу эволюционировать, искать внешних и внутренних союзников. Это открывает перед странами, имеющими интересы в регионе, новые, доселе неизвестные возможности.