От редакции: В конце января новые таможенные правила, затронувшие рынок интернет-торговли, стали одной из самых горячих тем общественных дискуссий в России. Многие увидели в них возврат к железному занавесу и даже новую классовую войну: мол, основному классу – не столь активно пользующемуся интернетом, если пользующемуся вообще – все равно, а «настоящих» людей лишают права выбора: что, где и как покупать за свои деньги. Наталья Войкова постаралась разобраться в существе данной таможенной инициативы, причинах вызванных ими неудобств и подобных прецедентах в других странах.
* * *
Суть проблемы
В январе нынешнего года крупнейшие компании, входящие в Ассоциацию экспресс-перевозчиков (DHL, DPD, Pony Express, TNT, FedEx и UPS), прекратили доставку в Россию посылок частным лицам. На днях Федеральная Таможенная Служба, вроде бы, договорилась с взбунтовавшимися перевозчиками о более удобных условиях ввоза в Россию посылок для частных лиц, но осадок, новые пошлины и возможность ограничений остались.
Логика событий следующая. В прошлом году таможня вдруг обнаружила, что в страну стало приходить много посылок. За 2012 год, по различным оценкам, от 7 до 23 миллионов отправлений на сумму в 2,8 миллиарда евро. Люди, которым надоели многократно и неоправданно завышенные цены, научились покупать нужные им вещи в иностранных интернет-магазинах. Причем, осознав, сколько действительно стоит аналогичный товар за рубежом и то, как быстро и качественно его могут доставить, тут же привыкли к этой удобной опции. Образовались даже компании коллективных закупок, которые привозили партии товаров, уже персонально купленные физическими лицами.
Ход мысли чиновников понятен и прост: мимо казны прошли три миллиона таможенных пошлин и НДС. А тут еще российские интернет-торговцы натолкнули на мысль о том, что это колоссальный удар по отечественным производителям и гигантский ущерб российским торговым предприятиям!
Реакция чиновников тоже была проста: снизить лимит беспошлинного ввоза с 1000 до 150 евро; ввести новые требования к весу, количеству и периодичности посылок; усложнить декларирование (расширив список документов, необходимых для прохождения таможни). Теперь помимо копии паспорта с регистрацией покупателя, самого заказа и фотографий товара нужно будет предъявить оригинал выписки с банковского счета с указанием интернет-магазина (как получателя платежа), подлинники договора на оказание услуг таможенного декларирования и копию банковской карты. То есть, если ты хочешь заказать два CD-дисков на Амазоне, к ним нужно приложить пять документов. Более того, в том случае, если оплата совершалась с чужой банковской карты или адрес доставки не совпадает с адресом регистрации в паспорте, тебе придется писать объяснительную.
Последствия не заставили долго ждать. Первыми с такой системой отказались работать крупнейшие перевозчики, опасаясь потерять свою репутацию быстрых и точных доставщиков. Это вылилось в колоссальное раздражение и головную боль частных получателей, на защиту которых встало Общество по защите прав потребителей. И, наконец, под сомнение было поставлено выживание отечественной интернет-торговли в целом. Не говоря уже о подмоченном имидже отечественных интернет-продавцов, которым русский шоппер объявил бойкот.
И вот, уже в Москве запланировали два митинга недовольных интернет-потребителей – 8 февраля и 1 марта. В одном из них даже было заявлено 10 000 участников. Впрочем, многие скептически предполагают, что оба мероприятия провалятся: холодно, заинтересованная аудитория специфическая, да и не все понимают, что конкретно отстаивать...
Между тем, две проблемы, как это у нас принято, смешали в одну кучу: проблему отечественного ценообразования, и желание государства навести порядок на новом, малознакомом ему рынке.
В первом случае отечественный бизнес попытался избавиться от иностранных конкурентов руками государства – по его логике изменение разрешенной суммы зарубежных покупок могло бы подтолкнуть потребителя приобретать товар не у китайцев, а у наших по цене в 5-7 раз выше. Во втором – чиновники захотели навести порядок и получить дополнительные средства в казну. Вот из-за второго службы доставки и не захотели больше работать с РФ. А на первое всем оказалось плевать. Потому что, даже переплатив треть цены, покупать за границей русскому человеку все равно будет выгодно. Непонятно, конечно, почему при получении дистанционного товара речь идет о возвращении старой пошлины 30%? Но платить ее в целом люди готовы.
