Terra America

18:53(МСК)
10:53(NY)
07:53(LA)
Люди
0
ком
Советский опыт американских инженеров
Как организовывалось пребывание и проживание специалистов из США в сталинском СССР
Оцените этот контент
     

От редакции. Советский Союз в 1920-30-е годы проводил индустриализацию не только за счет мобилизации собственных ресурсов, но и за счет привлечения технических специалистов со всего мира, и в первую очередь из США. В СССР приезжали, спасаясь от последствий Великой депрессии, сотни инженеров из Нового света. После войны СССР стал и в самом деле закрытой страной, и подобный кадровый набор со всего мира был уже невозможен. Как сегодня развитые государства и в первую очередь США решают проблему кадрового обеспечения, какие принципы работы с иностранными специалистами используют американцы? На эту тему с нашим корреспондентом беседовал директор Института изучения труда и занятости населения Массачусетского технологического института Томас Кочан. Ситуацию с «виртуальными рынками труда» прояснил нашему корреспонденту профессор менеджмента в Школе бизнеса Университета штата Колорадо в Денвере Уэйн Касио.

Сегодня наш гость – Льюис Сигельбаум, профессор русской и европейской истории Университета штата Мичиган, один из создателей Интернет-проекта «17 мгновений советской истории», автор книги 2008 года Cars for Comrades: The Life of the Soviet Automobile(«Машины для товарищей. Биография советского автомобиля»).

* * *

Уважаемый господин Сигельбаум, не могли бы Вы поделиться своими соображениями о том, как был организован процесс привлечения на рабочие места иностранных инженеров в Советском Союзе? Какие применялись методы?

– Привлечение иностранной рабочей силы в Советскую Россию началось уже через несколько лет после революции с так называемых концессий, мелких концессий, которые находились во владении советского правительства и заинтересованных иностранных лиц. Наиболее известной из них была фабрика по производству карандашей, для которой компания Арм&Хаммер поставляла оборудование, и которая находилась за городской чертой Москвы, она производила карандаши для всей страны.

К середине 1920-х годов Советский Союз стал более заинтересован в помощи технического характера, и предоставление передовых западных технологий Советскому Союзу стало условием подписания контрактов. Эти контракты с иностранными компаниями заключались специальной инстанцией – представителями Высшего совета народного хозяйства СССР и подчиненными ему организациями. Из 170 подобных соглашний подписанных между 1923 и 1934 годами большую часть составляли договоры с компаниями США.

– Как был организован кадровый обмен? Например, выбирали ли иностранные компании людей сами и потом их присылали? Кто оплачивал поездку, и какие обязательства брал Советский Союз во всем этом предприятии?

– В целом, можно сказать, что американские компании сами выбирали людей, которых они хотели послать на работу, но, с другой стороны, компаниям нужно было предоставлять списки, которые проверялись советской стороной.

К вопросу о том, кто платил за поездки и сопутствующие расходы: существовали исходные нормативы, составленные компаниями, и условия выполнения этих нормативов были прописаны в контрактах, которые должны были выполняться советской стороной. Когда люди прибывали в Советский Союз, им, как правило, предоставляли жилье в отдельном квартале, если это был город, или иногда даже строили специальные жилые зоны для их проживания и обеспечения.

– А как они работали в России, если они не говорили по-русски?

– Да, совсем немногие говорили по-русски. Но у них были советские технические переводчики, которые были связующим звеном между американскими инженерами и рабочими – с одной стороны и советскими инженерами и рабочими – с другой. У них также был целый штат стенографистов и машинисток, как правило, женщин, которые помогали им в этом процессе.

– Непросто, наверное, им было…

– Таковы были условия работы в подобных ситуациях и в те дни. Более того, это не на много отличалось от условий работы в досоветское время, когда иностранные компании инвестировали в предприятия или основывали так называемые «дочерние индустрии» в царской России.

– Какие обязанности в целом были у СССР по таким контрактам?

– Я наиболее знаком с автомобильной индустрией, и это действительно была отрасль, получавшая наибольшую техническую помощь и объемы капиталовложений из-за рубежа. В данном случае Советский Союз предоставлял сырье, строительные материалы и сопутствующее для возведения предприятий. СССР предоставлял и основную часть рабочих, и небольшую часть служащих технической сферы. Советский Союз также предоставлял долгосрочные инвестиции, целью которых являлось возвращение начальных вливаний в экономику из-за границы.

– Платил ли Советский Союз зарплаты иностранным инженерам по ставкам оплаты труда, принятым тогда в стране? Или же их зарплаты соответствовали зарплатам соотечественников?

– Нет, иностранцы, которые работали в Советском Союзе, получали зарплаты по стандартам своей страны. Они продолжали работать как подчиненные той компании, которая отправила их заграницу. Я хотел бы еще добавить, что они жили в довольно привелигированных условиях, можно даже сказать в очень привелигированных условиях в Советском Союзе. У них была заграничная еда, которая специально для них импортировалась, в некоторых случаях у них даже была прислуга в домах, другие льготы подобного рода.

