Terra America

05:45(МСК)
21:45(NY)
18:45(LA)
Год Сноудена в России

Автор: Наталья Демченко
Добавлено: 18.07.2014

События
0
ком
Последний бойскаут
Ушел из жизни создатель популярных блокбастеров
Оцените этот контент
     

Из новостной ленты: Голливудский кинорежиссер Тони Скотт, снявший среди прочего фильм «Лучший стрелок» с Томом Крузом, покончил с собой, прыгнув с моста Винсента Томаса в Лос-Анджелесе … Выходец из Великобритании и брат Ридли Скотта, Тони Скотт получил известность в 1980-е годы благодаря снятой им череде боевиков. Он был автором таких популярных фильмов, как «Багровый прилив», «Дни грома» и «Полицейский из Беверли-Хиллз-2». По словам сотрудника коронерского управления лейтенанта Джо Бэйла, свидетели видели, как режиссер вышел из своей машины и прыгнул в воду около 12:30 по местному времени (19:30 по Гринвичу в воскресенье 19 августа)…

* * *

Бывает, что некоторым смертям поражаешься не сильно, что, правда, не отменяет грусти и сожаления об утрате того или иного человека.

Например, Кен Рассел был очень старым режиссером, на самом деле сказавшим все, что хотел сказать в кино. И весть о его смерти хотя и была печальна, но все же пусть и бессознательно ожидаема.

Но есть и такие смерти, узнав о которых, просто невозможно поверить, что это случилось. Тем более, когда человек кончает жизнь самоубийством.

Что побудило Тони Скотта прыгнуть с моста в возрасте 68 лет, сказать трудно. Да этого и не нужно делать. Сказать нужно лишь то, что Америка и мир лишились одного из самых интересных кинематографистов.

Он работал в американском кино ровно тридцать лет. Первый его фильм вышел в 1982 году, последний – в 2010, но он вел какие-то проекты до самой смерти. Кажется, он был одним из тех режиссеров, фильмы которых производят такое впечатление, будто люди их создавшие никогда не состарятся и не умрут. Настолько эти фильмы были захватывающими и интересными.

Творчество Скотта резко отличалось от работ многих американских производителей кино. Его фильмы были всегда динамичными, но никогда не изобиловали спецэффектами. При этом он никогда не давал трюкам и экшену довлеть над сюжетом или персонажами. Вместе с тем никто не скажет, что фильмы Скотта – не авторские. Это не просто обыкновенные боевики, но фильмы, нередко жесткие, но с определенным авторским видением. Если что у него и было, так это особенный стиль.

Все фильмы Тони Скотта хороши. Некоторые известны больше, некоторые пересматривают чаще. Тем не менее, ни про один из них нельзя сказать, что он плох. Хотя «Кинопоиск» – не самый надежный показатель, но все же это дает нам кое-какие данные о признании автора. Так вот, если зайти на страничку Тони Скотта на «Кинопоиске», то можно обнаружить, что из его полнометражных картин почти все имеют рейтинг более 7 и только две немного меньше, 6.9. Это ли не признание?

Очевидно, что таланты позволяли Скотту работать в какой-угодно сфере кино – артхаусе, сложных драмах, резких боевиках. Однако он, вероятно, хотел, чтобы его фильмы были крупнобюджетными, и чтобы смотрел их массовый зритель. Нет, не глупый; серьезный. Но все же, ориентированный скорее на развлекательное кино, чем на эстетскую дребедень.

И даже здесь Тони Скотт оставался художником, сохраняя за собой право делать свои фильмы жесткими. Иногда не слишком, а иногда чересчур. Например, его картина «Месть» 1990 года в прокатной версии была на 23 минуты длиннее, чем того хотел он сам. Существует альтернативный – режиссерский – монтаж этого фильма, в котором Скотт убрал длинноту, большую часть развития мелодраматического сюжета, скучные диалоги, добавив несколько откровенных сцен и чуть больше насилия, и драма с остросюжетной развязкой превратилась в прекрасный остросюжетный фильм с не довлеющей любовной линией.

Это лучше всего характеризует Тони Скотта как художника: динамика и жесткость там, где она необходима, были его творческим кредо.

Некоторые из его картин заняли особое место в американской культуре. Уже его первый фильм «Голод» – эстетская вампирская драма – хотя и не был принят консервативными зрителями 1980-х годов, стал любимым среди узкой группы особо ярых поклонников. В их числе оказались и серьезные голливудские продюсеры, пригласившие работать Тони Скотта на другом проекте «Лучший стрелок».

Однако особенно примечательно, что «Голод» стал определенным символом, буквально самым распространенным фильмов среди субкультуры «готов», а начальные титры и сцены под композицию «Bela Lugosi's Dead» «Bauhaus», по моему мнению, являются одной из самых интересных находок американского кино 1980-х годов.

Бывало, что он слишком увлекался стилем. Особенно это характерно для его картин 2000-х годов «Гнев», «Домино», «Дежа вю» и «Взятие поезда 123». Во всех новостных сводках о смерти мастера пишут: «режиссер картины “Лучший стрелок”», будто его главным фильмом стала вторая в его творческой карьере лента. Это, конечно, не так. Хотя и «Стрелок» занимает особое место в американской культуре.

