Разрешение американского бюджетно-долгового кризиса произошло в самый последний момент, в лучших традициях американского кинематографа. И хотя большинство экспертов были уверены, что дефолта не будет, одного только предположения, что столь масштабная катастрофа возможна, хватило для того, чтобы пресса две недели только о ней и писала.
А вот на саммите G20 в Санкт-Петербурге даже не обсуждался вопрос о возможных последствиях дефолта США. По той простой причине, что он приведет к «переходу всего мира на натуральное хозяйство». И теперь все чаще можно услышать слова о том, что «мировая финансовая система стала громадным искусственным наростом на теле реальной экономики».
Противостояние вокруг американского бюджета развернулось между Бараком Обамой и консервативным крылом республиканской партии. Многие эксперты считают, что консерваторы свой бой проиграли вчистую. Достаточно вспомнить о призывах к конгрессменам в американских социальных сетях «перестать быть детьми».
В отечественной прессе тут же распространилось мнение о том, что этот кризис является показателем того, что американская государственная система не идеальна и дает сбои. Однако не все эксперты с этим согласились. Так, известный американский политолог, публицист и политический комментатор Бэн Шапиро считает, что не система не в состоянии действовать бесперебойно. Проблема состоит в том, что ее хотят искусственно перекроить. И то, что мы видели во время кризиса, ― это ее сопротивление («РИА Новости», 17.10.2013г. www.ria.ru «Америка передумала совершать самоубийство, но от этого не легче», Дмитрий Косырев, полит. Обозреватель РИА Новости).
Дефолт (от английского default) — невыполнение, несоблюдение обязательств или правил. Обычно термин используют для обозначения ситуации, когда государство оказывается неспособным производить своевременные выплаты по долгам и/или отказывается от своих обязательств. Иными словами, становится банкротом. Объявить себя банкротом может как государство, так и компания. И даже частное лицо. Но термин дефолт чаще применяется по отношению к государствам.
Технический дефолт ― термин, который часто встречался в СМИ в последние две недели ― отличается от обычного тем, что в такой ситуации заемщик отказывается от своих обязательств тогда, когда физически он их выполнять может. Это, по всей видимости, и имел ввиду Бэн Шапиро, когда в недавнем интервью порталу Terra America сказал, что не стране (США) грозит дефолт, а президент Обама угрожает дефолтом.
То есть речь шла практически о шантаже. На деле объявить такую страну как Америка банкротом было бы довольно сложно ― это вполне могло бы привести к последствиям мирового масштаба («РИА Новости», 17.10.2013г. www.ria.ru «Технический дефолт»).
Впрочем, последствий никто дожидаться и не собирался. Планка госдолга США была поднята на $328 миллиардов, и теперь он зашкалил за $17 триллионов. За последние 53 года, как сообщает американское казначейство, это уже 79-е по счету повышение планки. В пересчете на каждого отдельно взятого гражданина получается, что личный долг среднестатистического американца равен $54 тыс. («РИА Новости», 19.10.2013г. www.ria.ru «Государственный долг США превысил отметку в $17 триллионов»).
Полноценный бюджет будет принят до середины декабря. Новый потолок госдолга поднят до 7 февраля, а государственные ведомства восстановили свою работу по крайней мере до 15 января («Эксперт», 17.10.2013 г. www.expert.ru «Дефолта пока не будет»).
Европейский банковский союз
Канцер Германии Ангела Меркель после своего переизбрания развернула активную деятельность в рамках ЕС. Она предлагает внести изменения в основные документы о Европейском союзе (14-й протокол к учредительным договорам о Евросоюзе). Изменения должны позволить Еврокомиссии с каждым государством союза в отдельности заключать договор, который будет направлен на повышение контроля над бюджетами и экономической политикой этих стран. В обмен эти государства смогут рассчитывать на дополнительную финансовую помощь. Глава Европарламента Мартин Шульц не видит в этом нужды и полагает, что необходимо руководствоваться теми документами, что были приняты за последние три года, а не составлять новые.
Не согласны с Меркель и возможные партнеры по коалиции ― Социал-демократическая партия Германии (СДПГ), к переговорам с которой ХДС/ХСС пришлось вернуться, когда переговоры Ангелы Меркель с зелеными не увенчались успехом («РИА Новости», 21.10.2013г. www.ria.ru «Меркель хочет расширить контрольные полномочия Еврокомиссии»).
Здесь тоже решение пока не принято окончательно, так что переговоры продолжаются. СДПГ не намерена отказываться от своей главной задачи, которую она огласила в предвыборной программе, ― введение минимальной оплаты труда. А вот в вопросе о введении дополнительного налога для наиболее обеспеченных граждан социал-демократы пошли на уступки.