Как электронные коммерсанты с государством заигрались
Долгое время интернет-торговля была для нас чем-то далеким. Люди приезжали из заграницы, хвастаясь целыми гардеробами, купленными там по российской цене одной пары фирменных джинсов.
«Вот бы нам такой выбор и такие возможности, как у них»,
– мечтали мы.
Конечно, какие-то возможности покупать он-лайн были и у нас. Например, в конце 1990-х в России даже появилась маленькая питерская компания «Интернет-решения», которая пробовала что-то продавать через сеть. Сейчас эта компания называется Ozon. И все же более или менее заметным явлением онлайн-торговля у нас стала только в конце 2000-х. Отчасти это было связано с ростом числа экспресс-переводчиков и их услуг, набиравшими популярность банковскими картами и новыми возможностями электронных платежей.
Появились и наши крупные игроки, но их цены и ассортимент мало чем отличались от офлайн-торговли. К тому же, открытие Амазоном доставки в РФ буквально взорвало рынок и наглядно показало всю неконкурентоспособность местных интернет-магазинов, как в плане цен, так и в плане скорости доставки и сервиса.
Сначала государство всего этого не замечало. А если и замечало, не знало, что с этим рынком делать. Пару лет назад неожиданно оказалось, что этот рынок уже довольно велик. На нем присутствовало сразу несколько отраслевых ассоциаций[1], которые, то взлетали, то падали. Но при этом рынок оставался в тени и толком никак не регулировался.
В 2012-2013 годах «магазинщики» из АКИТ[2], предчувствуя растущий интерес государства к е-сектору, хотели предотвратить последствия вмешательства извне. Они пытались заменить госрегулирование саморегулированием, даже собирались сертифицировать все интернет-магазины. Но в итоге решили, что проще – сфокусироваться на внешнем враге, вместо того, чтобы разбираться с внутренними проблемами. У профессионального сообщества созрела идея: главный враг – иностранные интернет-магазины. Условия работы не равны, таможенные правила слишком мягкие, а доля рынка и интерес покупателей – вот он, уплывает на глазах.
Стратегия была такая: запретить поставки от зарубежных конкурентов и параллельный импорт, который дает возможность ценовой конкуренции. Сначала это обсуждалось в кулуарах конференций. И крайне аккуратно – в комментариях СМИ. Никому ведь не хотелось быть «душителем свободы» в глазах потенциальных клиентов.
Затем, около года назад, бизнесмен Оскар Хартманн – создатель Kupivip, который в народе называется «Купи лох», – предложил сделать запретительный налог на товары из-за границы, якобы чтобы стимулировать этим покупки в России. Над этой инициативой тогда все смеялись.
Проблема в том, что многие участники АКИТ – компании-старожилы – не стали изучать другие модели и особенности современного интернет-бизнеса, а ринулись в бой по старой колее. «Эксперты» Ассоциации оптимистично рапортовали о росте российской электронной торговли, компании устраивали гонку рекламных бюджетов в топ-40 онлайн-магазинов, топ-менеджеры пели оды надежности и расторопности «Почте России», в то время как народ уже несколько лет слагает об этой корпорации анекдоты.
Тем не менее, тема звучала все громче, и наконец стала официальной отраслевой позицией. В 2013-м АКИТ пролоббировала ее настолько, что идея попала даже в послание Президента Федеральному Собранию.
О необходимости изменений и инициативе уравнять онлайн и офлайн-ритейл Владимир Путин неожиданно упомянул в декабре, предложив решить проблемы строительства доступного жилья за счет упорядочивания интернет-торговли.
Что имел в виду Президент? Если смотреть на миллионный совокупный оборот по потоку товаров из зарубежных интернет-магазинов в Россию (так называемый кросс-бордер) – зарабатывает на этом всем за счет тарифа «Почта России», через которую проходят посылки. И российская казна могла бы прирастать за счет налогообложения этой структуры и других компаний, которые занимаются доставкой. Эти дополнительные средства (по данным Министерства Финансов примерно 20-40 миллиардов рублей) можно было бы направить на реализацию программы «Жилье для российских семей». В частности, на подвод коммуникаций к новым участкам строительства, как уточнял позже министр строительства и ЖКХ Михаил Мень.