Все знают, что свой лучший фильм (лучший – по моему мнению) «Настоящая любовь» Скотт снимал по сценарию Квентина Тарантино. В этот проект вошло много задумок, которые Тарантино озвучил еще в своей ранней ленте «День рождения моего лучшего друга». В 1993 году «Настоящая любовь» уже вышла в свет, а «Криминальному чтиву» еще только предстояло появиться. Скотту так понравились сценарии Тарантино, что он захотел снять по ним кино.

Тарантино отдал только один. Скотт справился блестяще. Так что режиссер одним из первых почуял важное и поучаствовал в «тарантинизации» 1990-х годов.

Тарантино же часто упоминал имя Тони Скотта, еще когда был никем и работал в прокате видеофильмов. В американском независимом фильме «Спи со мной» можно наблюдать Квентина Тарантино в камео. Мэтр объясняет случайным знакомым на вечеринке, как правильно нужно смотреть и понимать фильм «Лучший стрелок» Тони Скотта. Тарантино объясняет, почему это фильм о геях и для геев. Примерно так он рекламировал этот фильм посетителям проката. Сцена в фильме – пусть и ирония, но все же вместе с тем и дань уважения мастеру.

«Лучший стрелок» и без Тарантино уже давно стал частью «квир-культуры». Хотел того режиссер или нет, но его фильмы были не просто любимы, они часто становились особенно значимыми для разных субкультур.

В 1991 году он снял один из самых интересных боевиков десятилетия «Последний бойскаут» с Брюсом Уиллисом, игравшим спившегося неудачника, не потерявшего, правда, чувство юмора. На долгие годы это кино вместе с «Настоящей любовью» станет визитной карточкой режиссера. Хотя Тони Скотт не был неудачником, как персонаж Брюса Уиллиса, но на самом деле стал настоящим последним бойскаутом американской культуры – при этом являясь выходцем из Великобритании – героем и певцом неординарного боевика, который ушел вместе с приходом спецэффектов и многочисленными экранизациями комиксов. Такого боевика, который можно считать по-настоящему большим кино.

Наконец скажем, что во всех новостных сводках о Тони Скотте пишут, что он был младшим братом знаменитого Ридли Скотта. Я специально решил упомянуть об этом в конце текста, чтобы не умалять личных достоинств Тони Скотта, потому что, по моему глубокому убеждению, он превосходит не только брата, но и почти всех других американских режиссеров, работающих в жанре экшн.

О Тони Скотте можно сказать много теплых слов. Но он не нуждается в этом. Лучший способ почтить его память – это посмотреть несколько фильмов этого режиссера. Я бы рекомендовал «Последний бойскаут» или «Настоящая любовь». Увидев их в первый или даже в очередной раз, можно будет понять, какого прекрасного режиссера мы лишились.

R.I.P. Тони Скотт.

Обсудить с другими читателями >
Ранее в рубрике
автор:Юрий Бурносов
автор:Борис Соколов
автор:Алексей Карякин
автор:Юлия Шатилова
автор:Борис Соколов
автор:Юрий Бурносов
автор:Светлана Лурье
автор:Станислав Хатунцев
автор:Борис Соколов
автор:Светлана Лурье
автор:Дмитрий Петров
автор:Борис Межуев, Кирилл Бенедиктов
автор:Ярослав Бутаков
Революция online
автор:Борис Кагарлицкий
автор:Борис Кагарлицкий
автор:Борис Кагарлицкий
автор:Борис Кагарлицкий
автор:Борис Кагарлицкий
Американоцентричная модель мира не выдерживает испытания XXI веком
команда авторов
Кирилл Бенедиктов руководитель отдела интеллектуальных расследований. Писатель, политолог. Участник Цеха политической критики
Наталия Быкадорова специальный корреспондент портала Terra America
Василий Ванчугов политический философ, профессор кафедры истории философии факультета гуманитарных и социальных наук РУДН
Наталья Войкова обозреватель портала Terra America, эксперт по гендерным вопросам
Наталья Демченко руководитель отдела спецпроектов портала Terra America
Дмитрий Дробницкий главный редактор портала Terra America. Публицист, политолог
Александра Забалуева выпускающий редактор портала Terra America
Александр Костин эксперт по проблемам безопасности и военно-политического сотрудничества
Никита Куркин один из основателей и продюсер проекта Terra America, участник Цеха политической критики
Эдвард Люттвак американский историк, специалист по вопросам международных отношений, истории военных конфликтов и стратегии действий вооруженных сил.
Виктория Максимова художник, культуролог
Борис Межуев один из основателей портала Terra America, участник Цеха политической критики. Кандидат философских наук, доцент философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова
Юлия Нетесова кандидат политических наук, специальный корреспондент портала Terra America
Александр Павлов Кандидат юридических наук, доцент философского факультета НИУ - ВШЭ
Алексей Черняев кандидат политических наук и заведующий отделом Латинской Америки портала Terra America.