В то же время партийные лидеры СДПГ помнят, что их рейтинг сильно пострадал после первой коалиции с ХДС/ХСС. Так что переговоры еще нельзя назвать завершенными («Эксперт», 17.10.2013 г. www.expert.ru «Необходим компромисс», Сергей Мануков).
Пока Канцлер Германии говорит о большем «дисциплинарном» контроле над экономиками стран, входящих в состав ЕС, Член исполнительного комитета ЕЦБ Йорг Асмуссен призывает увеличить контроль над европейской финансовой системой, что, по его мнению, позволит усилить ее.
Речь идет о новом банковском союзе. По сообщениям «Профиля» со ссылкой на немецкий Der Spiegel, за последние два года европейские банки потеряли больше 80 миллиардов евро, и теперь более 130 крупных финансовых организаций ждет проверка на кредитоспособность.
Банки должны будут избавиться от «проблемных» кредитов. То есть таких, которые могут быть частично или полностью не возвращены. Они также должны нарастить собственный капитал до той отметки, которую назовет ЕЦБ. Некоторые главы банков считают, что если ЕЦБ примет слишком жесткие критерии, банки могут не найти под них финансирование. Уже сейчас аналитики Бундесбанка полагают, что семи крупнейшим банкам Германии необходимо добрать 43 миллиарда евро активов.
Новые международные требования к капиталу будут вводиться постепенно до 2019 года. Кроме того, требования к капиталу, которые раньше разнились от страны к стране, будут унифицированы, что создаст дополнительные проблемы банкам в не столь благополучных странах, как Германия.
Однако в ЕЦБ уверены, что «гнилые яблоки» не должны оказаться «в одной корзине с хорошими». По словам Йорга Асмуссена, только такие жесткие меры позволят «восстановить доверие к европейской финансовой системе» в целом («Профиль», 16.10.2013 г. www.profile.ru «Страх-тест: Европейский Центробанк планирует провести строгий аудит финансовых концернов еврозоны», Мартин Хессе, Кристоф Паули, DerSpiegel).
Конференция «Женева-2»
В двадцатых числах октября в Женеве должны были состояться переговоры между Ираном, пятью странами, обладающими правом вето в Совете безопасности ООН, и Германией. В частности, конференция должна была способствовать началу переговоров сирийской оппозиции с правительством Сирии. Есть и другие вопросы, требующие решения. По мнению экспертов, многие виды химического вооружения невозможно уничтожить на сирийской территории, и США ведут переговоры с Турцией и Иорданией, а также некоторыми европейскими странами для того, чтобы найти возможность ликвидации отравляющих веществ («Коммерсант», 17.10.2013 г. www.kommersant.ru «Арсеналы нон грата», Елена Черненко).
Однако еще 17 октября стало известно, что «Женева-2» может быть перенесена на конец ноября – начало декабря. Об этом во время своей пресс-конференции в Москве сообщил вице-премьер Сирии Кадри Джамиль, он же предположил что «Женева-2» состоится 23-24 ноября. Представитель МИД РФ Александр Лукашевич, однако, заметил, что точную дату может определить только генеральный секретарь ООН. Но генсек ЛАГ Набиль аль-Араби придерживается мнения, что конференция состоится именно 23 ноября («РИА Новости», 20.10.2013г. www.ria.ru «Генсек ЛАГ: конференция по Сирии в Женеве состоится 23 ноября»).
Российский МИД связывает проблему определения сроков начала новой конференции с отказом сирийской оппозиции от участия в ней. Официальный Дамаск при этом к переговорам готов.
В вопросе об «иранской разрядке» США и ЕС пока не намерены сдавать своих позиций без значимых уступок со стороны Исламской республики. В апреле 2013 Ирану уже советовали прекратить обогащение урана до 20%, а уже обогащенное ядерное топливо обеднить до 5% или же избавиться от него. Также требовалось допустить инспекторов МАГАТЭ на ядерные объекты.
Иран ответил отказом. «Мы будем обсуждать форму обогащения урана и его количество, но вывоз обогащенного урана за рубеж для нас ― это красная линия», ― заявил заместитель министра иностранных дел Аббас Арагчи. Тегеран ждет также и существенного ослабления санкций в ответ на дружественные шаги навстречу США («Профиль», 16.10.2013 г. www.profile.ru «Ядерные переговоры в Женеве: Иран делает ставку на ослабление санкций», Маттиас Гебауэр, Грегор Петер Шмитц, Spiegel Online).