– Понятно, для них это были выгодные условия, в том смысле, что они получали деньги, аналогичные тем, что получали работавшие американцы у себя в стране, а также получали такой необычный опыт?

– Да, в случае с инженерами, в этом нет сомнений. Но следует добавить, что в случае с рабочими, это было не совсем так, они жили до определенной степени обычной жизнью советских заводских рабочих, они ходили в те же столовые, ели ту же еду и до определенной степени жили в тех же жилищных условиях. Я сейчас вспоминаю самых знаменитых, наверное, американских рабочих работавших в СССР, – братьев Рутер, Волтера и Виктора, которые работали на предприятиях «Форд» в то время, и которые поехали и провели 1,5 года на строящемся заводе в Нижнем Новгороде, на заводе ГАЗ. Они писали, о том, как многого им недостает, что они испытывают лишения, а при этом советские рабочие считали, что это все норма.

– Насколько была успешна подобная кадровая политика, политика привлечения иностранных специалистов?

– Думаю, что этот вопрос нужно рассматривать на нескольких уровнях. С точки зрения переноса технологий, долгосрочных интересов, все прошло очень успешно, Советский Союз поднял автомобильную индустрию на новый уровень, благодаря помощи компании «Форд» в особенности. В дальнейшем другие иностранные компании внесли свой вклад в эту советскую индустрию, существует пример последующего сотрудничества СССР с компанией «Фиат» в 70-х годах прошлого века, к примеру. Что же касается общественной реакции в СССР, то было сделано много преувеличенных заявлений о том, как это «очень быстро искоренит советскую отсталость» и как СССР «догонит и перегонит» по выполнению производственных норм другие страны.

Но люди быстро утратили иллюзии, которые возникли благодаря этим ожиданиям, их было невозможно оправдать. Что касается ожиданий западных людей и в особенности американцев, то этот опыт сыграл определенную роль в исчезновении иллюзий на счет Советского Союза. Те из американцев, кто поначалу связывал множество своих надежд с СССР, впоследствии столкнулись с жестокой реальностью, которую они могли наблюдать, живя в Советском Союзе.

Беседовала Юлия Нетесова

Обсудить с другими читателями >
Ранее в рубрике
Гений короткой паузы
автор:Сергей Черняховский
автор:Олег Шендерюк
автор:Яков Шустов
автор:Дмитрий Петров
автор:Станислав Хатунцев
автор:Константин Аршин
Валькирия индустриального капитализма
автор:Александр Кустарев
автор:Яков Шустов
автор:Дмитрий Петров
автор:Александр Кустарев
автор:Алексей Карякин
автор:Олег Шендерюк
Так, все-таки, кто такой Джон Серль?
Меритократия как политическое настроение эпохи кризиса легитимности
автор:Александр Кустарев
автор:Дмитрий Петров
автор:Ярослав Бутаков
автор:Александр Кустарев
Силуэт на закате
автор:Тарас Бурмистров
автор:Александр Кустарев
автор:Алексей Карякин
Путь господина Муна: как Америка стала ему домом
автор:Константин Аршин
автор:Владимир Можегов
автор:Дмитрий Петров
автор:Алексей Юсев
Бриллиант из Бруклина
автор:Борис Соколов
автор:Кирилл Бенедиктов, Михаил Диунов
автор:Константин Аршин
автор:Борис Соколов
Американский Лев Тихомиров
автор:Константин Аршин
автор:Денис Руденко
автор:Борис Соколов
автор:Борис Межуев, Кирилл Бенедиктов
автор:Борис Соколов
автор:Яков Шустов
автор:Алексей Харин
автор:Дмитрий Петров
автор:Константин Аршин
Бунт миллиардера
команда авторов
Кирилл Бенедиктов руководитель отдела интеллектуальных расследований. Писатель, политолог. Участник Цеха политической критики
Наталия Быкадорова специальный корреспондент портала Terra America
Василий Ванчугов политический философ, профессор кафедры истории философии факультета гуманитарных и социальных наук РУДН
Наталья Войкова обозреватель портала Terra America, эксперт по гендерным вопросам
Наталья Демченко руководитель отдела спецпроектов портала Terra America
Дмитрий Дробницкий главный редактор портала Terra America. Публицист, политолог
Александра Забалуева выпускающий редактор портала Terra America
Александр Костин эксперт по проблемам безопасности и военно-политического сотрудничества
Никита Куркин один из основателей и продюсер проекта Terra America, участник Цеха политической критики
Эдвард Люттвак американский историк, специалист по вопросам международных отношений, истории военных конфликтов и стратегии действий вооруженных сил.
Виктория Максимова художник, культуролог
Борис Межуев один из основателей портала Terra America, участник Цеха политической критики. Кандидат философских наук, доцент философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова
Юлия Нетесова кандидат политических наук, специальный корреспондент портала Terra America
Александр Павлов Кандидат юридических наук, доцент философского факультета НИУ - ВШЭ
Алексей Черняев кандидат политических наук и заведующий отделом Латинской Америки портала Terra America.