Казалось бы, сообщество наших интернет-ритейлоров выиграло – их услышали на самом высоком уровне. Но вдруг борьба с «конкурентами» руками государства приобрела реальные очертания. Реплика Президента на тему интернет-торговли оказалась для чиновников полной неожиданностью. И, торопясь исполнить поручение, не удержались от перегибов и уже помянутого «сваливания в одну кучу». Чем все закончилось, мы с вами знаем. ФТС тут же озвучила ряд инициатив: от снижения порога таможенной пошлины до ограничения количества посылок в месяц до одной штуки.
У таможни своей головной боли хватало. В порядке эксперимента она еще в апреле упростила процедуру таможенного оформления грузов для частных компаний экспресс-доставки[3]. Это было сделано для обкатки новой редакции Таможенного кодекса Таможенного союза. В намечающихся законодательных поправках (которые планируют рассмотреть в конце февраля и принять в апреле), эти упрощенные нормы будут рассматриваться вместе со «скандальными» нормами по регулированию интернет-торговли, с поправками в закон о почтовой связи, в таможенное законодательство, в Налоговый кодекс...
Что касается банковских карт и прописок, чем так возмущены покупатели и перевозчики – это тоже, своего рода поиск оптимального варианта решения одной из проблем. Сейчас таможня открыто признает, что администрирование нормы в 1000 евро очень плохое. Если вам пришла посылка стоимостью 1100 евро, то пошлину возьмут. Если вы получили три посылки по 500 евро, то, скорее всего, вас не заметят. Нет системы отслеживания, а потому инициативы вроде «а давайте не будем доставлять на работу» и «а давайте проверим банковскую карту» скорее всего, связаны именно с попытками улучшить администрирование этой нормы.
Нечто подобное в наступившем году ввело правительство Аргентины. Администрация государственных доходов (AFIP) этой страны ограничила своих граждан в возможности покупок товаров на зарубежных сайтах, установив лимит не более двух закупок в год на общую сумму 25 долларов (все, что выше этой суммы, облагается 50% налогом). Глава AFIP Рикардо Эчегарай объяснил, что новые меры были реализованы «в целях оптимизации отслеживания сделок». Но к Аргентине мы еще вернемся…
К концу января участники отечественного рынка интернет-торговли «протрезвели» и наконец поняли, что запретительный подход вовсе не решает внутренних проблем отрасли. Как минимум, потому что российские магазины иностранным не конкуренты, поскольку работают на разные целевые аудитории. В России покупают те, кому нужно сейчас, и для кого вопрос цены – второстепенный. А ориентированные на заграничную торговлю покупатели в массе своей – охотники за скидками, они другие (психологически, социально, культурно).
Не решит это и самой актуальной российской проблемы – доставки. В то время как зарубежная торговля могла бы позволить логистическим компаниям, прежде всего, «Почте России», встать на ноги. Конечно, если бы у этой структуры было желание вкладывать полученные от «международки» сверхприбыли в совершенствование собственного сервиса. К тому же, пошлины не остановят трафик – потребитель обязательно найдет как покупать товар в понравившихся ему интернет-магазинах. Об этом напрямую говорят и сами таможенники. То есть, нововведения явно ухудшат жизнь простого покупателя, но при этом вовсе не поставят отечественные магазины в положение опекаемого АвтоВАЗа.
Более того, прикрываясь благими намерениями спасения российской экономики, заботы о гражданах России и поступлениях в бюджет, электронные коммерсанты думали, что заставят народ покупать у них. А получилось, что создали образ врага. Ведь теперь покупатель абсолютно точно знает, кто хочет залезть в его карман.
Начав активно размахивать лозунгом на всех уровнях власти о растущих объемах трансграничной интернет-торговли, о «сером импорте» и контрафакте, активисты от электронной коммерции вдруг поняли, в какой угол загнали отечественную интернет-торговлю[4].
Было бы понятно, если бы, например, АКИТ выступила за налоговые льготы для отечественных интернет-магазинов, торгующих товарами российских производителей. А пока что-то подсказывает, что именно с отечественных интернет-магазинов и начнется «борьба ФТС против «серого импорта» и контрафакта», «борьба ФНС против уклонения от уплаты налогов», «борьба Финмониторинга против незаконных транзакций» и так далее. Поскольку противодействия «серому импорту», контрафакту и параллельному импорту коснутся всех. Ведь вся эта история показала, что активность государства никак не связана с бизнес-интересами российских компаний[5].
Если выросло новое направление беспошлинного импорта, государство должно как-то отреагировать. Даже если инициативы ФТС не найдут поддержки в правительстве, государство вряд ли оставит без внимания быстрорастущий сегмент онлайн-коммерции. И тем самым будет мало чем отличаться от других государств.
