От редакции. Советский Союз в 1920-30-е годы проводил индустриализацию не только за счет мобилизации собственных ресурсов, но и за счет привлечения технических специалистов со всего мира, и в первую очередь из США. В СССР приезжали, спасаясь от последствий Великой депрессии, сотни инженеров из Нового света. После войны СССР стал и в самом деле закрытой страной, и подобный кадровый набор со всего мира был уже невозможен. Как сегодня развитые государства и в первую очередь США решают проблему кадрового обеспечения, какие принципы работы с иностранными специалистами используют американцы? На эту тему с нашим корреспондентом беседовал директор Института изучения труда и занятости населения Массачусетского технологического института Томас Кочан. Ситуацию с «виртуальными рынками труда» прояснил нашему корреспонденту профессор менеджмента в Школе бизнеса Университета штата Колорадо в Денвере Уэйн Касио.
Сегодня наш гость – Льюис Сигельбаум, профессор русской и европейской истории Университета штата Мичиган, один из создателей Интернет-проекта «17 мгновений советской истории», автор книги 2008 года Cars for Comrades: The Life of the Soviet Automobile(«Машины для товарищей. Биография советского автомобиля»).
* * *
– Уважаемый господин Сигельбаум, не могли бы Вы поделиться своими соображениями о том, как был организован процесс привлечения на рабочие места иностранных инженеров в Советском Союзе? Какие применялись методы?
– Привлечение иностранной рабочей силы в Советскую Россию началось уже через несколько лет после революции с так называемых концессий, мелких концессий, которые находились во владении советского правительства и заинтересованных иностранных лиц. Наиболее известной из них была фабрика по производству карандашей, для которой компания Арм&Хаммер поставляла оборудование, и которая находилась за городской чертой Москвы, она производила карандаши для всей страны.
К середине 1920-х годов Советский Союз стал более заинтересован в помощи технического характера, и предоставление передовых западных технологий Советскому Союзу стало условием подписания контрактов. Эти контракты с иностранными компаниями заключались специальной инстанцией – представителями Высшего совета народного хозяйства СССР и подчиненными ему организациями. Из 170 подобных соглашний подписанных между 1923 и 1934 годами большую часть составляли договоры с компаниями США.
– Как был организован кадровый обмен? Например, выбирали ли иностранные компании людей сами и потом их присылали? Кто оплачивал поездку, и какие обязательства брал Советский Союз во всем этом предприятии?
– В целом, можно сказать, что американские компании сами выбирали людей, которых они хотели послать на работу, но, с другой стороны, компаниям нужно было предоставлять списки, которые проверялись советской стороной.
К вопросу о том, кто платил за поездки и сопутствующие расходы: существовали исходные нормативы, составленные компаниями, и условия выполнения этих нормативов были прописаны в контрактах, которые должны были выполняться советской стороной. Когда люди прибывали в Советский Союз, им, как правило, предоставляли жилье в отдельном квартале, если это был город, или иногда даже строили специальные жилые зоны для их проживания и обеспечения.
– А как они работали в России, если они не говорили по-русски?
– Да, совсем немногие говорили по-русски. Но у них были советские технические переводчики, которые были связующим звеном между американскими инженерами и рабочими – с одной стороны и советскими инженерами и рабочими – с другой. У них также был целый штат стенографистов и машинисток, как правило, женщин, которые помогали им в этом процессе.
– Непросто, наверное, им было…
– Таковы были условия работы в подобных ситуациях и в те дни. Более того, это не на много отличалось от условий работы в досоветское время, когда иностранные компании инвестировали в предприятия или основывали так называемые «дочерние индустрии» в царской России.
– Какие обязанности в целом были у СССР по таким контрактам?
– Я наиболее знаком с автомобильной индустрией, и это действительно была отрасль, получавшая наибольшую техническую помощь и объемы капиталовложений из-за рубежа. В данном случае Советский Союз предоставлял сырье, строительные материалы и сопутствующее для возведения предприятий. СССР предоставлял и основную часть рабочих, и небольшую часть служащих технической сферы. Советский Союз также предоставлял долгосрочные инвестиции, целью которых являлось возвращение начальных вливаний в экономику из-за границы.
– Платил ли Советский Союз зарплаты иностранным инженерам по ставкам оплаты труда, принятым тогда в стране? Или же их зарплаты соответствовали зарплатам соотечественников?
– Нет, иностранцы, которые работали в Советском Союзе, получали зарплаты по стандартам своей страны. Они продолжали работать как подчиненные той компании, которая отправила их заграницу. Я хотел бы еще добавить, что они жили в довольно привелигированных условиях, можно даже сказать в очень привелигированных условиях в Советском Союзе. У них была заграничная еда, которая специально для них импортировалась, в некоторых случаях у них даже была прислуга в домах, другие льготы подобного рода.
– Понятно, для них это были выгодные условия, в том смысле, что они получали деньги, аналогичные тем, что получали работавшие американцы у себя в стране, а также получали такой необычный опыт?
– Да, в случае с инженерами, в этом нет сомнений. Но следует добавить, что в случае с рабочими, это было не совсем так, они жили до определенной степени обычной жизнью советских заводских рабочих, они ходили в те же столовые, ели ту же еду и до определенной степени жили в тех же жилищных условиях. Я сейчас вспоминаю самых знаменитых, наверное, американских рабочих работавших в СССР, – братьев Рутер, Волтера и Виктора, которые работали на предприятиях «Форд» в то время, и которые поехали и провели 1,5 года на строящемся заводе в Нижнем Новгороде, на заводе ГАЗ. Они писали, о том, как многого им недостает, что они испытывают лишения, а при этом советские рабочие считали, что это все норма.
– Насколько была успешна подобная кадровая политика, политика привлечения иностранных специалистов?
– Думаю, что этот вопрос нужно рассматривать на нескольких уровнях. С точки зрения переноса технологий, долгосрочных интересов, все прошло очень успешно, Советский Союз поднял автомобильную индустрию на новый уровень, благодаря помощи компании «Форд» в особенности. В дальнейшем другие иностранные компании внесли свой вклад в эту советскую индустрию, существует пример последующего сотрудничества СССР с компанией «Фиат» в 70-х годах прошлого века, к примеру. Что же касается общественной реакции в СССР, то было сделано много преувеличенных заявлений о том, как это «очень быстро искоренит советскую отсталость» и как СССР «догонит и перегонит» по выполнению производственных норм другие страны.
Но люди быстро утратили иллюзии, которые возникли благодаря этим ожиданиям, их было невозможно оправдать. Что касается ожиданий западных людей и в особенности американцев, то этот опыт сыграл определенную роль в исчезновении иллюзий на счет Советского Союза. Те из американцев, кто поначалу связывал множество своих надежд с СССР, впоследствии столкнулись с жестокой реальностью, которую они могли наблюдать, живя в Советском Союзе.
Беседовала Юлия Нетесова