В прошлом году, когда объем рынка интернет-торговли в Китае достиг 190 миллиардов долларов[6], правительство начало искать свои пути регулирования розничной интернет-торговли. В начале 2013 года в СМИ стали появляться сообщения, что Пекин готовит реформы в области e-commerce. Учитывая степень контроля местных чиновников за всемирной сетью, есть все основания ожидать от Пекина неординарных решений…
Другие страны тоже периодически регулируют свое законодательство. Например, с января 2014 года Финляндия отменяет возможность проводить по процедуре таможенного транзита посылки, прибывшие из-за пределов Европейского Союза. Другими словами, теперь они будут доставляться на домашний адрес адресата или в ближайшее почтовое отделение только после уплаты соответствующих таможенных пошлин.
Даже в самой свободной стране-основательнице этого вида торговли – в США – весной 2013 года Сенат одобрил Закон о честной торговле (Marketplace Fairness Act), который (в случае, если его одобрит Палата Представителей и подпишет президент) обяжет магазины взимать с покупателей налог с продаж в пользу тех штатов, куда были заказаны товары. Это стремление законодателей обложить налогом онлайн-торговлю служит доказательством ее растущего влияния на экономику США[7]. Потому что в современном мире с нестабильной экономикой, где правительства ищут любые способы пополнить пустые бюджеты, игнорировать прибыльный бизнес – неоправданная роскошь.
Аргентинские ошибки
Чтобы посмотреть на ситуацию со стороны, вернемся к Аргентине, которая, как и власти России, пытается сегодня ограничить интернет-покупки в иностранных магазинах.
Действия властей Аргентины и России похожи, но ключевые причины их различны. Россия стремится повысить объем налоговых поступлений, а также защитить торговые предприятия, действующие внутри страны. Аргентина же пытается остановить катастрофический отток валюты, что для России гораздо менее актуально (наши валютные резервы формируются в значительной мере за счет нефтяных поступлений и от валюты на руках у населения зависят гораздо меньше), и через снижение спроса на валюту укрепить позиции национальной денежной единицы.
В 2013 году объем валютных резервов Аргентины упал до самого низкого уровня за последние семь лет. В связи с этим правительство страны ввело ряд ограничений на операции с иностранной валютой. На сегодняшний день гражданин Аргентины может купить любую иностранную валюту по официальному курсу лишь по разрешению налоговых органов, в ограниченном количестве и только для выезда за границу. Покупка долларов в целях накопления запрещена. Любая покупка товаров аргентинцами через международные сайты теперь также должна быть задекларирована. При этом вся процедура должна производиться для каждой новой покупки отдельно. С этого года товары, ввозимые через веб-сайты, такие как Amazon и eBay, больше не поставляются по почте на домашний адрес, их забирают на таможне.[8]
Цель аргентинских властей – поддержать отечественного производителя и позволить внутренней торговле реабилитироваться. Но, несмотря на усилия правительства, после введения подобных ограничений в стране появилось множество обходных путей. Появились неофициальные обменные точки, где доллары покупаются и продаются по уличному курсу. Интернет-посылки начали доставлять через иностранных посредников-агрегаторов, когда посылка из магазина направляется не напрямую покупателю, а на адрес физлица за рубежом, а уже от него пересылается в страну, как обычная посылка, например, от родственников. Таким образом, отследить объем реальной интернет-торговли невозможно. Таможня теперь с большим трудом справляется с точным учетом расходов каждого потребителя. К тому же, ей уже требуется серьезный дополнительный бюджет на администрирование и контроль.
Конечно, рост покупательской активности внутри страны вырос, но от отсутствия вариантов, а не от чудом улучшившихся и подешевевших национальных товаров. По прогнозам аналитиков подобные «тепличные» условия для внутреннего бизнеса опасны тем, что лишают его конкурентоспособности из-за искусственно сжатого рынка.
Что до запретов, они не спасут золотовалютные резервы Аргентины, поскольку причиной этому является вовсе не интернет-торговля, а популистская экономическая политика государства. Стране практически закрыт доступ на внешние рынки – то есть крайне мало источников привлечения свободно конвертируемых валют.
Защищать своих производителей и свою розницу – это нормальная здоровая цель для любого государства. Однако долгосрочный положительный эффект приносят только меры, связанные с системным повышением конкурентоспособности собственной продукции, собственного бизнеса.
Введение ограничений в сфере зарубежных интернет-покупок характерно для стран, которые сильно зависят от импортных поставок, чей уровень внутреннего производства потребительских товаров недостаточен.
Американские уроки
Весной 2013 года консалтинговая компания Forrester Research опубликовала исследование, в котором оценила объем потребительской онлайн-торговли в США в 262 миллиарда долларов. По прогнозам компании к 2017 году оборот онлайн-коммерции в США составит 370 миллиардов долларов.
Почему онлайн-торговля выстрелила именно в США? Вероятно, потому что для этого в стране были все предпосылки. Пока в 90-х мир только привыкал к e-commerce, Национальный научный фонд США (National Science Foundation, NSF) полностью снял все ограничения на коммерческую деятельность в интернете. И тут же в 1995 году появился онлайн-магазин Amazon. За первые два месяца ресурс наладил доставку книг во все 50 штатов США и в 45 государств мира. И в 1999 году выручка компании достигла 1,6 миллиарда долларов.
Сами американцы видят причины такого успеха компании в ее налаженной службе клиентской поддержки и готовности к рискованным экспериментам. Но на феномен Amazon повлияло множество других факторов, в том числе и мудрая государственная политика.
Во-первых, американцы быстрее других наций освоили интернет – к середине 90-х к нему имело доступ 14 % взрослого населения страны, а к началу 2000 года – все 50 %. Во-вторых, способ оплаты онлайн-покупок – пластиковыми картами – был уже привычен американцам. По данным ФРС США, в 1998 году примерно 73% американских семей владели какой-либо банковской картой. В третьих, онлайн-коммерция едва ли так развилась здесь, если бы не Почтовая служба США, которая много лет удерживает высочайшие показатели доверия со стороны населения. Это не считая частных почтовых сервисов (FedEx и UPS) с их гарантированной экспресс-доставкой.
Огромную роль сыграло и то, что правительство США сумело быстро создать юридический фундамент для онлайн-коммерции. Четкие правила помогли убедить американцев в надежности и безопасности интернет-шоппинга.
Понимание государством того, что законы для традиционной торговли требовали не только адаптации для интернета, но и собственной юрисдикции, помогло отрегулировать интернет-коммерцию четким и понятным сводом законов. Приоритеты для глобальной интернет-торговли Вашингтон начал вырабатывать еще в 1990-е годы, опубликовав документ «Основы электронной коммерции в мире».
Документ выделил основные принципы развития e-commerce: главенство частной инициативы и минимальное вмешательство государства (что было характерно для экономической традиции США). Власти обязались лишь предоставить пользователям сети четкие правила и законы взаимодействия.
Учитывая федеральное устройство страны,[9] юристы разделили сайты на три категории — интерактивные, созданные для коммерции и совершения сделок; пассивные, лишь предоставляющие информацию; и комбинированные, сочетающие признаки первых двух. В первом случае власти штатов получили все права для регулирования деятельности интерактивных сайтов, в то время как для пассивных был предусмотрен минимальный контроль. В случае со «средней» группой, судам приходилось решать вопросы в индивидуальном порядке. Этот принцип деления по «уровням вовлечения» используется и сегодня в международной практике интернет-торговли.
Ключевым для индустрии онлайн-коммерции в США стало принятие в 1999 году Закона об унифицированных электронных сообщениях и Закона об электронной подписи. «Цифровая» подпись под контрактом приравнялась к обычной, и юристы получили фундамент для регулирования онлайн-отрасли.
Что до бизнес-климата, пока еще американские онлайн-магазины избавлены от необходимости взимать со своих покупателей местный налог с продаж при условии отсутствия их представительств в конкретном штате (следит за всем происходящим в интернет торговле Федеральная торговая комиссия США). Ряд штатов США[10] полностью отказались от налога с продаж, что стало конкурентным преимуществом для расположенных там интернет-магазинов.
Но, как мы писали выше, в ближайшем будущем ситуация в США может измениться. И если «Закон о честной торговле» окончательно утвердят, магазины обяжут взимать с покупателей налог в пользу тех штатов, куда были заказаны товары.
К тому же подавляющее большинство американских штатов облагают налогом «use tax» покупки своих жителей за границей, в том числе на веб-сайтах иностранных компаний.
Р.S. Новые нормы
В Новом Свете регулирование интернет-торговли происходило уже после возникновения самого феномена. Частично это объясняется особенностями юридической системы США, которая опирается на прецедентное право. Кроме того, США были пионером в освоении интернет-технологий – юристы создавали правила для уже существующей реальности.
В ЕС выбрали иной путь, при котором государство задает движение отрасли, играя на опережение[11].
В России отрегулировать интернет-торговлю до возникновения этого феномена не успели, а значит, латать дыры в законодательстве придется сейчас. Если обратить внимание на практику самого успешного представителя онлайн-коммерции – США – можно заметить, что законодательство в сфере интернет-торговли работает только тогда, когда интернет выделяют в особую категорию бизнеса, не поддающуюся регулированию по старым правилам.
В свою очередь, ошибки государств, вводивших жесткие ограничения, еще не раз докажут, что к регулированию e-commerce нужно подходить комплексно – неожиданные одиночные меры типа введения дополнительного налога никакого результата не дадут.
[1] Они образовались в разное время, но не ранее 2003 года:
- АРИМ ( Ассоциация российских интернет-магазинов)
- НАДТ (Национальная ассоциация дистанционной торговли)
- НАУЭТ — (Национальная ассоциация участников электронной торговли)
- Комиссия по электронной коммерции в РАЭК (Российская ассоциация электронных коммуникаций)
- АКИТ (Ассоциация компаний итернет-торговли)
- АКРЭТ (Ассоциация компаний розничной электронной торговли)
[2] АКИТ – Ассоциация компаний интернет-торговли, куда входят крупнейшие интернет-ретейлеры, включая MediaMarkt, М.Видео, Эльдорадо, Связной, LaModa, Спортмастер, Ebay и проч. - http://www.akit.ru/
[3] Дело в том, что в обычном режиме курьерские компании оформляют таможенную декларацию на каждый товар для личного пользования в адрес физического лица. Однако в ходе эксперимента 60 компаниям было разрешено оформлять целую партию товаров по одному заявлению-реестру. В эксперименте не участвовали крупнейшие зарубежные перевозчики DHL Express, FedEx, UPS и TNT. И Минкомсвязь педлагала узаконить льготный режим и распространить эту практику на зарубежных операторов — DHL Express, FedEx, UPS и TNT.
[4] Александр Иванов, Президент Национальной Ассоциации Дистанционной Торговли: «Рынок интернет-торговли растет очень плохо, медленно. Его сейчас трогать совершенно не надо, на этот рынок надо даже не дышать. Если называть вещи своими именами, он растет именно за счет кросс-бордера. От кросс-бордер отечественная интернет-торговля скорее даже выиграет, как выигрывает любая устойчивая и клентоориентированная система от возрастания конкуренции. Пострадают, возможно, те, кого наши потребители нежно называют «барыгами», но тут уж ничего не поделать».
[5]Подтверждение этому – свежие инициативы января. Например, предложение депутата Яровой ограничить допустимую сумму оплаты электронными деньгами до тысячи рублей в сутки, что в разы меньше среднего чека в магазине, торгующем той же электроникой.
[6] Компания-оператор ряда китайских интернет-магазинов Alibaba Group, например, в 2012 году отчиталась о продажах в 170 миллиардов долларов — это больше, чем продажи Amazon и онлайн-аукциона eBay вместе взятых.
[7] В 2013 году в США в сфере розничной интернет-торговли заняты свыше 400 тысяч человек, а сама торговля в сети составляет до одиннадцати процентов от всей розничной торговли.
[8] По данным Argentine Chamber of Electronic Commerce, из 42-миллионного населения страны интернет-пользователями являются 31,1 млн граждан. Из них 10 млн человек (или четверть населения) регулярно совершают покупки в интернет-магазинах. Оборот интернет-торговли оценивается в 3,34 млрд долларов (0,7% ВВП). Шопятся аргентинцы в основном в Китае и США.
[9] Законы в штатах могут сильно отличаться друг от друга, в том числе и в сфере коммерции. Устоявшаяся традиция в Соединенных Штатах к началу XXI века гласила, что штат вправе осуществлять юрисдикцию над теми компаниями, у которых в этом штате «существенное присутствие». То есть, владелец маленького магазина в Айдахо мог не соблюдать торговые законы штата Мичиган, если не занимался в нем коммерцией. Однако в случае с онлайн-магазинами ситуация осложнялась тем, что совершать в них покупки теоретически мог любой американец в каждом из штатов.
[10] Аляска, Делавэр, Орегон, Монтана, Нью-Гэмпшир и Гавайи.